Эти ошибки подразделяются на три категории: 1) неверно образованные и 2) ошибочно употребленные формы глагола, а также 3) глаголы, употребленные не в своем значении.
Примеры характерных ошибок
1. Каждый из них хотел бы отпровадить соперника. — В одном слове смешаны паронимы «спровадить» и «отвадить».
2. Олегу повещали, что он умрет от коня. — Еще одно самостоятельно образованное несуществующее слово. Верные варианты: предрекли, предсказали.
3. Катя пытается помочь Аркадию быть самим собой, а не подобать Базарову. — Слово «подобать» употреблено вместо слова «подражать». Ошибка проистекает из смешения значений глагола «подобать» и прилагательного «подобный».
4. Ларисой он вожделялся. — Очевидно, в одном слове «скрещены» слова «вожделел» и «восхищался».
5. Паратов насмехнулся над ее лучшими чувствами. — Характерная ошибка школьников. Ученик образует несуществующую форму совершенного вида глагола «насмехаться».
6. Лирический герой этого стихотворения не раскрывается Ахматовой под истинным лицом. — Еще одна частая ошибка: употребление возвратного глагола без учета оттенка значения (возвращение действия на того, кто его производит). Кроме того, странно и ненаучно само утверждение о том, что поэт «раскрывает» своего героя. Наконец, что значит «раскрывать под истинным лицом»? Это фраза из анализа стихотворения А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям».
Имелось в виду следующее: Ахматова не называет имени героя стихотворения. Кстати, здесь ошибка еще и в том, что юный Пушкин назван лирическим героем.
7. Ольга поняла, что бесполезно заставить Обломова делать что-либо. — Форма совершенного вида (заставить) употреблена вместо формы несовершенного вида (заставлять).
8. Это предвестило конец их отношений. — Один из тех случаев, когда трудно подобрать нужную форму глагола. У глагола «предвещать» нет однокоренной пары совершенного вида. Возможный вариант правки: Это было (стало) предвестием конца их отношений.
9. Только хотел идти, как вдруг его постепенно засасывало. — Несовместимые слова «вдруг» и «постепенно» и неуместная форма прошедшего времени глагола «засасывать». Предлагаемый вариант правки: Только хотел идти, как вдруг его стало засасывать.
10. Его бы не стали бы бить. — Еще одна распространенная ошибка: дважды употреблена частица бы. При изучении темы «Условное наклонение глагола» имеет смысл проанализировать несколько таких ошибок.
Материал для коллективной работы
1. На природе у человека растаивают тревоги.
2. Базаров собирается стать врачом, и для этого он изучает для начала лягушек и рано утром идет с мест-ной ребятней ловить лягушек, о потом делал им вскрытие и изучал их органы.
3. Она [Лиза] забежала в воду и начала тонуть.
4. Бунину удается приобщить читателя к рассказу, дает ему (читателю) почувствовать себя частью происходящего.
5. Он очень пристращается к книгам, чего в детстве делать не хотел.
6. Сейчас много людей слушают современную музыку, но мне все равно остается нравиться классическая.
7. Поэт посредством художественного символа превознашает женщину или, наоборот, опускает.
8. Вакула не подкупился на его предложение.
9. Особо остро эта проблема затронулась в случае Юлии Студенцевой.
10. Меня это улыбнуло. (из языка современных интернет-пользователей)
- Совершенный и несовершенный вид глагола Что такое вид глаголов в русском языке? Вид в русском языке — это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное или незавершенное и повторяемое. Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Виды глаголов в русском языке В русском ... Читать далее...
- Деепричастие Деепричастие — особая неличная форма глагола, обозначающая добавочное действие, сопутствующее действию глагола-сказуемого. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. Деепричастия образуются от глаголов, сохраняя при этом некоторые их грамматические характеристики: Деепричастия наследуют от производящего глагола значение вида: читать — читая, прочитать — прочитав. Таким образом, деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида ... Читать далее...
- Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях — Правописание гласных, Орфография Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях Неударяемые гласные в личных глагольных окончаниях & 44. Глаголы с неударяемыми личными окончаниями распределяются по спряжениям следующим образом: Всe глаголы на — ить, а также 6 глаголов на — еть: вертеть, видеть, зависеть, обидеть, смотреть, терпеть — и 4 глагола на — ать: гнать, держать, дышать, слышать — относятся ... Читать далее...
