Увядшие листья в сердце и памяти И. Франко

Поэзия занимает ведущее место в многогранном творчестве великого Каменщика, что является высшим достижением украинского поэтического слова после «Кобзаря» Шевченко, ее часть принадлежит к лучшим достижениям мировой поэзии. Но яркой звездой в поэтическом наследии поэта сияет его необычный поэтический сборник «Увядшие листья», изданный в 1896 году. Он объединил поэзии преимущественно с печальными мотивами, написанные в течение трудного периода жизни поэта.

Жестокое преследование писателя польской и украинской буржуазией, его

третье заключение, недопущение Франко к преподаванию во Львовском университете — это те болезненные удары, которые наносила ему жизнь в эти трудные годы. Они сыпались на поэта один за другим, затмевая душу, касаясь сердца. Именно они и вызвали грустные мотивы в его поэтическом творчестве.

И поэтому, вполне понятно появление этого поэтического сборника. Этих несказанно тяжелых страданий невозможно было вычеркнуть из памяти, вырвать из сердца.

Сборник «Увядшие листья» художник назвал «лирической драмой». Это действительно драма. Это грустный рассказ о неописуемых страданиях человеческой

души, израненной как жизненными неурядицами, так и несчастной любовью.

Символично и название сборника. «Увядшие листья» — это художественный образ потерянных надежд, задавленного в душе великого чувства.

Развейтесь с ветром, листочки увядшие,

Развейтесь, как тихое воздыхание!

Сборник имеет три «пучка», где раскрывается глубокая душевная трагедия лирического героя, вызванная тяжелыми обстоятельствами общественной и личной жизни.

Первый «пучок» передает трагедию неразделенной любви, ее беззащитность и уязвимость. («Да, ты одна моя правдивая любовь», «За что, красавица, я так тебя люблю»). Лирический герой не хочет согласиться с тем, что любимая ему отказывает. Он то обвиняет во всем обстоятельства («Раз сошлись мы случайно…»), то стремится казаться равнодушным (» Я не надеюсь ни на что…»), то уговаривает любимую сжалиться на его страдания («Не проходи с презрением…», «Я не проклинал тебя, звезда») .

Второй «пучок» лирической драмы написан преимущественно в народно-песенной манере, так много стихов из второго «пучка» стали любимыми песнями и романсами («Ой ты, девушка, из ореха зернышко…», «Красная калина, чего в лугу гнешься?», «Чего являешься мне во сне?» и другие). Художник пытается найти в природе созвучность своим страданиям, утешение от них.

Ведущим мотивом стихов третьего «пучка» являются адские переживания поэта, вызванные несчастной любовью.

«Это такие легкие, нежные стихи, с такой широкой гаммой чувств и понимание души человеческой, что, читая их, не знаешь, кому отдать предпочтение, поэту борьбы или поэту-лирику, певцу любви и настроений», — писал М. Коцюбинский.

И с ним трудно не согласиться. В своем сборнике «Увядшие листья» Франко выступает как тончайший поэт-лирик, певец высокой любви. Лирический герой драмы — человек с нежной, ранимой душой, но вместе с тем — сильным характером.

Ничто не страшит его — ни трудности жизни и неудачи, ни клевета и преследования врагов, ни предательство друзей, ни император с его тюрьмами и жандармами.

Не боюсь я царей держиморды,

Хотя у них есть солдаты и пушки,

Не боюсь я человеческих пересудов

Что попадут и душу порвут.

Герой не может отказаться от большого и сильного чувства любви, он не может вырвать из сердца волшебный образ девушки, которую полюбил до самоотречения. По причине своих мучений влюбленный юноша считает три беды, которые стали спутниками его жизни: первая скорбь — то мягкое сердце, вторая — холопский род, третья — гордая душа. Человеческая гордость не позволяет герою просить милостыни у любви, поэтому все свои боли и страдания он «в сердце сдавливает На дне «. Личные переживания лирического героя, его чистоту, самоотреченность поэт вознес на несравненную высоту духовной красоты.

Нежное, личное передает он трогательными словами. Никого не могут оставить равнодушными нежные строки его поэзии, особенно тех, кто любил и страдал.

Кто же она, та женщина, которая пробудила в сердце лирического героя такую необыкновенную любовь, разбила его пылкое сердце и наполняло все его существо невыносимыми душевными муками? Читая этот сборник, понимаешь: в «лирической драме» нет цельного женского характера. Героиня сборника появляется то загадочной незнакомкой, то легкомысленной красоткой, а зачастую красивой, словно перенесенной из народных песен девушкой.

Волшебный образ девушки, который является источником и радости, и муки лирического героя, изображает поэт в стихотворении «Ой ты, девушка, из ореха зернышко…». Красотой девушка — «из ореха зернышко», а сердцем — «колючий терновник». Уста ее — тихая молитва, а слово — «острое, как бритва».

Темнее ночи глаза любимой, а сама она «ясная заря». Это необычная красота девушки волнует душу влюбленного юноши, а безответная любовь тяжелым бременем ложится на сердце.

Ой ты, девушка, ясная звезда!

Ты мои радости, ты мое горе!

Тебя выдавая, любить нельзя,

Тебя любя, потеряю душу.

И все же любовь поддерживает лирического героя, придает ему вдохновение и силы.

Я понесу тебя в душе на дне,

Облитую очарованием свежести и любви

Твою красоту я перелью в песни,

Огонь глаз в звонкие волны языка,

Кораллы уст в ритмы гласные.

В народе говорят: «Мир возник из любви». Именно так. Любовь существует на земле издавна. Разделенная она или нет, но все равно делает человека чище, благороднее, лучше, вдохновляет на величайшие подвиги и свершения.

И именно такую любовь воспел И. Франко в гениальном своем творении — сборнике «Увядшие листья», этих «волнующих писаных кровью сердца строках».


Увядшие листья в сердце и памяти И. Франко