Урок – “Горе от ума”. Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы

I. “Горе от ума”. Обзор содержания

Для проверки знания содержания пьесы можно использовать задание расставить основные события пьесы в хронологическом порядке, например:

Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах.

Приезд Чацкого.

Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах.

Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях.

Бал у Фамусова.

Сплетня о безумии Чацкого.

Отъезд гостей.

Разговор Чацкого и Репетилова.

Прозрение Софьи.

Отъезд Чацкого из Москвы.

Учащимся

нужно предложить неверный порядок сцен, чтобы их правильная расстановка помогла вспомнить содержание пьесы, основные сюжетные линии.

Во вступительном слове учитель расскажет о замысле комедии, об особенностях ее сюжета и жанра, о сходстве с пьесой Мольера “Мизантроп”. (Эта информация изложена в учебнике.)

Особенно важно при анализе комедии актуализировать ее социально-нравственный аспект и общечеловеческое значение.

II. Чтение ключевых сцен пьесы

Инсценирование или чтение по ролям ключевых сцен пьесы и их обсуждение организуется в группах.

Группа 1. Действие I, явление

7: Завязка действия – приезд Чацкого в дом Фамусова.

1) Какие причины объясняют настроение Софьи и

Чацкого в сцене их первой встречи?

2) Какой видится Чацкому Москва? Почему?

Группа 2. Действие II, явление 2: Начало конфликта ме Жду Чацким и фамусовским обществом.

Каковы жизненные идеалы Фамусова?

Как к ним относится Чацкий?

Группа 3. Действие III, явление 3: Различие жизненных идеалов Чацкого и Молчалина.

Какие качества ценит в людях Молчалин? Что ему нужно для счастья?

Каковы жизненные принципы Чацкого?

Группа 4. Действие III, явление 21: Кульминация пьесы – известие о безумии Чацкого.

Как распространялась сплетня о безумии Чацкого?

Почему каждый из героев якобы видел “безумие” в разных проявлениях поведения Чацкого?

Группа 5. Действие IV, явление 12: Начало развязки – прозрение Софьи.

Почему Софья узнает о низком поведении Молчалина из его собственных слов?

Каковы роли Лизы и Чацкого в этой сцене?

Итоговые вопросы

Чем заканчивается пьеса и каков пафос ее финала?

В чем основной конфликт комедии?

Что в сюжетных коллизиях обсуждавшихся сцен близко читателю XXI века?

III. Особенности композиции комедии

Итог урока

Чацкий находится в противоречии с обществом, поэтому герои комедии делятся на два лагеря. В одном из них Чацкий и внесценические образы, идейно близкие ему, в другой – фамусовское общество, хотя в нем есть люди, например слуги, которые живут по законам народной нравственности.

В комедии две линии: любовная и общественная, но по ходу действия они сливаются. Диалоги героев чередуются с обширными монологами, где напрямую высказываются мировоззренческие позиции героев и автора. В пьесе множество внесценических образов, о которых упоминают действующие лица, что придает драматическому действию широту и правдивость.

Домашнее задание

Подготовить план рассказа о жанре, сюжете и композиции комедии. Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве.

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение на тему “Говорящие имена и фамилии в комедии “Горе от ума”” или словарик историко-культурных реалий к первому действию комедии, используя материалы книги А. А. Кунарева “Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий”1.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок – “Горе от ума”. Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы