Урок русского языка в 1 классе на тему “Алфавит”

Урок русского языка в 1 классе на тему “Алфавит”

Составила:

Семенец Лариса Викторовна,

Учитель начальных классов

МБОУ “Тюлькинская ООШ”.

Тема: Алфавит

Цели: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита.

– формирование УУД:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные: выполнение заданий с использованием материальных объектов (карточки), поиск и выделение необходимой информации; Умение применять правила, пользоваться инструкциями, освоенными закономерностями. Умение работать со словарем.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; учиться работать по предложенному учителем плану, самоконтроль и взаимоконтроль результатов письма.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы для организации собственной деятельности, формулировать свои затруднения, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный

Поисково-исследовательский

Ход

(Слайд 1.) Послушайте музыку. Из какой она сказки?

(Слайд 2.) А вы знаете, что Буратино тоже учился? Кто был его учителем?

Для чего я ее вам включила? Мы с вами сегодня будем учиться вместе с Буратино. Будем ему помогать?

Орфографическая минутка.

Мальвина задала Буратино предложение.

(Слайд 3.) У Гриши жила сорока Капа.

– назовите орфограммы. Какое правило использовали для написания первого слова?

Запись под диктовку.

(Слайд 4.) самопроверка.

Самоопределение к деятельности.

– (Слайд 5.) Мальвина еще одно предложение задала. Прочитайте предложение.

Сорока Капа нашла арбузное семечко.

– как узнать какие буквы нужно записать на месте пропусков? (Можно посмотреть написание слова в словаре)

– возьмите орфографический словарь, найдите слово семечко.

– почему у вас не получилось найти это слово? (Много слов искать долго)

– как же находят другие?

Работа по теме.

– кто ответит как найти слово в словаре? (по алфавиту)

– что такое алфавит?(Буквы, расположенные в определенном постоянном порядке)

(Слайд 6.) Работа с алфавитом.

(Слайд 7.) Посмотрите на алфавит. Сколько букв в русском языке?

Где расположена буква С? (Примерно в середине, значит начнем искать в середине.

Найдите слово “семена” в словаре, прочитайте, вставьте пропущенные буквы.

(Слайд 8.)

Что помогло нам найти нужное слово в словаре? (алфавит)

Какое название правильное “алфавит” или “азбука”.

(Слайд 9.) – Попробуйте объяснить, почему ее так назвали “азбука”? Слово “азбука” появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Каких? Из этих названий и получилось слово “азбука”.

Слово “алфавит” пришло из греческого языка. Первые буквы назывались “альфа” и “вита”. Из этих двух названий получилось слово “алфавит”. Так и живут у нас слова-близнецы: русское слово “азбука” и греческое слово “алфавит”, а обозначают они одно и то же; все буквы расположены в установленном порядке.

Каждая буква имеет свое постоянное место и название.

Кто создал азбуку? Прочитайте в учебнике стр. 50 упр.90

(Слайд 10.) Запишите предложение. Почему Кирилл и Мефодий написаны с большой буквы. Подчеркните имена собственные.

8. Знакомство с историей алфавита.

(Слайд 11.) Историк Геродот писал, что древние люди научились письму от финикийцев.

(Слайд 12 – 14.) Буквы в финикийском алфавите расположены в определенном порядке. Он является родоначальником греческого, арабского и других алфавитов.

(Слайд 15.) От греческого алфавита произошел церковнославянский, составленный братьями Кириллом и Мефодием. Этот алфавит имеет другое название кириллица.

(Слайд 16.) При Петре 1 появился более легкий для чтения вариант алфавита кириллицы, которым с небольшими изменениями пользуются в России и сейчас.

– Где в жизни человек используется алфавит? (Составление списков, словарей, энциклопедий, в библиотеке.

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Книги в библиотеке стоят по алфавиту.

Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.

Справочники составляются по алфавиту и т. д.

(Слайд 17.)

(Слайд 18.) Мальвина дает задание Буратино – представь себе, что ты в библиотеке. Тебе нужно расставить книги данных писателей на свои места, т. е. в алфавитном порядке.

Есть ли среди этих писателей фамилии на букву А? (Нет.)

Значит, ищем фамилии на следующие по порядку буквы. Итак, какую фамилию напишем первой? (Житков Б.)

-Записываем “Житков Б.”. Продолжите. Проверка.

Прочитайте, как вы расположили фамилии писателей. (Житков Б., Крылов И., Пушкин А., Толстой Л., Чехов А.)

(Слайд 19.) Физминутка.

(Слайд 31.) Следующее задание Мальвину

– Расставьте имена в алфавитном порядке.

(Слайд 32.) Взаимопроверка.

Только Буратино хотел сбежать от Мальвины, как получил еще одно задание.

(Слайд 33.) – вставь пропущенные буквы в алфавит.

(Слайд 34.) Так как ты запомнил алфавит, запиши в алфавитном порядке слова

(Слайд 36.)Это интересно.

VIII. Домашнее задание.

Выучить алфавит.



Урок русского языка в 1 классе на тему “Алфавит”