- Определение. Деепричастие Деепричастие — особая неличная форма глагола, обозначающая добавочное действие, сопутствующее действию глагола-сказуемого. Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия. Деепричастия образуются от глаголов, сохраняя при этом некоторые их грамматические характеристики: — деепричастия наследуют от производящего глагола значение вида: читать (несов. вид) — читая (несов. вид), прочитать (сов. вид) — прочитав (сов. вид). Таким образом, ... Читать далее...
- Употребление тире в предложении орфографические правила русского языка Многие писатели в своих произведениях употребляют такой выразительный знак препинания, как тире, для того, чтобы сделать свои работы выразительнее, но чтобы правильно это делать, следует знать правила употребления тире в предложении. Итак, тире в предложении употребляется: Во-первых, если подлежащее и сказуемое выраженные неопределенной формой глагола. Например, в предложении (22)(«И охранять природу — значит охранять природу») ... Читать далее...
- Н. Вороной — первый декламатор идей и форм украинского символизма Выдающийся писатель-новатор Николай Вороной в своих взглядах неоднозначен. Талантливый, неординарный мастер слова, он в украинскую литературу принес поэтические шедевры. Николай Вороной был и критиком, и переводчиком, и искусствоведом. Именно он является одним из первых представителей литературного направления — символизма, так как его поэзия — это чрезвычайная музыкальность, новые образы, новые мотивы. Вороной — настоящий поэт, ... Читать далее...
- Хорошо в родной стороне! (Употребление синонимов в художественном тексте) Видели ли вы когда-нибудь, как под ярким, сияющим, лучистым, голубым небом золотом отражается земля? Это — пшеничные поля моей родной отцовской стороны. Вы слышали, как звучит прозрачно, кристально чистый воздух веселой и радостной песней птички, как довольно гудит шмель, как шелестит, шуршит листва под прикосновением ветерка? Это — голос моей земли. Касались ли ваших ресниц ... Читать далее...
- Вид Вид — классифицирующая грамматическая категория, обозначающая различия в протекании того или иного действия, представленная двумя грамматическими значениями — совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида — на вопрос что сделать? Необходимо обратить внимание на то, что в лингвистической литературе представлены разные точки зрения на природу данной ... Читать далее...
- Времена глаголов Что такое время глагола? Время глагола — это грамматический признак глагола, обозначающий изменение глаголов по временам. Категория времени представлена системой противопоставляемых друг другу глагольных форм прошлого, будущего и настоящего времени, и служит для определения времени, в которое осуществляется названное глаголом действие или процесс. Категория времени присуща только глагольным формам изъявительного наклонения. Какие времена имеет глагол? ... Читать далее...
- Глаголы будущего времени Что такое глаголы будущего времени в русском языке? Глаголы будущего времени в русском языке — ряд спрягаемых форм глаголов, обозначающих действие или процесс, который будет происходить в будущем, после момента речи. Признак будущего времени является грамматической категорией глагола. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: Что сделает? Что будет делать? Примеры глаголов будущего времени: Утром мама ... Читать далее...
- Об одной из форм опроса на уроке литературы Урок литературы — это, по сути, всегда урок-диалог. Но чтобы диалог состоялся, в нем заинтересованное участие должны принимать обе стороны; и учитель, конечно же, к разговору готов, а вот ученики… К сожалению, так много тех, кто решает, что готовиться к уроку вовсе не обязательно, ведь можно отмолчаться, понадеявшись на более ответственных и исполнительных или более ... Читать далее...
- Заочная и дистанционная формы обучения. В чем различия данных форм обучения? Заочная и дистанционная формы обучения. В чем различия данных форм обучения? Все новое, что прокрадывается в нашу жизнь, мы непременно сравниваем с тем, что уже существует и является традиционным для нас. Каждую новинку мы оцениваем, отталкиваясь от того, что существует, и в этом наша ошибка. Данное явление характерно и для термина «дистанционное обучение». Довольно многие ... Читать далее...
