В чем состоят особенности героя деревенской прозы?
В чем состоят особенности героя деревенской прозы?
О красоте душ сельских жителей, гармонии общественных отношений, которые были идеалом, а иногда характеризовали жизнь крестьянской семьи и мира, противоречиях национального характера, трудном вхождении вчерашних селян в новый, городской мир с его соблазнами и опасностями много писали В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев.
Исток творчества названных писателей – любовь и восхищение, тревога за любимый мир и несогласие с разрушением традиционных устоев общежития и нравственности.
Одна из очень важных страниц “деревенской прозы” – творчество Василия Ивановича Белова (1932- 2012). Повесть “Привычное дело” (1966) принесла писателю широкую известность, оказалась в центре внимания читателей, критики, всех участников дискуссий
о деревенской теме
Его жизнь полна трудностей и забот. Помимо колхозной работы, он ловит рыбу, добывает пушнину.
Герой отнюдь не безгрешен: в первом же эпизоде повести спьяну натворил дел, в которых позже горько раскаивался. Писатель отмечает также, что его герой слишком долго мирится с явной несправедливостью, с бесконечными поборами, которыми власти истощают крестьянские хозяйства, обрекают людей на полунищее, бесправное существование. А когда терпение лопнуло, Иван Африканович попытался уйти из села, слишком резко поменять свою жизнь. В незнакомом городском мире он потерялся, его обворовывают, оставшись без поддержки, надорвавшись, умирает горячо любимая Катерина.
Во всем этом горько винит себя герой.
Однако прирожденная жизнестойкость и привычки к каждодневному крестьянскому труду помогают ему выжить. И еще одно важнейшее качество героя подчеркивает писатель. Его горе и радость, просветлен ные и печальные думы всегда так или иначе связаны с природой, круговоротом теплых и морозных, ясных и пасмурных дней.
Глядя на восход, он думает: “Восходит – каждый день восходит, так все время. Никому не остановить, не осилить”. Для него жизнь – вен де жизнь. “И все добро, все ладно. Ладно, что родился, ладно, что детей народил”.
В. Белов пишет о поэтическом мироощущении Ивана Африкановича.
Писатель подчеркивает гармоничность духовного мира своего героя. Доброта, совестливость, любовь к людям, жизни придают его личности особое обаяние. Повествование о его жизни становится своего рода “последним поклоном” писателя русскому крестьянству, сельским жителям, трудами и духовным поискам которых был создан традиционный русский национальный мир.
В “Плотницких рассказах” (1968) В. Белов продолжил галерею характеров русских крестьян. В книге повествуется о двух друзьях, которые всю жизнь соперничали, мирились, снова конфликтовали. Авинер Козонков постоянно стремится к власти, делает вид, что поступает по правилам и непогрешим. На самом же деле он всегда и все делает из эгоистических побуждений.
Алеша Смолин, напротив, – прирожденный крестьянин, бескорыстный труженик. Это как бы две стороны национального характера, проявившие себя в противоречиях XX века.