Урок-практикум Сложносочиненные предложения

Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Вид урока: урок-практикум. Цели урока: обобщить и систематизировать материал о сложносочиненных предложениях; совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формировать потребность работать со словарем, позитивное отношение к исследовательской работе; совершенствовать речевую деятельность школьников; воспитывать любовь к родному языку; воспитывать гуманное отношение к людям.

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы

ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП. ( слайд №1 презентации “Сложносочиненные предложения”) Оборудование: презентация “Сложносочиненные предложения”, тесты по теме “Сложносочиненные предложения”, карточки для индивидуальной работы, тексты для организации исследовательской деятельности, предложения для каждой группы, таблица “Знаки препинания в сложносочиненном предложении”; диск “1С: Репетитор. Русский Язык” Структура урока I. Организационный момент. Учитель сообщает тему и

цель занятия, указывает на необходимость активного участия каждого ученика в предстоящей работе, так как от познавательной активности школьников зависит качество пунктуационных умений, формируемых на основе знаний о ССП. II.

Проверка домашнего задания. Упр.

69. – На какие группы делятся ССП? III. Формирование умений и навыков. Задание: определите тип предложения по структуре, докажите правильность вашего выбора (Слайды №2,3,4,5 презентации; слайд №2 – портрет Н. Рубцова) * Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли! (слайд №3) * И стало слышно, как над крышей тоскливо воют провода. (слайд №4) * В глаза бревенчатым лачугам глядит алеющая мгла, над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола. (слайд №5) Упр.

71. (Учебник, стр.33) Синтаксический разбор предложения (1 ученик работает у доски) Дари щедрее людям счастье, и сам ты будешь им богат. – Дополнительное задание: назовите виды орфограмм в корнях слов. – Какие буквы в записанном предложении обозначают 2 звука?

Почему? – Итак, это ССП. Какие предложения называются сложносочиненными? – А как отличить ССП от простого предложения с однородными членами? – Составьте предложения по схемам ( слайд №6 презентации) на тему “Осень в лесу” [ – = o, и о, и о ]. [ – = ], и [ = ], и [- = ].

Самостоятельная работа по группам На столах для каждой группы предложения.

Скромно вошла зима в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А. П. Чехов) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду. (А. С. Пушкин) Дождь утратил постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.

К. Арсеньев) Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К. Г. Паустовский) Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой. (А. С. Пушкин) Задание 1 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения, выделить грамматическую основу предложений и однородные члены. 2 группа – записать те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы.

3 группа – записать только те предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочиненные конструкции; выделить грамматические основы и союзы. Проверка самостоятельной работы – Вы успешно выделяете ССП.

Они очень сильно различаются по своим значениям. И поэтому задачу следующего задания формулируем так: одинаковые ли значения имеют ССП с различными сочинительными союзами? И какие именно? Исследовательская деятельность – Проанализируйте три текста (по одному на группу).

В каждом из них – ССП с одной из групп сочинительных союзов. – А какие группы сочинительных союзов вы знаете? (слайд №7 презентации.

“Сочинительные союзы”) Задача – определить значение, которое вносят в предложения различные союзы. Текст 1. Павел вспомнил, как она ела эти сливы, сок стекал у нее по подбородку, оранжевые капельки ползли по шее. Они стояли вон у того окна, и он целовал ее, пахнущую сливой.

Дом капитально отремонтировали, в окнах были новые рамы, современные, откровенные, без купеческого ужима. Когда так переделывают лик дома, жильцов куда-нибудь да переселяют. И теперь нет этой женщины здесь, и хорошо, что нет.

Наверное, давно замужем, нарожала детей… Сколько же он понаделал ошибок в жизни! Надо было остаться в этом кирпичном, надежном доме, в этой тополиной мирной тишине, и тогда бы по-другому сложилась его судьба.

Пойдешь направо – коня потеряешь, пойдешь налево… (Л. Карелин.

Роман “Змеелов”) Текст 2. Иль чума меня подцепит, Иль мороз окостенит, Иль мне в лоб шлагбаум влепит Непроворный инвалид. Иль в лесу под нож злодею Попадуся в стороне, Иль со скуки околею Где-нибудь в карантине…

(А. С. Пушкин. Из “Дорожных жалоб”) Текст 3. Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города.

Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым…

Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. Оно было писано темным и запутанным слогом. В нем было сказано, что “о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть”; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков.

Сие показание было несправедливо… (А.

Пушкин. ” История Пугачева”. Из гл. 3) Подведение результатов исследовательской деятельности.

Теоретические выводы – К каким результатам пришел каждый ряд?

Поделитесь своими наблюдениями. – Обобщим сказанное.

Какие значения вносят в ССП различные союзы? Различные группы сочинительных союзов вносят в предложение и различное значение. ССП с соединительными союзами чаще всего выражают одновременность либо последовательность явлений, действий. ССП с противительными союзами обычно выражают противопоставление и реже – сопоставление.

Разделительные союзы вносят в ССП значение чередования, несовместимости явлений.

– Делаем главный вывод. Какова роль сочинительных союзов в ССП?

Они служат основным средством связей, именно от их характера зависят смысловые отношения, значения ССП. Самостоятельная работа по вариантам Тестовые задания по теме “Сложносочиненные предложения” Самопроверка (Ответы – на доске) Практическое использование полученных теоретических сведений – Продолжаем совершенствовать пунктуационные навыки.

2 ученика выполняют 4 упражнение (диск “1С: Репетитор. Русский язык”. Раздел “Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении”) V. Подведение итогов Учебник.

Стр.

94. Вопросы для повторения (1,2,3) – Когда в ССП ставится тире? – Когда в ССП ставится точка с запятой? – Когда в ССП ставится запятая? – А когда не ставится запятая в ССП? (Слайд №8 презентации. “Отсутствие запятой в сложносочиненных предложениях”) VI. Задание на дом Тестовые задания в трех вариантах: 1-й и 2-й варианты – базовый уровень, 3-й – повышенной трудности.

(А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 9 класс) Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их. Авторы: С. Г.

Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А.

Чешко


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок-практикум Сложносочиненные предложения