Урок – Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова “Зима” со стихотворением А. С. Пушкина “Зимний вечер”

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть стихотворения И. 3. Сурикова “Зима”

(Варианты выразительного чтения стихотворения обсуждаются и оцениваются самими учащимися.)

Можно провести чтение стихотворения в форме конкурса на лучшее исполнение, в котором сами учащиеся будут выполнять роль жюри и решать, чье чтение будет лучшим.

2. Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова “Зима” со стихотворением А. С. Пушкина “Зимний вечер”

Учитель. Дома вы сопоставляли стихотворение Сурикова “Зима” и стихотворение

Пушкина “Зимний вечер”. Чем отличаются картины природы, изображенные поэтами?

Дети. – Суриков рисует картины наступления зимы, а Пушкин говорит о своем настроении, о своих чувствах к няне, о своих переживаниях в тяжелые минуты жизни.

Суриков передает восхищение зимними картинами, а у Пушкина они грустные, печальные, мрачные.

Картина зимнего вечера созвучна подавленному настроению автора, у Сурикова настроение радостное, бодрое, светлое, восторженное.

Суриков просто рисует одну картину за другой, а Пушкин передает свое обращение к няне, говорит и о себе.

– Пушкин ведет повествование

от своего имени.

Учитель. Молодцы, ребята.

П. Работа над новым материалом

1. Сообщение темы нового урока, постановка учебных задач

Учитель. Мы продолжим чтение стихов о зиме. Сегодня мы будем читать стихотворение русского поэта Ивана Саввича Никитина.

Посмотрим, какая зима у этого поэта.

2. Чтение стихотворения учителем

3. Беседа после чтения

Учитель. Почему автор так назвал свое стихотворение?

Ученик. Потому что в нем говорится о начале зимы, о первом снеге.

Учитель. А теперь давайте включим свое воображение и представим себе картины, нарисованные автором.

Прочитайте текст про себя и посмотрите, сколько здесь картин.

4. Чтение текста про себя и выделение картин. Составление “словесного картинного” плана

Учитель. Итак, сколько картин вы представили, когда читали текст?

Дети. – У меня три картины.

А у меня пять.

А я выделил четыре.

Учитель. Какие же? Нарисуйте их своими словами, и у нас получится “словесный картинный” план.

А в тексте найдите “рисующие” слова, которыми автор эти картины изображает.

1я картина Учитель. Автор рисует здесь ненастную осеннюю погоду: “…дождь в стекла окон стучал”. На улице холодно (“Веял холод в лицо”), туманно; в небе плывут низкие тяжелые облака:

“Над землею туман Облаками вставал”.

Картина угрюмая, сумрачная, безрадостная: “От угрюмых небес…”, “…плакал сумрачный лес”.

Как бы вы назвали эту картину?

Дети. – “Осенняя дождливая погода”.

“Конец осени”.

“Осенняя непогода”.

“Осеннее ненастье”.

2я картина Учитель. А дальше картина меняется: дождя нет (“В полночь дождь перестал”). В воздухе закружились снежинки.

Они мягкие, пушистые: “И что белый пушок”. Снежинки падали на мокрую землю, и я даже представила себе, как они тают:

“На осеннюю грязь Начал падать снежок”.

А как можно озаглавить такую картину? Дети. – “Первые снежинки”.

– “Первый снег”.

3я картина Учитель. Прошла ночь: “Ночь прошла. Рассвело”. Небо стало чистым и безоблачным: “Нет нигде облачка”.

Чистый воздух, легко дышится: “Воздух легок и чист”. На улице мороз: “Замерзла река”. Все вокруг покрыто снегом:

“На дворах и домах Снег лежит полотном…”

Погода ясная, солнечная:

“И от солнца блестит Разноцветным огнем”.

Картина радостная, яркая, светлая. А как вы ее назовете? Дети. – “Солнечное утро”.

“Все в снегу”.

“Зима настала”.

4я картина Учитель. На картине зимний лес. Он преобразился, уже не сумрачный, а веселый:

“Смотрит весело лес Изпод черных кудрей”.

Лес радуется: “Словно рад он чему”. На ветках деревьев застыли слезы, лес плачет от радости, его замерзшие слезинки (“капли сдержанных слез”) похожи на алмазы: “Как

Алмазы, горят…”. Картина очень яркая, блестящая, красочная.

Какое название вы ей придумаете?

Дети. – “Зимний лес”.

“Застывшие слезы радости”.

“Зимние слезы”.

