Урок русского языка 5 класс “Согласные звонкие и глухие”



Урок презентация – >скачать презентацию Цели: 1. Сформулировать представление о некоторых особенностях фонетической системы русского языка и русской звучащей речи. 2. Создать базу для усвоения основ русской орфографии и грамматики. 3. Повторить орф. №1,2, 3, синтаксис простого и сложного предложения. 4.

Вырабатывать навыки грамотного письма. 5. Развивать культуру устной и письменной речи.

6. Воспитывать у учащихся любовь к своему языку. Ход урока. I. Объявление темы и целей урока. (Показ слайда № 1) П. Повторение. 1.

Два человека работают

по карточкам у доски. Карточка № 1. Жалоба. Дядя прашу тебя, памаги Твоей плимяннице Оли, А то небудет ее наги В этой пративной школе Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил два, А сам сказал, что маю работу Даже несмок прочитать.

Попраси его дядя исправить двойку И паставить мне пять. (При проверке демонстрируется слайд № 3) Задание: перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева.

Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки, исправьте их, подобрав проверочные слова и объяснив написание, расставьте знаки препинания. Какие орфограммы не усвоила Оля?

Карточка № 2, Тест.

1) В каком слове окончание – и?

A. На печк… B.

К Марь… C.

С дорог… D. На площадк… 2) Укажи словосочетание: A. Играют и поют B. Грачи прилетели C.

Сладкий и горький D. Вкусный мед 3) В предложении Завтра будет сильный ветер слово “завтра” является: A.

Определением B. Обстоятельством C. Дополнением 4) Какое слово пишется слитно: A. (по)шел B. (по)дороге C. (по)набережной D.

(по)полю 5) На вопрос Что такое предмет? отвечает: A. Подлежащее B. Дополнение C.

Сказуемое D. Определение 6) Сколько звуков в слове “льют”? A. 4 B. 3 C. 5 D. 2 7) Какой знак нужно поставить в данном предложении?

-Марс самая маленькая планета. A. Запятую В. Тире B. Никакой C. Двоеточие 2. Два человека работают по карточкам на месте (карточки – по усмотрению учителя).

3. Работа с классом. Цифровой диктант (слайд № 2). – I вариант записывает номера сложных предложений, II вариант записывает номера предложений с однородными членами. 1) В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.

2) Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.

3) Отзвенит ручьями весна, и наступит лето. 4) Тут ее тоска взяла, и царица умерла.

5) В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь. 6) Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.

7) Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва. 8) Весело, радостно играют у высокой сосны белки.

9) Красив, наряден русский лес. 10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат. 4. Игра “Четвертый лишний”.

Ночь, меч, туч, встреч.

Ширь, чудо, жюри, жизнь. Налью, на пне, надою, напьюсь. Поздний, местный, прелестный, прекрасный. – По какому признаку одно слово в строчке лишнее?

Ш. Объяснение нового материала. – Чтобы зорко видеть, люди изобрели много “инструментов”: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы.

Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть глазу трудные места в словах.

О месте, где может возникнуть ошибка, можно сказать, что это “ошибкоопасное” место.

Чтобы увидеть это место, надо понимать, почему оно возникает. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. На предыдущих уроках мы рассмотрели, что гласные и согласные звуки могут оказываться в слабой и сильной позициях. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, почему звуки, стоящие в словах слева (слова справа закрыты), представляют трудность при подачи их на письме соответствующими буквами? (слайд № 4)

Дуб – дубы Пруд – пруды Кружка – кружек Сказка – сказок Ходьба – ходить Прут – прутик Косьба – косить Молотьба – молотить Крошка – крошить

(потому, что на месте “б” может произноситься [п], на месте “з” – [с] и наоборот) – По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости – глухости). – Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т. е. произносятся как парные им глухие) Дуб – ду[п], пруд – пру[т] – Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются) Кру[ш]ка, ска[с]ка – Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т. е. их произношение в этой позиции не меняется.) Хо[д’]ба – Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.) Пру[т] – Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т. е. произносятся как парные им звонкие). Ко[з’]ба, моло[д’]ба – Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений).

Кро[ш]ка – Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости – глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] – пруд и пру[т] – прут, а записать его надо двумя разными буквами. – Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку).

Четко вслух читаются примеры, – Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные). – В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило. – Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные.

IV. Закрепление. – На доске записаны слова:t гря…ка, тетра…ка, зу…ки, шу…ки, сне.. .ки, пиро.. .ки. (Слайд) – Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова: Парные согласные самые опасные. Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово быстро изменяй.

Рядом гласный подставляй. – Где растет морковь? – На грядках. – Буквы пишут где? – В тетрадках. – Чистим что мы? – Чистим зубки. – Одеваем в холод? – Шубки. – Любим мы играть в.. .(снежки), – Печь из снега.. .(пирожки). – Парный в слове проверяй – Рядом гласный подставляй. – Грядка! Нет чего? – Нет грядок. – А тетрадка? – Нет тетрадок. – Зубки! – Изменили: зубы. – Шубки! – Проверяем: шубы. – Снежки – снежок. – Аппетитный.. .пирожок! – Работа с учебником. 1. Выполняются устно упражнения 276, 277, 278. В упр.

278 обратить внимание на аллитерацию, 2. Игра-эстафета “Не подводи свой ряд” Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова. 1 ряд: мо.. .г, ви.. .г, дро.. .д, съе.. .д, пое.. .д, ска.. .ка, зу…. 2 ряд: гво..дь, гру.. .ть, гро.. .дь, съе.. .т, ду…, ло.. .ка, зве.. .д. Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова.

Каждый ученик выполняет по одному слову. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок. V. Обобщение материала.

Выводы. Все напишем правильно И запомним правило. Парный в слове проверяй, Рядом гласный подставляй.

Парные согласные Самые опасные. (Слайд № 6) VI. Домашнее задание. Повторить орф. № 4, 6. Упр. 281 Разработала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медкова Нина Игоревна Муниципальное общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя школа №1 Подгоренского муниципального района Воронежской области


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок русского языка 5 класс “Согласные звонкие и глухие”