Урок – Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова “Зима” со стихотворением А. С. Пушкина “Зимний вечер”
I. Проверка домашнего задания
1. Чтение наизусть стихотворения И. 3. Сурикова “Зима”
(Варианты выразительного чтения стихотворения обсуждаются и оцениваются самими учащимися.)
Можно провести чтение стихотворения в форме конкурса на лучшее исполнение, в котором сами учащиеся будут выполнять роль жюри и решать, чье чтение будет лучшим.
2. Сопоставление стихотворения И. 3. Сурикова “Зима” со стихотворением А. С. Пушкина “Зимний вечер”
Учитель. Дома вы сопоставляли стихотворение Сурикова “Зима” и стихотворение
Дети. – Суриков рисует картины наступления зимы, а Пушкин говорит о своем настроении, о своих чувствах к няне, о своих переживаниях в тяжелые минуты жизни.
Суриков передает восхищение зимними картинами, а у Пушкина они грустные, печальные, мрачные.
Картина зимнего вечера созвучна подавленному настроению автора, у Сурикова настроение радостное, бодрое, светлое, восторженное.
Суриков просто рисует одну картину за другой, а Пушкин передает свое обращение к няне, говорит и о себе.
– Пушкин ведет повествование
Учитель. Молодцы, ребята.
П. Работа над новым материалом
1. Сообщение темы нового урока, постановка учебных задач
Учитель. Мы продолжим чтение стихов о зиме. Сегодня мы будем читать стихотворение русского поэта Ивана Саввича Никитина.
Посмотрим, какая зима у этого поэта.
2. Чтение стихотворения учителем
3. Беседа после чтения
Учитель. Почему автор так назвал свое стихотворение?
Ученик. Потому что в нем говорится о начале зимы, о первом снеге.
Учитель. А теперь давайте включим свое воображение и представим себе картины, нарисованные автором.
Прочитайте текст про себя и посмотрите, сколько здесь картин.
4. Чтение текста про себя и выделение картин. Составление “словесного картинного” плана
Учитель. Итак, сколько картин вы представили, когда читали текст?
Дети. – У меня три картины.
А у меня пять.
А я выделил четыре.
Учитель. Какие же? Нарисуйте их своими словами, и у нас получится “словесный картинный” план.
А в тексте найдите “рисующие” слова, которыми автор эти картины изображает.
1я картина Учитель. Автор рисует здесь ненастную осеннюю погоду: “…дождь в стекла окон стучал”. На улице холодно (“Веял холод в лицо”), туманно; в небе плывут низкие тяжелые облака:
“Над землею туман Облаками вставал”.
Картина угрюмая, сумрачная, безрадостная: “От угрюмых небес…”, “…плакал сумрачный лес”.
Как бы вы назвали эту картину?
Дети. – “Осенняя дождливая погода”.
“Конец осени”.
“Осенняя непогода”.
“Осеннее ненастье”.
2я картина Учитель. А дальше картина меняется: дождя нет (“В полночь дождь перестал”). В воздухе закружились снежинки.
Они мягкие, пушистые: “И что белый пушок”. Снежинки падали на мокрую землю, и я даже представила себе, как они тают:
“На осеннюю грязь Начал падать снежок”.
А как можно озаглавить такую картину? Дети. – “Первые снежинки”.
– “Первый снег”.
3я картина Учитель. Прошла ночь: “Ночь прошла. Рассвело”. Небо стало чистым и безоблачным: “Нет нигде облачка”.
Чистый воздух, легко дышится: “Воздух легок и чист”. На улице мороз: “Замерзла река”. Все вокруг покрыто снегом:
“На дворах и домах Снег лежит полотном…”
Погода ясная, солнечная:
“И от солнца блестит Разноцветным огнем”.
Картина радостная, яркая, светлая. А как вы ее назовете? Дети. – “Солнечное утро”.
“Все в снегу”.
“Зима настала”.
4я картина Учитель. На картине зимний лес. Он преобразился, уже не сумрачный, а веселый:
“Смотрит весело лес Изпод черных кудрей”.
Лес радуется: “Словно рад он чему”. На ветках деревьев застыли слезы, лес плачет от радости, его замерзшие слезинки (“капли сдержанных слез”) похожи на алмазы: “Как
Алмазы, горят…”. Картина очень яркая, блестящая, красочная.
Какое название вы ей придумаете?
Дети. – “Зимний лес”.
“Застывшие слезы радости”.
“Зимние слезы”.
