Урок музыки в 6 классе Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея

Водопьянова Т. М.

Урок музыки в 6 классе

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

<

table width=638 cell; >

«Когда звучит напев старинный,

Он будто призывает нас

Уйти за ним дорогой длинной

Туда, где встретит нас романс.

Он истомит и очарует,

Заставит верить и любить,

Где сердце заново тоскует,

И вечер дивный не забыть.

Потом неистово и страстно

Достигнет он таких вершин,

Где будет многое подвластно,

И ты не сможешь быть один…

В цыганский табор, вслед за ними

И

за кибиткой кочевой,

Петь их романсы удалые,

И слиться в пляске огневой!»

Так написала о музыке русского романса Наталья Исаева — Горецкая

К. Коровин «Девушка с гитарой»

Романс исконно русский вид музыкального творчества, загадочная русская душа нашла способ выражения своих чувств и переживаний именно в романсах. Стихи лучших поэтов своего времени были положены на музыку. Русский романс — это всегда исповедь души о чем-то тайном, слушателям доверяется что-то, что вызывает в них ответный отзвук.

Романс тонкими струнами касается тайников человеческого

сердца и не имеет значения, на каком языке он исполняется, и какой понимают слушатели..

В. Тропинин «Гитарист».

Старинный романс возник на рубеже XVIII — XIX веков. Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов писали общедоступные песенки, называя их романсами. Но пришел Глинка и показал, что значит настоящий романс.

Лучшие новинки Глинки и Даргомыжского звучали и в салонах, и в концертах. Пели их и профессионалы, и любители. Глинка охотно сам исполнял свои романсы. «Я помню чудное мгновенье», — распевал Глинка, аккомпанируя себе на рояле в квартире его сестры в Смольном институте благородных девиц.

М. И. Глинка — портрет

История этого романса началась в 1819 году, когда на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, Пушкин увидел девятнадцатилетнюю племянницу Оленина Анну Керн. Играли в шарады. Анне Керн досталась роль Клеопатры.

В руках она держала корзинку с цветами.

А. П. Керн — есть набросок Пушкина

В июне 1825 года Анна Петровна приехала в Тригорское к Прасковье Александровне Осиповой. Пушкин жил рядом в Михайловском. Она ждала его ежечасно.

Потом она вспоминала: «Мы сидели за обедом… Как вдруг вошел Пушкин… Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна в его движениях.

Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро ознакомились и заговорили. Известный пушкинист

«Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском».

Гессен так примерно описывает процесс создания знаменитого стихотворения: «Глубокой ночью Пушкин сидит за своим столом. Рядом с листком бумаги лежит камешек, о который Анна Керн споткнулась во время прогулки. Пушкин потом поднял его. Лежит и цветок гелиотропа, который он выпросил у нее.

Горит свеча. В раскрытое окно влетают бабочки и, опаленные пламенем, замертво падают на листок. А рядом с ними ложатся пушкинские строки: «Я помню чудное мгновение…»До конца года он будет посылать ей письма, с нежностью вспоминая прежние встречи, будет звать ее в Тригорское, в Михайловское и ждать, ждать…

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь».

«А. С. Пушкин в Тригорском»

В «Записках» Глинка не сразу упоминает об Анне Петровне Керн, а Екатерину Керн обозначает инициалами Е. К. «Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее

Портрет Е. Е. Керн

То, что они влюблены, ни для кого не секрет. Она выбрала одно из стихотворений Кольцова и переписала его: «Если встречусь с тобой», и он положил стихи на музыку. Для нее же он написал симфонический «Вальс — фантазию», и все это звучало в просторной и уютной квартире, где, казалось, собралась вся семья. «Потом, не знаю по какому поводу», оговаривается Глинка, — романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Это была история уже не любви Пушкина к Анне Керн, а его — к Екатерине Керн, и всем это было ясно.

«Бал в Тригорском»

«Романс о прекрасной даме».

Н. Караченцев

Поэзии и музыке созвучны полотна русских живописцев рубежа XVII — XIX веков. Атмосфера портретов переносит нас в мир Росси Пушкинской эпохи. Женские портреты Левицкого, Боровиковского Рокотова также чисты и прозрачны, как музыка и стихи романсов. Умные и благородные лица тех, кому посвящали свои поэтические и музыкальные посвящения, запечатлели художники.

В. Маковский » В мастерской художника»

«Портрет сестер Гагариных» Боровиковского — одна из таких работ. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты, возможно, разучиванием нового романса. Младшая из сестер играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра.

Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара подчеркивает светлые образы сестер.

«Портрет сестер Гагариных» Боровиковского

На одном из портретов изображена Мария Ивановна Лопухина́, из графского рода Толстых. Эта красивая молодая женщина через год после свадьбы скончалась от чахотки. Художник использовал принцип натюрморта — окружение помогает раскрыть образ. Боровиковский показывает не общественное положение Лопухиной, а личные черты ее характера: живой ум, ироничность, нежность, сознание своей женской привлекательности.

Гармоничное слияние человека с природой характерно для живописи конца XVIII в. Лопухина изображена на фоне пейзажа, он перекликается с обликом молодой женщины: ее чуть склоненная фигура повторяет форму склоненных колосьев, березы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шелковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Через сто лет русский поэт Я. Полонский написал об этом портрете:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

» Портрет М. Лопухиной» Боровиковский

На портрете » Дашеньки и Лизаньки» изображены горничные семьи Львовых, в доме которого Боровиковский поселился в первое время жизни в Петербурге. Юность и нежная красота девушек, обе были искусные плясуньи, о которых упоминает Державин в стихотворении «Другу». Художник восхищенно изобразил свежую красоту этих молоденьких крепостных балерин, обаятельных, как сама юность переданы с любовью и простотой.

Ничего лишнего, подчеркнута только неповторимая пора расцвета: мягкие локоны волос, белизна лиц, легкий румянец и робкая надежда счастья.

Портрет » Дашеньки и Лизаньки» Боровиковский

Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской — самая известная работа кисти Федора Степановича Рокотова. Но не только красавица Александа Струйская вдохновила художника, его замечательный портрет вызвал поэтический отклик у Николая Заболоцкого.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза — как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Портрет Струйской Ф. Рокотова

Этот шедевр, не случайно портрет называют «Русская Джоконда». Многие исследователи творчества Рокотова отмечают, что взгляд Струйской на портрете как бы направлен внутрь, молодая женщина задумалась о чем-то важном для нее, очень значимом. Именно этот взгляд одухотворяет все лицо Александры Петровны, делает его особенно прекрасным, отражает богатый духовный мир этой женщины, ее глубокий ум.

Глаза Струйской — крупно

Вопрос:

Как произошло название «романс»?

Ответ:

Романс возник в Испании в средние века и первоначально обозначал бытовую песню на испанском («романском») языке, в XVI в. романсами начали называться любовные, шуточные и сатирические песни с инструментальным сопровождением.

Серенада, романс, любовь, хорошо, с тобой «Как хорошо, что ты со мной!» романс — серенада

Вопрос:

Какие существуют разновидности романсов?

Ответ:

Среди жанровых разновидностей романса — баллада, элегия, баркарола, романс в танцевальных ритмах


Урок музыки в 6 классе Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея