Урок на тему – М. В. Ломоносов. “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”

Ломоносов утверждал волнообразную теорию света, занимался теорией горения, изучал электричество, в том числе атмосферное электричество.

В следующей строфе поэт-ученый выдвигает четыре научные гипотезы, которыми пытается объяснить феномен северного сияния. В своем “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753) Ломоносов, указывая на отличие своей теории северных сияний от теории Франклина, добавляет: “Сверх сего ода моя о северном сиянии, которая сочинена 1743 года, а в 1747 году в “Рито-рике” напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть мо-жет”1.

Но это гипотезы, которые на уровне знаний времен Ломоносова невозможно проверить. Поэт осознает это: “Сомнений полон наш ответ О том, что окрест ближних мест”. Но неразгаданность тайны не смущает поэта.

Он продолжает задавать новые вопросы – о пределах Вселенной, о начале и конце мира, о величии Творца.

В этом стихотворении поэт и ученый предстают перед нами в нерасторжимом единстве. Мысль ученого увлекается к звездам поистине поэтическим вдохновением. В этом страстном отношении к науке, в настойчивом стремлении постичь тайны мира – величие гения Ломоносова.

Обратимся к формулировкам главной идеи “Вечернего размышления…”, которые ученики записывали дома и читали в начале урока.

– Как после комментированного чтения стихотворения вы скорректируете свои формулировки?

Обсуждаем и записываем одну из наиболее удачных формулировок.

Жанр “Вечернего размышления…” определяют как оду. Предметом оды становится не только мудрость и добродетель царей, не только воинская доблесть и победы русского оружия, но и загадочность природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла.

Знаменитый советский физик С. И. Вавилов замечал: “Разнообразие деятельности Ломоносова удивительным образом совмещалось в нем вполне гармонически. Его стихи во многих лучших образцах – редкий вид высокой научной поэзии: ее с полным правом можно сопоставить с изумительной древнеримской естественно-научной поэмой Лукреция “О природе вещей”, которую Ломоносов хорошо знал. Он находил необычайные для выразительности слова и строки для отвлеченных и сложных понятий”. Ломоносов

Продолжал традицию, начатую Титом Лукрецием Каром (I век до Рождества Христова); традицию же Ломоносова в русской поэзии в XX веке продолжил ученый Александр Лео-нидовичЧижевский (1897-1964), биофизик, основоположник гелиобиологии, один из пионеров космической биологии.

II. “Ода на деньвосшествия на Всероссийский Престол ея Величества государыни Императрицы

Елисаветы Петровны 1747 года”. Прославление России, мира, науки и просвещения

Комментированное чтение

Учитель читает оду по строфам, ученики рассказывают, как они поняли содержание, находят старославянские слова, объясняют их смысл.

В Первой строфе Поэт обращается к тишине – в традициях латинской поэзии прославляет блага мирной жизни.

Во Второй строфе Утверждает, что в мире нет ничего краше “Елисаветы и тебя”, то есть тишины: выше императрицы только блага мирной жизни.

Третья строфа: Елизавета, вступив на престол, положила конец Русско-шведской войне 1741-1743 годов. Имя “Елизавета” по-древнееврейски означает “Божья благодать”. Таким образом, автор использует игру слов (в традициях Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, который в обращении к царевне Софье использовал значение имени царевны – “мудрость”).

Я россов счастьем услаждаюсь…

– Кто впервые назвал россиян россами?

Мы видим, что Ломоносов продолжает и развивает традиции русской поэзии.

В Четвертой строфе – прямое обращение к царице: “Божественным устам приличен, Монархиня, сей кроткий глас…”

“…Петровы возвышали стены До звезд плескание и клик!” – весь Петербург радовался и рукоплескал, слыша слова Елизаветы о прекращении войны.

Пятая И Шестая строфы – похвала Елизавете. Среди важнейших ее заслуг – забота о науке: “…Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет”.

Седьмая – девятая строфы – прославление Петра. Традиционно для поэзии классицизма обращение к античной мифологии.

Десятая – одиннадцатая строфы – сожаление о смерти Петра и “кроткой Екатерины”.

Двенадцатая – пятнадцатая строфы – радость по поводу воцарения Елизаветы, ее восхваления. Но среди похвал автор вновь напоминает о необходимости развивать науки, указывает на их практическую пользу:

Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.

…Почувствуют и камни силу Тобой восставленных наук.

Ломоносов высказывает свои желания, облекая глаголы в форму будущего времени.

Шестнадцатая – двадцатая строфы – описание малоосвоенных просторов России: Сибири, Дальнего Востока, Приморья.

Елизавета, к которой обращается поэт, вместе с ней как бы с высоты осматривая Россию, решает поддержать науки (по замыслу поэта): “И се Минерва ударяет В верь-хи Рифейски копием…” (богиня мудрости Минерва, у греков Афина, ударяет копьем в вершины Уральских гор). Эта фраза должна означать примерно следующее (в переводе на современный): “И вот Елизавета, поняв практическую важность научных изысканий, увеличивает ассигнования на развитие географии, геологии и других естественных наук”. В результате “…Сребро и злато истекает Во всем наследии твоем”.

Плутон – бог подземного мира – страдает от того, что русские открывают новые залежи полезных ископаемых, в том числе золота и серебра.

Двадцать вторая И Двадцать третья строфы, уже известные ученикам, призывают юношей заниматься науками и восхваляют их пользу.

К сожалению, Елизавета, позволившая открыть Московский университет, все же не поняла важности наук и до конца дней ценила Ломоносова в основном как придворного поэта.

В последней строфе оды автор вновь прославляет Елизавету. Завершается ода благими пожеланиями императрице:

…Тебя Зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.

После комментированного чтения, когда смысл оды становится понятен ученикам, даем им домашнее задание.

Можно распределить строфы оды между учениками класса. Каждый выучит наизусть “свою” строфу и выпишет из нее с объяснениями старославянизмы и имена римских богов.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение “своей” строфы оды. Составить словарь старославянизмов, имен античных богов, встречающихся в этой строфе.

Индивидуальное задание

Подготовить выразительное чтение наизусть одной-двух басен Ломоносова (например, “Мышь некогда, любя святыню…”, “Послушайте, прошу, что старому случилось…”, “Жениться хорошо, да много и досады…”).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Урок на тему – М. В. Ломоносов. “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния”