В чем нравственная сущность памяти?
Важнейшее свойство бытия представлено человеческой памятью. Какова нравственная сущность способности человека к хранению памятных событий? Что вообще означает слово “память”?
Над этими необычно сложными вопросами в своей статье размышляет академик Д. Лихачев.
Поднятые им проблемы сегодня не утратили собственной актуальности, так как погоня за богатством, и борьба за власть стали причиной потери значимости всех былых моральных ценностей.
Собственную ценность потеряли для общества даже великие умы и таланты.
Ученый вкладывает в привычное слово память новое содержание, обладающее для всех нас особым значением. Память нельзя категорически назвать способом запоминания, так как она выступает в роли чего-то более существенного, без чего наша жизнь становится немыслимой. Действительно, способность к хранению информации есть у камней, и растений, и птиц. Но человек с памятью от них отличается тем, что наделен душой, способностью к совершению добрых, бескорыстных поступков.
Только беспамятному все равно, как его поступок отзовется. При наличии способности к
Память – это способность, благодаря обладанию которой человек становится человеком в точном смысле данного понятия. Беспамятно всегда зло.
Ужасные последствия беспамятства описаны Ч. Айтматовым, который придумал персонажа, лишенного способности помнить. Им по приказу хозяина была застрелена родная мать, самый святой человек на земле.
Лучшим способом проведения “внутренней инвентаризации” считается необитаемый остров, на котором отсутствует одежда и еда. Прекрасной иллюстрацией этого стало шоу “Последний герой*, победить в котором сможет человек физически здоровый, и способный взять спрос с себя.
Related posts:
- В чем заключается нравственная сущность человека? Критические ситуации часто становятся катализатором нравственной сущности людей. Почему так происходит? До того, как был бы прочтен отрывок из произведения, написанного С. Сергеевым – Ценским, многие из нас, ответили бы, на этот вопрос, не задумываясь. Автору проблема нравственных предпочтений человека очень близка. Им она не обозначается, а скорее подчеркивается ее актуальность. Изначально перед читателем рисуется […]...
- Сочинение на тему: ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ Многие школьники, и я в том числе, объясняя причины своей плохой успеваемости, жалуются на память. Но плохая память дана не от рождения. Она стала такой потому, что ее недостаточно развивали. Можно привести многочисленные примеры, которые свидетельствуют, какого высокого уровня достигает развитие памяти. Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех своих […]...
- Что происходит с человеком, лишенным памяти? Что происходит с человеком, лишенным памяти, – вот проблема, поставленная в тексте Ч. Т Айтматовым. Автор рассказывает о древнем предании, где говорится, что самым страшным наказанием для человека является потеря памяти. Забыв прошлое, герой предания, раб, становился манкуртом, ” бессловесной тварью”, совсем не осознающим себя человеческим существом”: “абсолютно покорен и безопасен для хозяина”. Предание потрясает […]...
- Нравственное значение памяти Известнейший публицист и ученый Д. С. Лихачев затрагивает в своем тексте проблему нравственного значения памяти. Вопрос этот для человечества вечный. Кто только из философов, писателей, поэтов не размышлял о нем! По меткому замечанию А. С. Пушкина, народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. Проблема, рассматриваемая автором, очень злободневна. Как часто дома и в школе […]...
- ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ А. АХМАТОВОЙ ТЕМА ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ А. АХМАТОВОЙ Рубеж ХIХ-ХХ веков – время кризиса, социальных катастроф, исторического перелома. Поэтому в литературе данного периода актуализируется тема памяти. Память – это ощущение присутствия прошлого в настоящем, живое воплощение связи времен. Особенно глубоко осмыслено и философски воплощено судьбоносное значение памяти в поэзии А. Ахматовой. Память присутствует в поэзии А. Ахматовой […]...
- Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти Каждый из нас хранит воспоминания. Среди них есть значимые события, которыми мы дорожим и хотим передать потомкам. Только память человека способна хранить и воспроизводить до бесконечности увиденный однажды факт. И не столь важно, касается это события, человека, всей деревни, народов или цивилизаций. Каждый житель планеты должен осознавать ценность человеческой памяти. Она хранит то, чего в […]...
