Ум. Умственное развитие ребенка: типы усвоения информации
Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т. д. Но умственное развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребенка доминирует. Понять какой именно — значит помочь ребенку быстрее и лучше познать мир, максимально развив его умственные способности. Занимаясь с ребенком в школе или дома, нужно учитывать, к какому типу относится ребенок, и соответственно выбирать методы подачи информации. К сожалению, большинство
Более того, наши школы для этого не приспособлены. Если в классе практикуются методы, неподходящие для вашего ребенка, то он может именно поэтому и не успевать в учебе. В этом случае родителям самим, после основных занятий придется повторять с ребенком дома пройденный материал для его лучшего усвоения, используя соответствующие методы.
Психологи выделяют три основных типа усвоения информации: 1. Визуальный «Помнишь бабушкиного котенка?» — «Да, он белый!» Дети с визуальной памятью лучше усваивают зрительную информацию: во время чтения, просмотра
Мысли и воспоминания запечатлеваются у них в мозгу в виде картинок и зрительных образов. Дети с таким типом развития сразу узнают, если в их отсутствие в комнате что-то поменялось. У них очень развито осознание связи между вещами, или представление о том, что разрозненные вещи формируют единое целое.
Такие дети ощущают себя единым целым с окружающим миром. Они склонны мыслить визуальными образами и поэтому часто хорошо рисуют, конструируют, лепят или по-другому проявляют склонность к искусству. Они лучше концентрируют свое внимание и запоминают учебный материал, когда он сопровождается наглядными рисунками, графиками, диаграммами, а основные пункты в нем подчеркнуты или выделены жирным шрифтом или другим цветом.
Обычно они раньше всех учатся читать и читают много и с удовольствием. Вы устали повторять ребенку что-то по нескольку раз, а он как будто не слышит? Ну что ж, пишите ему записки-напоминания. Помните, что слова на такого ребенка действуют меньше, чем на другие типы детей.
При наказаниях лучше не ругать его — в этом мало толку. Просто лишить его на время источника информации, так чтобы ему было скучно: например, поставить в угол на короткое время или не разрешить смотреть телепередачу. Да, и вознаграждения такие дети предпочитают обычно материальные — конфету или игрушку.
2. Аудиальный «Помнишь бабушкиного котенка?» — «Да, он громко мяукал!» К этому типу относятся люди преимущественно со слуховой памятью — примерно 30%. Они лучше усваивают информацию, когда слышат ее или обсуждают. Такие дети любят говорить и слушать, зачастую ведя бесконечные беседы с мягкими игрушками. Они имеют большой словарный запас, ясно выражают свои мысли и умело пользуются языком для достижения своих целей.
С раннего возраста они любят рассказывать истории и сочинять стихи и сказки. У них зачастую отличный музыкальный слух и голос. Любят играть в устные игры: слова, города и т. д., обожают загадки, стихи и скороговорки.
Такие дети исключительно хорошо и свободно общаются с другими людьми. Легко заводят друзей и вступают в социальные контакты. Они легко становятся лидерами в своей среде, и их часто привлекают к улаживанию конфликтов. Зачастую для запоминания таким детям нужно проговорить полученную информацию про себя или вслух.
Если иногда ваш ребенок шевелит губами во время уроков или шепчется с соседом, то это может быть потому, что он повторяет только что услышанную информацию. Для лучшего усвоения учебного материала учителям и родителям надо обсуждать его с такими детьми. Вам кажется, что невозможно делать уроки под музыку?
Наоборот, дети со слуховой памятью легко отвлекаются на посторонние шумы, а равномерный музыкальный фон во время занятий заглушает остальные резкие звуки. Хвалить и ругать такого ребенка действенней всего с помощью слов. 3. Кинестетический «Помнишь бабушкиного котенка?» — «Да, он мягкий и игривый!»
Дети с кинестетической памятью усваивают информацию с помощью касаний и движения. К этому типу принадлежит около 5% людей. Таким детям для лучшего усвоения учебного материала нужно быть активными во время уроков. Они больше всего любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели, а в математике, к примеру, считать на счетах.
При этом создается впечатление, что их мозг работает только тогда, когда двигается тело. Они просто не могут усидеть на стуле в течение нескольких часов подряд. Поэтому во время занятий с таким ребенком следует делать небольшие перерывы, в течение которых ребенок бы активно отдыхал. Этих детей часто называют гиперактивными, причем школьные учителя обычно стараются их приструнить.
Зачастую на ребенка вешается ярлык «трудного» или даже «необучаемого», но на самом деле учитель просто не может найти правильный подход к такому ребенку. Эти дети имеют редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Таким детям необходимо движение.
Даже если их принуждают сидеть смирно, они начинают елозить, постукивать пальцами рук или ногами. Во время запоминания информации они трогают или передвигают какие-либо предметы. Свободное время посвящают физической активности — бегают, прыгают, играют в мяч. Для того чтобы маленький кинестетик запомнил информацию или выполнил последовательные действия, психологи советуют применять следующий прием: проговаривайте ему каждый этап, дотрагиваясь последовательно до пальцев его руки — 1. Пойдешь в ванную.
2. Возьмешь мыло. 3. Помоешь руки. 4. Почистишь зубы.
Наказывать такого ребенка действенней всего — увы! — физически: слегка шлепнуть по попке или по ручке. При похвалах обязательно прикасайтесь к нему: гладьте по головке или обнимайте.