- Развитие форм обучения в истории педагогики Понятие «форма организации учебной работы» берет начало от лат. forma, что означает «наружный вид». Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебной работы, которая связана с количеством учащихся временем и местом обучения, порядком его осуществления. Исторически в педагогике эволюционировали следующие формы учебной работы: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная система; Белл-ланкастерская система; Батавская ... Читать далее...
- Конспект урока на тему «Наркотики. Употребление и злоупотребление» Уроки № 1 Тема: Наркотики. Употребление и злоупотребление Цель уроков: Показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека. Задача: выявить прямую зависимость между наркотиками и поступками человека, ответственного за свое поведение и будущую жизнь Ключевые слова: наркотики, пристрастие, зависимость. Методический материал: анкета «Наркотики и подросток» рабочий лист «Скажи наркотикам — нет!» сценарий ... Читать далее...
- Глагол Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает эти значения в формах вида, времени, залога, лица, числа, наклонения и в предложении выполняет функцию сказуемого. Глагол называет различные действия или состояния. Однако некоторые существительные также обозначают действие, но значение действия у существительных грамматически не выражено. Значение действия грамматически выражается в глагольных категориях времени, ... Читать далее...
- Одновидовые глаголы Что такое одновидовые глаголы? Одновидовые глаголы — это глаголы совершенного вида или несовершенного вида, у которых нет видовой пары. Данное свойство глаголов зависит от их лексического значения. Одновидовые глаголы также называют непарными. Примеры одновидовых глаголов — отсутствовать, обитать, хлынуть, очутиться. От некоторых одновидовых глаголов образуются глаголы другого вида, однако новые глаголы имеют иное лексическое значение, ... Читать далее...
- Употребление крылатых фраз. По тексту Г. Смирнова На данный момент, когда поразмыслить стало сложнее (ЕГЭ по русскому) О том, как порой невежественно и неверно могут быть употреблены крылатые фразы, рассуждает Г. Смирнов. Это относится к известному выражению: «Война не окончена, пока не похоронен последний солдат». Эти слова якобы высказал в свое время А. Суворов. Но великий русский полководец вкладывал иное значение в эти слова, имея в виду, что война длится до тех ... Читать далее...
- Постоянные и непостоянные признаки глагола Признаки глагола — это грамматические категории глагольных форм, которые присущи глаголу как части речи. В русском языке выделяют постоянные и непостоянные признаки глагола. Постоянные признаки глагола Постоянные признаки глагола — это грамматические категории, присущие всем глагольным формам. Данные признаки не изменяются в зависимости от контекста, в котором употребляется глагол. Вид — признак, определяющий, как именно ... Читать далее...
- Информатизация образования — широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы Перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе, устройство которого мы не до конца себе представляем, подготовить их к продуктивной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях, детали которой подчас трудно вообразить. Информатизация школы — сложный, многоэтапный процесс решения этой задачи. Движущие силы этого процесса определяются двумя группами объективно действующих ... Читать далее...
- Раскрыть смысл высказывания Розенталя: Употребление экспрессивной лексики создает возможность (ЕГЭ по русскому) Автор при написании своего художественного произведения всегда стремится к выражению мысли очень яркому и эмоциональному, чтобы читатель смог понять, в чем состоит его мысль, и каковы ощущения он переживает. Для достижения данной цели писателем применяются различные способы. По словам Д. Розенталя, воспользовавшись экспрессивной лексикой, писатель достигает поставленной цели. Возьмем к примеру, роман Каверина «Два капитана». ... Читать далее...
- Определение. Глагол (часть речи) Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает эти значения в формах вида, времени, залога, лица, числа, наклонения и в предложении выполняет функцию сказуемого. Глагол называет различные действия или состояния. Однако некоторые существительные (ходьба, чтение и др.) также обозначают действие, но значение действия у существительных грамматически не выражено. Значение действия грамматически выражается ... Читать далее...
- Инфинитив Инфинитив — неопределенная форма глагола, не имеющая категорий наклонения, времени, лица, числа и рода, характеризующаяся в русском языке только категориями вида, залога и переходности-непереходности. Итак, инфинитив содержит минимальную грамматическую информацию. Инфинитив — неличная форма глагола, потому что она обозначает действие, не указывая при этом на действующее лицо. Форма инфинитива имеет более простой морфемный состав, чем ... Читать далее...