- Проблема роли памяти в жизни человека и общества по тексту Д. С. Лихачева (“У России, как у большого дерева…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, культуролога и искусствоведа, в котором описана проблема роли памяти в жизни человека и общества. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает своим читателям о роли памяти в жизни каждого человека, сравнивая ее с корнями и кроной большого дерева. Это опыт, полученный человечеством и передаваемый следующими поколениями. У памяти […]...
- “Сущность ее жизни Первая встреча с Наташей Ростовой на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения. Юная Наташа, эта “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”, мечтает стать танцовщицей и так поет, что у слушателей “дух захватывает от восхищения”. Толстого привлекает и открытость Наташи, ее чувство в мир природы. Героиня несет в себе удивительную […]...
- Память. Проблема памяти Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. В. Ломоносов Память – вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно, злободневен. Над ним размышляли во все эпохи многие умы человечества, как представители творческих, научных профессий, так и люди, занятые физическим трудом. Свое отношение к проблеме […]...
- Проблема памяти Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. А. С. Пушкин Память – вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно, злободневен. Над ним размышляли во все эпохи многие умы человечества, как представители творческих, научных профессий, так и люди, занятые физическим трудом. Свое отношение к проблеме […]...
- Интересные факты о человеческой памяти Интересные факты о человеческой памяти Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Благодаря памяти мы используем в повседневной жизни свой собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем ответить на эти вопросы. Память кратковременная и долговременная Память бывает […]...
- 10 советов для развития памяти у детей Проблема для большинства родителей – это загруженная память их детей. Дети не успевают выполнить огромный объем заданий по разным предметам, например, написать сочинение, подготовить пересказ по английскому, выучит таблица и т. д. Ученые говорят, что память – безгранична. Так в чем же причина? Как помочь ребенку развить память и запоминать легко новую информацию? 10 советов […]...
- Тема памяти в творчестве Твардовского (“За далью даль”, “По праву памяти”) Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин. Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место […]...
- “Сущность ее жизни – любовь Наташа Ростова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Первая встреча с Наташей Ростовой на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого движения. Юная Наташа, эта “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка”, мечтает стать танцовщицей и так поет, что у слушателей “дух захватывает от восхищения”. Толстого привлекает и открытость Наташи, ее чувство в мир природы. Героиня несет в себе удивительную […]...
- Учитель в памяти моей Все дороги – от школьного порога. Начало всех профессий – в школьном классе. Ключ ко всем духовным богатствам мира – у него, школьного наставника. Так как он – учитель, повел нас в мир знаний, помог избрать из тысяч свою дорогу в жизни, научил не только премудростям школьных предметов, а и самой сложной из наук – […]...
- Сущность сопротивления Беранже Сочинение по пьесе Ежена Ионеску “Носороги”. Жизнь людей преисполненная проявлений, которые при рассмотрении могут показаться нелогичными или даже абсурдными. Особенно это поражает, когда речь идет о явлениях общественной жизни, когда каждый отдельный человек действует по законам личной логики, а в объединении выходит что-то почти бессмысленное. Глобальные политические эксперименты XX века неоднократно заканчивались трагедиями целых народов. […]...
- Антигуманистическая сущность теории Раскольникова Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в своих собственных глазах, потому что не выдержал, потому что погубил теорию, тем горячее он отстаивает ее. И возможно это потому, что к той извращенности сознания […]...
- Что такое война, ее сущность, значение В нашем мире есть много вещей, которые пугают, унижают, приводят в смятение, делают несчастными. Например, война. Каждый раз, когда речь заходит о войне, люди ощущают грусть, тревогу, переживания. Так было всегда. Но почему войны продолжаются? Почему никто не учится на ошибках прошлого? Давайте обратимся к истории. Анализируя множественные конфликты, можно прийти к выводу, что война […]...
