Урок биологии в 5 классе “Организменная среда обитания”

Ходченкова Галина Михайловна

Учитель биологии

МОУ “Жарковская СОШ №1”

Тверская область

Урок биологии в 5 классе
“Организменная среда обитания”

Цель урока: Обобщить и углубить знания о средах обитания живых организмов; сформировать представление об организменной среде обитания, ее условиях.

Задачи урока:

Образовательные:

Углубить и расширить знания о средах обитания живых организмов;

Раскрыть особенности организменной среды обитания и черты приспособленности организмов к условиям

обитания в других организмах.

Развивающие:

Развивать самостоятельную деятельность;

Умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

Научить выявлять и обосновывать черты приспособленности организмов к условиям обитания в других организмах.

Воспитательные:

Формирование умения работать в коллективе;

Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь четко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: Объяснять характерные

признаки организменной среды;

Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации; умение выделять главное в тексте;

Предметные: Приводить примеры обитателей организменной среды, объяснять особенности условий существования организмов в данной среде.

Оборудование : компьютер, проектор, учебная презентация, тетрадь-тренажер №1

Ход урока:

1. Организация класса

Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Активация знаний, беседа с использованием слайдов 2-7

– Ребята, назовите известные вам среды обитания (слайд 3)

– Посмотрите на слайд и определите, какие среды обитания занимают эти животные?

(слайд 4) . Охарактеризуйте каждую из сред (слайд 4-7)

Работа над новым материалом

Актуализация, мотивация (на формулировку темы и задачи урока)

– Как вы думаете, какую среду обитания занимают блохи, вши, глисты? (слайд 8)

– Что вам известно об этой среде обитания? Что хотели бы узнать? Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны найти ответ. (Вопросы фиксируются на доске).

Основные особенности среды.

Обитатели.

Приспособленность организмов в данной среде.

– Ребята, сформулируйте тему и задачи урока (запись темы урока в тетрадях) (слайд 9)

Организменная среда обитания – среда, образуемая самими живыми организмами, в которых обитают другие организмы. Средой жизни является тело живого организма (слайд 10)

– Каковы же особенности Данной среды обитания? (слайд 11)

– Где и как узнать! ( Слайд12)

3.2. Самостоятельная работа учащихся (с последующей проверкой) (слайд 13)

1. учебник – с.28

2. таблица “Характеристика организменной среды обитания” ( Приложение1 )

– Какие особенности организменной среды обитания, на ваш взгляд, имеют первостепенное значение?

4 . Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).

( Обитатели Организменной среды, их приспособленность к паразитизму )

– Рассмотрим следующие пункты плана: обитатели организменной среды и их

Приспособления к жизни в данной среде (слайд14-15)

– Для того, чтобы подробнее познакомиться с обитателями организменной среды и их

Приспособлениями к жизни в данной среде, предлагаю вам поработать в парах по рядам.

1 и 3 ряд – организмы-паразиты животные

2 ряд – организмы-паразиты растения

– Для работы используйте учебник – стр.28-29, информационные листы, в которых дается дополнительный материал и указана форма отчета (приложение 2-3 )

В тетради записываете краткие выводы.

5. Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).

Выступление представителей от каждой группы сопровождается показом слайдов16-33,

Дополняется учителем

6. Применения новых знаний (слайд34)

6.1. Заполнение таблицы “Характеристика сред жизни “

Среда жизни

Характеристика условий обитания

Примеры приспособленности организмов к обитанию в данной среде

(с последующей проверкой)

1. Учебник – с.28-29

2. Тетрадь-тренажер №1 ,с.33

6.2. Подведения итогов работы (проведение самооценки)

– Поставьте себе оценку за проделанную работу.

Критерии:

Если при выполнении работы нет ошибок, урок усвоил “отлично”

Допущены незначительные ошибки, урок усвоил “хорошо”

Допущены ошибки, урок усвоил “удовлетворительно”, надо доработать

7. Информации о домашнем задании, Выставление оценок (слайд35)

§ 9, с.28-29; повторить § 7-8

Творческое задание (по выбору)

Составить 1-2 задачи на определение среды обитания, где будут указаны особенности жизни и поведения животных, строения их тела.

Приготовить презентацию “Организмы, использующие другие в качестве жилья или убежища”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Урок биологии в 5 классе “Организменная среда обитания”