Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложнейших и драматических жизненных испытаниях

Цель: Показать, что настоящий человек и патриот сумел сохранить у себя человеческое достоинство в испытаниях; совершенствовать навыки работы над текстологическим анализом произведения; воспитывать культуру ответа: логичность, последовательность, доказательность, эмоциональность, умение давать оценку событиям и фактам.

Оборудование: Портрет писателя, видеоматериал (кадры художественного фильма “Судьба человека” с С. Бондарчуком в главной роли).

Ход урока.

І. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Использование приема

“Да – нет”.

Герой рассказа Шолохова до войны жил счастливо и безбедно, потому что занимал хорошую должность и был обеспеченным человеком. На второй день войны, получив повестку в военкомат, он сразу отправился на фронт. Отправляясь на фронт, солдат проводил семью в эвакуацию. Город, еще они жили, был оккупирован фашистами.

Войну герой начал по своей гражданской специальности – шофером. Он часто писал домой письма, еще рассказывал о скорой победе и своих подвигах. Три года герой провоевал без единой царапины.

Он попал в плен под Лозовеньками в мае 42-го года. Герой рассказывал в войне как о

чем-то необыкновенном.

2. Вопросы на внимание и оценку ситуации.

Как зовут главного героя рассказа? Где и когда мы впервые услышали его имя? Почему он сразу не представился собеседнику?

Почему в своем рассказе о военных событиях он подробно передает даже диалоги? (Этим подчеркивается подлинный драматизм событий).

3. Проверка домашнего задания (выписки в таблицу).

Опасные ситуации Умение сохранить у себя человеческое

Два раненияВ письмах с фронта: “Все в порядке!” (“На то ты мужчина и солдат, чтобы все снести”)
Срочный рейс со снарядами под бомбежкой“Сам на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прилипала” “Я должен проскочить, и баста!”
Взрыв, контузия, окружение. Встреча с фашистскими автоматчиками. Забрали сапоги“Снял портянки, протягиваю ему”
Колонна пленных, не мог быстро идти“Наши подхватили меня на лету, за-толкали в середину и с полчаса вели под руки”
В храме взапертиВстреча с доктором, который помогал раненым

Опасные ситуации

Умение сохранить у себя человеческое

Подслушанный разговор о задуман-ном предательстве взводногоУбийство предателя
Побег травля“Били за то, что ты – русский…не так взглянешь, не так ступишь…”

Учитель. Воевал ли Андрей Соколов на переднем фронте войны? Принимал ли он участие в особо опасных операциях?

Можно ли сказать, что его положение на войне было легким?

4. Сопоставление текста рассказа с кадрами фильма: удачно ли сняты эти эпизоды, можно ли сразу узнать героя и события?

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1. Чтение фрагмента рассказа от “В начале сентября…” до “Однако поделили без обиды”.

2. Продолжение работы над таблицей

Лагерь Б-14 “Вот 142 человек нашего эшелона через 2 месяца осталось нас 57”“Им по 4 кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и 1 кубометр за глаза хватит”
Вызов к коменданту“И стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату”
“Я же голодный, как Волк, отвык от челове-ческой пищи”“Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!”
Ожидание расстрела“За свою погибель и избавление от мучений я выпью”; “Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и от голода пропадаю, но давится их подачей не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили”; “Всем поровну”

Учитель. Даже, если бы больше не было в военной жизни Андрея Соколова никаких событий, можно ли, глядя на эти эпизоды, назвать его патриотом, настоящим человеком?.. Можно ли сказать, что герой – лишь тот, кто на переднем крае, на виде во всех, в выдающемся, известном сражении совершает подвиг?..

III. Чтение молча с подготовкой пересказа эпизода.

І вариант.

От слов “Возил я на “Опель-Адмирале”” до “Прошу меня зачислить в стрелковую часть”.

II Вариант.

От слов “На третьей неделе получил письмо” до “Значит, я два года с мертвецами разговаривал?”

III Вариант.

От слов “Но месяца через три и мне блеснула радость” до “И будто во мне все оборвалось”.

IV. Подведение Итогов
урока (С Использованием
приема “Свободный
Микрофон”).

Почему мы научили на уроке? Что узнали нового? Что поразило, удивило в рассказе?

V. ДОмашнее задание.

Дочитать рассказ до конца;

А) при помощи которых Андрей Соколов описывает Ванюшу;

Б) Какие определяют принятие решение Соколова;

В) Какие показывают, что Андрею стало легче на душе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Умение Андрея Соколова оставаться настоящим человеком и патриотом в сложнейших и драматических жизненных испытаниях