Утверждение извечных этических ценностей в баснях Леонида Глебова

Литературное наследие Леонида Глебова очень богато – от песенно-лирических произведений до стихов-загадок, шуток. Работал выдающийся украинский писатель в околице художественной прозы. Но наибольшее признание он получил как непревзойденный баснописец, который правдивым художественным словом преданно служил интересам своего народа.

Поэтому басни Л. Глебова стали своеобразным символом добра и благородства, так как, черпая от народа мудрость, учили добропорядочности, чести, достоинству и другим извечным морально-этическим ценностям.

Такой

является басня “Рисованный столб”, написанная в 1891 году. Острая и злободневная по смыслу, она выступает против тех, кто, оторвавшись от своего “корня” – народа, предавал его, демонстрировал равнодушие к его интересам, становился черствым, бездушным Столбом. Для украинцев культ родительского корня всегда был святым, поэтому люди, которые пренебрегали им, вызывали к себе чувство пренебрежения.

Родительские корни – это высочайшая ценность в жизни человека; с них и вырастает любовь к своему народу и своей земле. Для

того, кто ради “рисованной” красоты отрывается от него, “мир не тот” и “судьба отреклась”. Столбу Л. Глебов противопоставляет волшебную природу, преисполненную жизни, и этот контраст еще больше усиливает поучительную мораль басни.

Морально-этическая проблема поднимается и в басне “Песик”, где сатира баснописца направлена на высмеивание лакейства, паразитизма, лицемерия, эгоизма и прислужничества. Интересно, что, изображая двух собак, автор дает одной кличку Бровко, а вторую обобщенно называет Песиком (он даже собственного имени не достоин, так как не заслужил его из-за паразитически – эгоистического образа жизни). Общеизвестно, что украинцы всегда прославлялись своим добросовестным трудолюбием.

Таким является Бровко: он честно несет свою службу: “Двор стерегу и день, и ночь”, хотя почета за свое верное служение не имеет, ему приходится терпеть издевательство от хозяина. Песик живет сытой и паразитической жизнью:

И мягко спать мне, и мясо можно есть,
И бегаю не в сорняках,
Сухенькие лапки, хвостик чистый…

Какая же цена этому “счастью”? Басня определяет ее словами Песика: “На задних лапках я по-ученому служу”. И Глебов неслучайно вкладывает в слова этого бездельника фразу: “Я то делаю, чего ты не сумеешь”.

И этим самим подчеркивает, что честному труженику не присущ такой угоднический и паразитический образ жизни. Кроме того, как и в “Рисованном столбе”, мы выразительно ощущаем тему пренебрежения своим прошлым ради сытой и “рисованной” жизни. Более того, баснописец будто предостерегает, что однажды уступив моральными нормами, такие “песики” способны причинить вред и другим: “Дернет и Бровка, когда захочет”.

Чрезмерная самоуверенность, высокая самооценка и преувеличение собственных возможностей, которые в народе определяется одним словом – спесь, осмеяны в басне “Жаба и Вол”. Эту тему Л. Глебов затронул не случайно, так как она очень близка и понятна украинскому народу, который отмечается своей вежливой скромностью. Мне кажется, что даже образ Вола олицетворяет в себе здоровую силу и мораль народа, его трудолюбие. А вот Жаба (образ, далекий от уважения), как бы ни старалась, не могла сравниться с ним.

Мораль басни автор определил сам: “…лучше жить, как милосердный Бог дает”. И хоть любой из нас стремится достичь большего, нельзя ставить к себе и к жизни чрезмерные требования.

Мы видим, что во всех баснях, которые разоблачают нарушение морально-этических норм, звучит искренняя любовь к человеку – творцу добра на земле.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Утверждение извечных этических ценностей в баснях Леонида Глебова