- Время Время — словоизменительная грамматическая категория, обозначающая отношение действия к моменту речи или к другому действию. Русские глаголы в изъявительном наклонении могут иметь формы трех грамматических времен — прошедшего, настоящего и будущего. Категория времени также связана с категорией вида: в несовершенном виде различаются все три времени, а глаголы совершенного вида не могут быть представлены в настоящем ... Читать далее...
- Застосування інтерактивних форм навчання на уроках (з досвіду роботи) Шановне товариство! Дякую за можливість поділитися з Вами думками щодо навчання та виховання учнів початкових класів та розповісти про скромні здобуті досягнення з досвіду моєї роботи. На сучасному розвитку освіти є різноманітні освітні технології, які допомагають вчителю раціонально побудувати процес навчання і досягти вищих результатів педагогічної діяльності. Школа надала вчителю можливість вибору у використанні інтерактивних ... Читать далее...
- Творческий путь Муравьева — поиск новых тем и форм в художественной литературе Творчество Муравьева с его культом личности и чувства, с его «поэтикой сладостного» (Гуковский) в значительной степени оставалось в пределах развивающегося сентиментализма. Но явное предпочтение Шекспира французским драматургам («Против него все французы — живописцы в миниатюре и едва ли живописцы»); понимание античного искусства как выражения не общечеловеческих (во все времена и для всех народов) качеств, а ... Читать далее...
- Олеся Николаева: «Поэзия — одна из форм духовной активности человека» Интервью подготовила московская учительница русского языка и литературы Дарья ЖУРБИНА. Олеся Николаева — поэт, прозаик, эссеист, доцент Литературного института имени А. М. Горького, автор книг стихов, прозы и религиозной эссеистики. С 1989 года ведет семинар поэзии, также вела спецкурс «История русской религиозной мысли». Лауреат поэтических премий, в том числе национальной литературной премии «Поэт» 2006 года. ... Читать далее...
- Определение. Что такое Время Время — словоизменительная грамматическая категория, обозначающая отношение действия к моменту речи или к другому действию. Русские глаголы в изъявительном наклонении могут иметь формы трех грамматических времен — прошедшего, настоящего и будущего. Категория времени также связана с категорией вида: в несовершенном виде различаются все три времени, а глаголы совершенного вида не могут быть представлены в настоящем ... Читать далее...
- Отличие повести от романа и малых форм эпоса Понятие «повесть» в терминологическом смысле является весьма дискуссионным в литературоведении. В западноевропейских языках ему соответствуют различные наименования: recit и conte (франц.); Erzahlung и Geschichte (нем.); tail, story, short novel, long short story (англ.). В славянских литературах «повестью» еще с древности называли сказание, житие, поучение и т. д. Как одна из литературных форм в современном понимании ... Читать далее...
- «Диференціація — одна із форм інтерактивного навчання молодших школярів на уроках математики» Диференціація — одна із форм інтерактивного навчання Молодших школярів на уроках математики Державним стандартом початкової загальної освіти передбачається одне з найголовніших завдань школи — всебічний розвиток та виховання особистості через формування в учнів бажання і вміння вчитися, повноцінних мовленнєвих, читацьких, обчислювальних умінь і навичок відповідно до пізнавальних можливостей дітей молодшого шкільного віку. В цих рядках ... Читать далее...
- Модернизм и авангард: поиски новых форм литературного творчества Недаром существование литературы называют именно процессом (литературный процесс), ведь она находится в постоянном движении, в развитии. Поэтому, на каждом этапе развития человечества литературные явления условно можно поделить на упроченные — с одной стороны, обычные, и, с другой стороны, — новые, или модерные. В таком понимании каждая эпоха имела свой модернизм: была новейшая, модерная литература античности, ... Читать далее...
- Н и НН в прилагательных и причастиях Особенности правописания Н и НН в прилагательных и причастиях В русском языке правописание Н и НН в прилагательных и причастиях зависит от способа образования конкретного прилагательного и его грамматических особенностей. Примеры Н и НН в прилагательных, образованных от существительных: песчаный пляж, лиственный лес, вечерняя прогулка, девочка грустна. Примеры Н и НН в отглагольных прилагательных и ... Читать далее...
