Урок. “Здравствуй, гостья-зима”. Урок-праздник
Цели: Прививать им любовь к окружающему миру, учить ценить все живое, учить выразительному чтению, развивать творческие способности. Оборудование: Выставка книг, костюмы, музыка в записи для инсценировки. ХОД УРОКА Слово учителя (с элементами беседы) Посмотрите, ребята, какие книги сегодня на нашей выставке.
Не хотите ли ее дополнить? Ответы детей. Учитель А сейчас мы посмотрим небольшой спектакль – инсценировку “Встреча зимой”.
Сегодня к нам в гости пришел Старик-годовик. Он обещал показать нам удивительное и необычное. Входит
Старик-годовик: Вот как выйду я, да начну махать рукавом и пускать птиц! Махну один раз – полетят первые 3 птицы.
Каждая птица со своим особым именем. И станет сразу холодно, морозно. Птицы эти не простые.
У каждой птицы по четыре крыла.
В каждом крыле по семи перьев, каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая – черная.
Махнет птица раз – станет светло, махнет другой – станет темно. Что это за 3 птицы вылетели из моего рукава? (Декабрь, январь, февраль.) Какие это 4 крыла у каждой птицы? (4 недели.
) Какие 7 перьев на
(День, ночь.) Учитель Первый зимний месяц, декабрь, называют в народе хмурень.
Солнце редко светит, ночи темные да длинные. Старик-годовик: Пришла к нам в гости Зимушка-зима. Встречайте ее, ребята! Ученик: Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легка волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.
Зима (подготовленная ученица): Знаю я, что вы любите кататься на лыжах и коньках, играть в снежки и лепить снежную бабу.
Вот говорят, что я лютая, суровая… А как меня еще называют?
(Волшебница, проказница, красавица. ) Ученик: Что за радость, когда снега вокруг – не пройти, мороз – не вздохнуть, метель – не устоять. Дети: Подумаешь, на окнах ледяные узоры! Зато на ветках пушистый иней. На сугробах снежинки-звездочки.
Голубые тропинки-дорожки манят на речку, в поля, тихий лес.
Пойдешь – и глаза белками разбегаются, ноги зайчиками поскачут, а сердце дятлом забарабанит от радости. Зима: Зима пришла, В сани коней запрягла, В путь-дорожку вывела, Лед на реке вымела, С берегом связала, К земле приковала, Малых ребят, Красных девчат, На санки усадила, С горы покатила. Веселой ребятне и мороз нипочем.
Они песни про меня поют И стихи рассказывают. , Старик-годовик: Садись, Зимушка-зима, красавица, на свой трон, послушай песни и стихи! Будь на нашем празднике гостьей дорогой1 Песня о зиме (исполняют подготовленные учащиеся): Замерзали все болота и ручьи, Застывали быстры реки широки, Выпадали белы снеги глубоки, Засыпали все дороги, все пути. Ученик: Ты мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос Уходи скорей домой.
Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем, Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки-самокаточки, Да с горы-то – ух! В снег пушистый – бух!
Учитель Старик-годовик приберег для вас загадки, которые давным-давно сочинил русский народ. Старик-годовик: Сам Самсон мост мостил Без топора, без клиньев И без тесанья.
(Мороз.) Зима: Я тоже ребятам загадку загадаю: Днем стекло разбито, А ночью вставлено: (Лед в луже. ) Белый Тихон с неба спихан, Где пробегает – ковром устилает.
(Снег.) Шуба нова, на подоле дыра.
(Прорубь. ) Зима: Молодцы, ребята! Ваши ответы я записываю на снегу! Старик-годовик: Ребята, какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Рождество Христово, Крещение.) На какой праздник колядки поют? (На святки.
) Учитель Спойте колядки. Дети: Коляда, коляда отворяй-ка ворота!
Пришла колядка накануне Рождества. С пышками, с лепешками, Со свиными ножками. Коляда, коляда, подай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай. Кто не даст пирога – Уведем корову за рога!
Учитель Почему в народе говорят “январь на порог – прибыло дня на куриный скок”, “В феврале зима с весной встречаются”. (В январе день прибыл на непродолжительное время, февраль – последний месяц зимы.) Учитель Ребята, а кто выучил стихи о зиме? Дети читают стихи о зиме. Учитель Отгадайте-ка, ребята, еще одну загадку. Летит – молчит, лежит – молчит, Когда умрет – тогда заревет.
Что это?
(Снег.) Учитель А знаете ли вы, отчего снег молчит? Не знаете?
Тогда слушайте сказку Э. Шима “Снег и Кисличка”. И не забудьте: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”… Учитель читает сказку “Снег и Кисличка”. Учитель Хороша ли сказка?
Чем хороша, ведь снег умер, растаял? А может, лучше бы Кисличка погибла?
О ком думал сказочник, когда писал эту сказку? Ответы детей.
Итоги урока