“Смотрит весело лес Изпод черных кудрей”.
Учитель. Вот мы и составили “картинный” план и даже придумали названия картинам.
5. Работа над художественными средствами
Учитель. А теперь найдите в тексте сравнения. Дети. – “И Что белый пушок“.
“Снег лежит Полотном“.
“И от солнца блестит Разноцветным огнем“.
“Как алмазы, горят…”
Учитель. А для чего автор придумал эти сравнения? Дети. – Чтобы картины получились яркими.
Чтобы точнее изобразить картины природы.
Чтобы читатели их смогли лучше себе представить. Учитель. А теперь найдите в тексте еще слова, которые
Рисуют явления и предметы природы, как живых существ. Дети. – “…дождь в стекла окон стучал”.
“Над землею туман Облаками вставал”.
“Веял холод в лицо”.
“Плакал сумрачный лес”.
“Смотрит весело лес Изпод черных кудрей”.
“Словно рад он чему”.
“Капли сдержанных слез”.
6. Соотнесение стихотворений И. 3. Сурикова и И. С. Никитина
Учитель. А теперь сравним стихотворения Сурикова и Никитина. Похожи они?
Дети. – Да, похожи: они оба о зиме.
И о первом снеге.
О наступлении зимы.
Учитель. А по настроению они одинаковы?
Дети. – Нет, не совсем одинаковые. Суриков сразу рисует радостные, бодрые, светлые картины зимы и восхищается ими, а у Никитина настроение сначала грустное, нерадостное, а потом оно меняется вместе с картинами.
Настроение поднялось с началом снегопада.
Дальше зимняя картина вызвала у поэта веселое и бодрое настроение, оно вызвано чистым, свежим воздухом, морозами.
Настроение у автора в конце стихотворения восторженнорадостное, особенно там, где он говорит о лесе, сравнивает замерзшие капли с разноцветными алмазами.
7. Соотнесение зрительного и словесного образов природы
Учитель. А теперь давайте рассмотрим картину художника Крылова “Зимний пейзаж” и подумаем, случайно ли ее поместили на этой странице, или, может быть, она имеет какоенибудь отношение к прочитанному стихотворению.
(Ребята рассматривают картину и обмениваются своими впечатлениями.)
Учитель. Никифор Степанович Крылов – художник начала XIX века, он первым в русской живописи стал изображать простых людей, крестьян и простую русскую природу. До этого было принято рисовать портреты знатных особ: царей, вельмож, членов их семей.
Крылов прожил очень короткую жизнь – всего двадцать девять лет, после него сохранилось всего три картины, в том числе и эта, которая показывает его большое мастерство.
Всмотритесь в картину. Какой день изображен на ней: ясный или пасмурный? Как художнику удалось показать это на картине?
(С помощью учителя дети обращают внимание на прозрачность воздуха, которая достигается контрастом цветов: белый снег и темные деревья, лес вдали, тени от деревьев и
Предметов; глубина изображения на картине, дальний план, открывающийся взгляду в перспективе, изображен четко, все детали вырисованы тщательно: ветви деревьев, люди, одежда.)
Учитель. У этой картины есть еще одно название: “Русская зима”. Подтверждается ли это название изображением на картине и как?
Дети. – На картине изображен русский пейзаж: много снега, вдали замерзшая река, ясная морозная погода.
Художник изобразил не только пейзаж, но и людей. Они в русской одежде: в тулупах, на головах у женщин яркие платки.
Женщины несут воду на коромысле.
Здесь мужик с лошадкой.
Вдали виднеется постройка, похожая на баню.
В картине все говорит о том, что это действительно русская зима.
Учитель. А теперь давайте соотнесем эту картину со стихотворением Никитина. Найдите в тексте строчки, которые можно подписать под этой картиной.
Дети (читают).
“Воздух легок и чист, И замерзла река”.
“Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем”.
“На безлюдный простор Побелевших полей Смотрит весело лес Изпод черных кудрей…”
8. Выразительное чтение стихотворения
Учитель. А теперь попробуем прочитать стихотворение так, чтобы передать меняющееся настроение автора, связанное с изменением картин.
(Ребята упражняются в выразительном чтении. Варианты чтения обсуждаются, отрабатываются, подбирается соответствующая интонация.)
Домашнее задание. Выучить наизусть понравившиеся картины из стихотворения И. С. Никитина “Встреча зимы”. Сравнить картины художников Н. С. Крылова и И. И. Шишкина.
Пофантазировать и представить, что бы произошло, если бы картины ожили.