- Сочинение Поиск и исследование внеземных форм жизни. Предмет и задачи Определение жизни на других планетах, кроме Земли, является важной задачей для ученых, занимающихся вопросами возникновения и эволюции жизни. Наличие или отсутствие ее на планете оказывает существенное влияние на ее атмосферу и другие физические условия. Исследования превращений в поверхностных слоях планет с учетом возможных результатов деятельности человека позволит уточнить наши представления о роли биологических процессов в ... Читать далее...
- Поиски новых принципов и форм изображения действительности в мировой литературе Мысль — вещественней, чем ножка рояльная. Владимир Маяковский В начале ХХ века представители искусства под влиянием глобальных изменений, происходивших в обществе, провозгласили необходимость появления всего нового. Это «новое» в искусстве стали называть «модерном» . Стремясь превзойти все, что было создано до них, представители модерна — модернисты — девизом своего направления избрали современность и новизну. В ... Читать далее...
- Конспект урока русского языка в 7 классе. Время глагола. Прошедшее время Конспект урока русского языка для 7 класса на тему «Время глагола. Прошедшее время «. Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна Место работы: Новоселовская общеобразовательная школа Описание работы: данный урок предназначен для учащихся 7 класса при изучении темы «Время глагола » и направлен на привитие интереса учащихся при изучении данной темы Цели: Углубить и расширить знания о временах ... Читать далее...
- Утілення різних форм естетизму в образах Безіла Холлуорда, лорда Генрі та Доріана Грея Мета: допомогти учням розкрити значення образів роману, утілення в них різних форм естетизму; розвивати навички аналізувати прозові твори, характеризувати героїв; висловлювати свої думки щодо порушених проблем; виховувати любов до літератури, мистецтва, естетичні смаки. оснащення: портрет письменника, видання його твору, ілюстрації до нього. тип уроку: формування вмінь та навичок. ХІД УРОКУ I. Організаційний момент II. Мотивація ... Читать далее...
- Глагольные формы. Самостоятельные работы Задания для самостоятельной работы Задание: Определите и письменно укажите, какая именно ошибка допущена. Исправьте ошибку. Исправленный вариант запишите. Укажите форму глагола в исправленном варианте. Вариант 1 1. Пьер много раз разочаровался. 2. Он расхотел стать солдатом. 3. Одно дерево вырвалось с корнем из земли и упало. 4. Песни Бояна слушались очень внимательно. 5. Смертная казнь ... Читать далее...
- Определение. Инфинитив Инфинитив (от лат. infinitivus «неопределенный») — неопределенная форма глагола, не имеющая категорий наклонения, времени, лица, числа и рода, характеризующаяся в русском языке только категориями вида, залога и переходности-непереходности. Итак, инфинитив содержит минимальную грамматическую информацию. Инфинитив — неличная форма глагола, потому что она обозначает действие, не указывая при этом на действующее лицо. Форма инфинитива имеет более ... Читать далее...
- Чередование звуков Чередование звуков — взаимная замена звуков в составе одной и той же морфемы. Чередования обнаруживаются при сопоставлении различных звучаний одной морфемы или одного слова. Например, последний согласный звук в слове дуб оглушается, и мы слышим, а при изменении формы слова тот же корень звучит иначе -. В данном случае представлено чередование звонкого и глухого согласных: ... Читать далее...
- Префиксальный способ словообразования Префиксальный способ словообразования — образование нового слова за счет прибавления префикса к производящему слову. При этом производное слово не переходит в другую часть речи. Особенно продуктивна префиксация у глаголов, причем в подавляющем большинстве случаев префиксы не только привносят в производный глагол новый оттенок лексического значения, но и придают ему грамматическое значение совершенного вида. Чаще всего ... Читать далее...
- Глаголы прошедшего времени Что такое глаголы прошедшего времени в русском языке? Глаголы прошедшего времени в русском языке — ряд спрягаемых форм глаголов, обозначающих реальное действие, которое происходило или произошло до момента речи. Грамматическая категория прошедшего времени присуща глаголам совершенного и несовершенного вида. Глаголы прошедшего времени Отвечают на вопросы: Что делал? Что сделал? Примеры глаголов прошедшего времени: Мальчик Играл ... Читать далее...
Употребление глагольных форм