Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком в сложнейших жизненных испытаниях (продолжение)



Цель: Показать характер настоящего человека, который сохранил у себя лучшие качества души, сумел не просто сам выстоять в суровых испытаниях, но и помочь другим. Совершенствовать навыки работы учащихся над текстологическим анализом произведения; развивать связную речь учащихся; воспитывать умение видеть ассоциативные связи между разными жанрами искусства; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, умение доказывать свою точку зрения.

Оборудование: Портрет Шолохова, иллюстрации к рассказу

ХОДУРОКА

И. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Словарная работа (можно использовать принцип “Поля чудес”)

1) Искренний, очень подробный рассказ в своей жизни, мыслях, называется…

ИСПОВЕДЬ

2) Чувство, заставившее Андрея Соколова все рассказать в себя собеседнику, раскрыть душу, поверить свои думы, называется…

ДОВЕРИЕ

3)

Себялюбие, предпочтение личных интересов, невнимание к окружающим, неумение думать, во-вторых, об общем деле – это, чего не было в характере Андрея Соколова, называется…

ЗГОИЗМ

4) То, с чего начинается сопереживание, сочувствие к собеседнику, то, с чем автор относится к герою, называется…

ПОНИМАНИЕ

5) Слово, которым часто определяют не только биологическую принадлежность живого существа к определенному классу, но и выражают его внутреннюю сущность, поведение в жизненных испытаниях.

ЧЕЛОВЕК

6) То, что болит не только вот физических перегрузок, но и вот переживаний, то, что умеет радоваться и отзываться на радость и боль второго человека, умеет, любит не по расчету,- это…

СЕРДЦЕ

2. Работа с иллюстрациями к рассказу

Уч и т е л ь. Каждая из этих иллюстраций, каждый кадр из фильма – эпизод жизни Андрея Соколова. Можно ли сказать, что они передают не только события, но и помогают лучше понятий героя? Кратко старается сказать по того или иной иллюстраций самые важные, как вы считаете, эпизоды.

3. Работа над выяснением смысла названия рассказа.

Почему рассказ называется не “Жизнь Андрея Соколова”, “Судьба Андрея Соколова”, “Судьба солдата”, а “Судьба человека”?

Человек – шире “больше”, чем конкретный Андрей Соколов, солдат Обобщение типизация Тот, кто смог сохранить У себя человеческие качества, Не превратиться у скота

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

1. Беседа с учащимися

Учитель. Прочитал рассказ М. Шолохова “Судьба человека”, мы прошли трудными дорогами жизни солдата, потерявшего дом, семью, последнюю надежду. Вон вернулся с войны целым, физически невредимым, вон не предал семью и товарищей, не просто выжил, а остался в плену человеком, не потерял уважение людей.

Но жить ему не хочется: война опалила его душу, и этот ожог неизлечим.

Другой мог бы опустить руки, опустится, потерять человеческий облик – Андрей Соколов пытается честно пройти оставшийся жизненный путь.

Что вон предпринимает? (Переезд в другой огород – дальнейшее вот Воронежа, чтоб лишний раз не напоминало в боли потерь; принимает помощь старого фронтового друга.)

– А что еще должно быть в жизни человека, который привык жить не только для себя? (Должна бить Забота о близких – это, нужно Отдавать себя Конкретным, близким людям.)

– Что становится началом новой жизни Соколова?

– Какие слова мелькают в мыслях героя, когда вон думает о мальчике? Сделайте вывод в лексико-семантической окраске этих слов. (Уменьшительно-Ласкательные)

– На какое слово нужно обратить особое внимание? (“Глазенки, как звездочки ночью после дождя”) Сравни с глазами, “словно присыпанными пеплом”.

– Какими словами сказано в решении Андрея?

– В чем главная, святая суть его уступка, обязательное свойство доброго дела? (“Не бивать поэтому, чтобы Нам порознь Пропадать!”) Не только он нужен Ванюше, но и Ванюшка нужен ему.

– Какими словами передает Соколов в переменах в своей жизни? (“На душе стало легко и как-то светло”, “К тому мгновению становится радостно на душе, что и словами не скажешь”)

2. Выразительное чтение фрагмента

(Вот слов “И вот один раз вижу возле чайной” . “Так и него память вроде зарницы, проблесками работает”.)

3. Устное рисование

Задание: Описать две-три придуманные иллюстрации к данному фрагменту, определить цветовую гамму, подобрать к ним сроки из рассказа.

4. Комментированное чтение вот слов “Может, и жили бЫ МЫ С ним еще Годик в Урюпинске…” до конца

– Что говорят в герое данные сроки?

“Списался с одним приятелем, тоже сослуживцем…, и вон пригласил меня к себе”; “Тоска мнет, не дает на одном месте долго засиживаться”; “Сердце в меня раскачалось, поршня надо менять… Боюсь, что когда-нибудь во сне умру и напугаю своего сынишку”; “Почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу”; “Днем я всегда крепко себя держу, из меня ни “оха”, ни “вздоха”…”; “Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку”.

– Какие сроки рассказа могут прозвучать достойным концом истории, выводом? (“И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой волы, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеет на своем пути, если к этому позовет его Семья”.)

– Можно ли сказать, что в этих словах много пафоса?

– Почему после красивого логического конца на высокой ноте автор записал еще абзац? (Слеза – не проявление слабости в данном случае, а проявление человечности, герой становятся ближе по духу.)

III. Подведение итогов урока

(с использованием приема “Свободный микрофон”)

С какими чувствами вы закрыли книгу? (С чувством уверенности в Андрее Соколове и верности его жизненного пути; с чувством радости, что такие люди есть на земле и т. д.)

IV. Домашнее задание

Сформулировать для себя тему сочинения по рассказу М. Шолохова, составить план.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком в сложнейших жизненных испытаниях (продолжение)