- Проблема памяти о Великой Отечественной войне (ЕГЭ по русскому) Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово “война” болью отзывается в человеческих сердцах. Девятое мая – это священный праздник для всего народа нашей страны. Проблема памяти о Великой Отечественной войне звучит в тексте русского писателя Б. Васильева. Защита Брестской крепости стала одной из […]...
- Сущность последнего романа Достоевского “Преступление и наказание” Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В “Преступлении и наказании” автор изобразил человеческую душу, прошедшую через страдания и ошибки к постижению истины. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христианских аксиом, и […]...
- Сущность конфликта в романе. “Отцы и дети” В романе ” Отцы и дети ” И. С. Тургенева ярко и достоверно отразился характер эпохи и те изменения в русской жизни, которые произошли накануне реформ 60-х годов. Писатель показал в произведении главный общественный конфликт этого времени – он показал Сущность конфликта между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. Основной принцип построения романа – антитеза; и это видно […]...
- Обломов – его сущность, характер и судьба И. А. Гончаров написал сравнительно мало произведений, и “Обломов” – одно из ярчайших. В романе затронуты почти все стороны жизни человека, в нем можно найти ответы на многие вопросы. Без сомнений, самым интересным образом романа является образ Обломова. Кто он? “Барин”, – без капли сомнения говорит Захар. Барин? Да. Но какой? С первых же страниц […]...
- НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВОЕННОЙ ПРОЗЫ Смелый к победе стремится, Смелым – дорога вперед. Смелого пуля боится, Смелого штык не берет. А. Сурков Война… Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, если помнить, что смерть для каждого человека – естественное, неизбежное окончание жизни, а война – ужасающее бедствие, вызываемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как умолкли громы […]...
- Сущность драматического и комического в комедии “Ревизор” Чтобы осмыслить пьесу “Ревизор” как комедию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комического. Комическое – особая эстетическая категория. Эстетические категории – это выработанные людьми определенные понятия, с помощью которых мы оцениваем различные жизненные явления: одни явления называем прекрасными, другие – безобразными, третьи – возвышенными, четвертые – низкими, пятые – трагическими, […]...
- Сущность ее жизни – любовь “Л. Толстой не пытается создавать идеалы; он берет жизнь, как она есть…” Это суждение современницы писателя прямо относится к тем женским образам романа “Война и мир” – Соня, княжна Марья, Наташа Ростова, – которые вызывают явную симпатию автора и большинства читателей. В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток жизни. Первая встреча с ней на страницах […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Голос памяти” На протяжении шести дореволюционных лет поэтесса проводила лето в тверском имении мужа Слепнево, и бежецкая земля стала для нее источником вдохновения. Стихотворение, принадлежащее слепневскому периоду, посвящено Ольге Глебовой-Судейкиной, известной актрисе и танцовщице, – не просто подруге, но человеку, по-настоящему близкому Ахматовой. Посвящение отсылает к трагическим событиям: в начале весны 1913 г. покончил с собой молодой […]...
- В чем заключается сущность тоталитарного государства? (“Раковый корпус”) Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. Его творчество притягивает читателя своей правдивостью, болью за человека: “…Насилие (над человеком) не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, – писал Солженицын. – А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть […]...
- Любовь – сущность жизни Наташи Ростовой “Я так люблю Наташу милую мою”, – мог бы с полным правом перефразировать слова А. С. Пушкина Лев Толстой. Действительно, именно в этой героине воплощен женский идеал писателя. В чем же он состоит? В Наташе Ростовой бросается в глаза переизбыток жизни. Первая встреча с ней на страницах романа оставляет у читателя впечатление свежей молодости, неукротимого […]...
- Сущность жизни и свойства живого Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия “жизнь”? Точное определение понятия “жизнь” дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов. Вопрос […]...
- Идейно-нравственная эволюция Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер принадлежит к числу тех людей, Которые сильны только тогда, Когда они чувствуют себя вполне чистыми. Л. Толстой. Дневник На страницах романа Л. Н. Толстого “Война и мир” мы встречаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе различных событий нравственную эволюцию, развитие идей, изменение мировоззрения. Один из таких людей – Пьер Безухов, жизненный путь которого был […]...