“Смотрит весело лес Изпод черных кудрей”.

Учитель. Вот мы и составили “картинный” план и даже придумали названия картинам.

5. Работа над художественными средствами

Учитель. А теперь найдите в тексте сравнения. Дети. – “И Что белый пушок“.

“Снег лежит Полотном“.

“И от солнца блестит Разноцветным огнем“.

Как алмазы, горят…”

Учитель. А для чего автор придумал эти сравнения? Дети. – Чтобы картины получились яркими.

Чтобы точнее изобразить картины природы.

Чтобы читатели их смогли лучше себе представить. Учитель. А теперь найдите в тексте еще слова, которые

Рисуют явления и предметы природы, как живых существ. Дети. – “…дождь в стекла окон стучал”.

“Над землею туман Облаками вставал”.

“Веял холод в лицо”.

“Плакал сумрачный лес”.

“Смотрит весело лес Изпод черных кудрей”.

“Словно рад он чему”.

“Капли сдержанных слез”.

6. Соотнесение стихотворений И. 3. Сурикова и И. С. Никитина

Учитель. А теперь сравним стихотворения Сурикова и Никитина. Похожи они?

Дети. – Да, похожи: они оба о зиме.

И о первом снеге.

О наступлении зимы.

Учитель. А по настроению они одинаковы?

Дети. – Нет, не совсем одинаковые. Суриков сразу рисует радостные, бодрые, светлые картины зимы и восхищается ими, а у Никитина настроение сначала грустное, нерадостное, а потом оно меняется вместе с картинами.

Настроение поднялось с началом снегопада.

Дальше зимняя картина вызвала у поэта веселое и бодрое настроение, оно вызвано чистым, свежим воздухом, морозами.

Настроение у автора в конце стихотворения восторженнорадостное, особенно там, где он говорит о лесе, сравнивает замерзшие капли с разноцветными алмазами.

7. Соотнесение зрительного и словесного образов природы

Учитель. А теперь давайте рассмотрим картину художника Крылова “Зимний пейзаж” и подумаем, случайно ли ее поместили на этой странице, или, может быть, она имеет какоенибудь отношение к прочитанному стихотворению.

(Ребята рассматривают картину и обмениваются своими впечатлениями.)

Учитель. Никифор Степанович Крылов – художник начала XIX века, он первым в русской живописи стал изображать простых людей, крестьян и простую русскую природу. До этого было принято рисовать портреты знатных особ: царей, вельмож, членов их семей.

Крылов прожил очень короткую жизнь – всего двадцать девять лет, после него сохранилось всего три картины, в том числе и эта, которая показывает его большое мастерство.

Всмотритесь в картину. Какой день изображен на ней: ясный или пасмурный? Как художнику удалось показать это на картине?

(С помощью учителя дети обращают внимание на прозрачность воздуха, которая достигается контрастом цветов: белый снег и темные деревья, лес вдали, тени от деревьев и

Предметов; глубина изображения на картине, дальний план, открывающийся взгляду в перспективе, изображен четко, все детали вырисованы тщательно: ветви деревьев, люди, одежда.)

Учитель. У этой картины есть еще одно название: “Русская зима”. Подтверждается ли это название изображением на картине и как?

Дети. – На картине изображен русский пейзаж: много снега, вдали замерзшая река, ясная морозная погода.

Художник изобразил не только пейзаж, но и людей. Они в русской одежде: в тулупах, на головах у женщин яркие платки.

Женщины несут воду на коромысле.

Здесь мужик с лошадкой.

Вдали виднеется постройка, похожая на баню.

В картине все говорит о том, что это действительно русская зима.

Учитель. А теперь давайте соотнесем эту картину со стихотворением Никитина. Найдите в тексте строчки, которые можно подписать под этой картиной.

Дети (читают).

“Воздух легок и чист, И замерзла река”.

“Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем”.

“На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Изпод черных кудрей…”

8. Выразительное чтение стихотворения

Учитель. А теперь попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать меняющееся настроение автора, связанное с изменением картин.

(Ребята упражняются в выразительном чтении. Варианты чтения обсуждаются, отрабатываются, подбирается соответствующая интонация.)

Домашнее задание. Выучить наизусть понравившиеся картины из стихотворения И. С. Никитина “Встреча зимы”. Сравнить картины художников Н. С. Крылова и И. И. Шишкина.

Пофантазировать и представить, что бы произошло, если бы картины ожили.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок – Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова “Зима” со стихотворением А. С. Пушкина “Зимний вечер”