- Тема памяти в лирике А. Твардовского План I. “Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой”. II. “Давайте, люди, никогда об этом не забудем”. 1. Военная тема в творчестве А. Твардовского. 2. Тема покаяния и памяти в поэме “По праву памяти”. III. Жестокая память о войне, о трагическом прошлом. Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый […]...
- Анализ стихотворения Ахматовой “Подвал памяти” Художественный текст, созданный в 1940 г., продолжает развитие многогранной темы памяти, ключевой для ахматовской поэтики. Стихотворению предпослан эпиграф из произведения Хлебникова “Жуть лесная”. Поэтесса трансформирует детали, представленные в автобиографической поэме русского авангардиста и экспериментатора: яркий овеществленный образ “духовного подвала” и мотив спуска в него как путешествия во времени. Зачин открывается возражением лирической героини, будто продолжающей […]...
- Тема памяти в тексте Д. Лихачева Автор посвящает статью теме памяти. Память для него не только физиологический процесс всего живого, творческий процесс в жизни, но и свойство нравственного человека. Основной проблемой он ставит проблему духовного, воспитательного значения памяти. И действительно, в наше время перед человечеством и перед каждым по отдельности стоит задача помнить подвиги предков, жертвы родных и добрые дела друзей, […]...
- Понятие и сущность сознания Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией как у животных, а приобретаемыми только через общение с другими людьми […]...
- Нравственная оценка всех персонажей в романе “Война и мир” Эта мысль с замечательной ясностью выражена Пьером в конце романа. Пьер приходит к; осознанию ее в итоге долгих поисков смысла жизни вообще “и” собственной жизни в частности. “Мы думаем,- говорит он, – что как нас выкинет из привычной дорожки, все пропало, а тут только начинается новое, хорошее”. Способность вырываться из привычных условий жизни, разрушать рамки […]...
- Проблема исторической памяти народа в поэме Николая Вороного “Евшан-зелье” Где же этого евшана взять, Того зелья-приворота, Который на определенный путь направит – Путь в край свой родной?! Н. Вороной. Родину не избирают, она, как мать, всегда одна. Это наша Отчизна наполняет душу песнями, напаивает евшан – зельем широкие степи и буйные леса, пленит целебным благоуханием родной земли. И все это живет в нас с […]...
- Нравственная проблематика современной прозы Добро и зло перемешались. В. Распутин Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности. Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения. Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть “Пожар”, опубликованная во времена перестройки. Событийная основа […]...
- “Степной волк” Гессе и его сущность Герман Гессе родился в Германии, но с 1912 года жил в Швейцарии, в отдаленном местечке Монтальоне, и в 1923 года принял швейцарское подданство. В его романах переплавлены разные пласты мировой культуры и философии (конфуцианство, древние философско-религиозными системами). В 20 лет пережил увлечение Ницше, которого относил к мыслителям ранга Гете: “бытие и мир оправданы в вечности […]...
- Разработка урока по литературе в 11-м классе. “Нравственная проблематика романа И. Шмелева “Лето Господне”” Стефашкина Татьяна Федоровна, учитель русского языка Объявление Домашнее задание к уроку: I блок – теория литературы Что такое – роман-воспитание? Сказ, особенность сказа у И. Шмелева. II блок – творческое задание Обед “для разных”. “Убогие” блины. “Снять счастье”? (подготовить сообщение – анализ, суть, нравственный аспект) Тема урока: записывается на доске после того, как ученики сами […]...
- Произведение о человеческой памяти, о том, как она помогает усовершенствоваться человеку Закон жизни жестокий – все рождено когда-нибудь исчезает. Но это не должно пугать людей. Наоборот: надо верить, что жизнь прекрасна и постоянно движется вперед. Ничто на свете не исчезает бесследно. Человек наследует память веков, достижения предыдущих поколений, давние традиции, верования. Мы смертны, но бессмертный народ и бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в […]...