Ум и находчивость народа русского (“Сказание о белгородском киселе”)
“Сказание о белгородском киселе” – отрывок из древнерусской летописи. Прежде чем оно попало в летопись, это сказание сохранялось в памяти людей, постепенно изменялось и дополнялось. Со временем оно стало похоже на легенду, и уже никто не может сказать, где в нем правда, а где вымысел.
Тем не менее это сказание повествует о реальном историческом событии, пусть и в несколько приукрашенном виде.
В сказании описывается осада Белгорода печенегами. Она была длительной, люди в городе стали голодать и хотели было уже сдаться врагам. Однако
Город выстоял благодаря совету одного старца. Неслучайно старость и мудрость объединены в этом сказании в одном человеке. На Руси всегда свято чтили обычаи и традиции предков и знали, что все они сохраняются благодаря старикам.
Вот и здесь, в “Сказании о белгородском киселе”, честь спасти целый город выпала почтенному старцу.
По его совету жители нашли немного овса, пшеницы и отрубей и сварили кисельную болтушку, налили ее в кадку, которую затем опустили в выкопанный колодец. Другую кадку, наполненную жидким медом, опустили
Послы поверили, что в городе из колодцев можно доставать кисель и мед, и вскоре печенеги сняли осаду с города.
Каждый народ имеет свои характерные качества, которыми гордится, которые воспевает в легендах и сказаниях. Находчивость русского человека – как раз такое качество. Оно присутствует во многих сказках, оно же прославляется и в “Сказании о белгородском киселе”.
В этом произведении оно, к тому же, противопоставляется легковерности и глупости печенегов, что еще лучше позволяет понять всю широту ума и находчивости русского народа.
- Краткое содержание: Сказание о белгородском киселе Сказание о белгородском киселе Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение. Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться […]...
- Изложение предания: О белгородском киселе Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный. И собрали в городе вече и сказали: – Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем. Один старец, который не был на вече, […]...
- “Угасающий дух” помещичье-патриархальной России в ранних рассказах Бунина (“Антоновские яблоки” и “Танька”) Читая летопись русского народа, мы имеем возможность знакомится с историей. Академик Д. С. Лихачев сказал: “Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ”. Изучая отрывки из летописи, мы должны помнить, что это не обычное произведение русской литературы, а живое творчество народа, собранное и созданное народом. Летопись – это уникальный памятник не только […]...
- Сказание о крестьянском сыне Следует еще остановиться на одном пародическом произведении – на “Сказании о крестьянском сыне”, вышедшем, видимо, нз той же среды, что и “Праздник кабацких ярыжек”, судя по тому, что и тут автор также обнаруживает хорошую осведомленность в церковной службе и в “священном писании”. Предположительно, судя по языку, относим “Сказание” к концу XVII в., хотя не исключена […]...
- Юмор и находчивость: замечательное сочетание Школьное сочинение по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”. “Да, находчивость – самое главное в жизни, и не было на свете человека находчивее барона Мюнхгаузена”, – так начинается одна из историй о знаменитом бароне, рассказанных нам Р. Э. Распе. И действительно, уж чего-чего, а находчивости Мюнхгаузену не занимать. Кажется, невозможно придумать такую безвыходную ситуацию, […]...
- СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ Русская литература возникла около тысячи лет назад, когда появились первые рукописные книги. Эти книги писали обычно в монастырях, и рассказывалось в них о событиях из года в год (из лета в лето), поэтому они и называются летописями. Одна из самых известных летописей – “Повесть временных лет”, автор которой – ученый монах Киево-Печерского […]...
- НАХОДЧИВОСТЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА (по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”) НАХОДЧИВОСТЬ И ЧУВСТВО ЮМОРА – ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ (по произведению Э. Распе “Удивительные приключения барона Мюнхгаузена”) “Да, находчивость – самое главное в жизни, и не было на свете человека находчивее барона Мюнхгаузена”, – так начинается одна из историй о знаменитом бароне, рассказанных нам Р. Э. Распе. И действительно, уж чего-чего, а находчивости Мюнхгаузену не занимать. Кажется, […]...
- Сказание о знамении от иконы Богородицы В новгородском Трефологионе, или Патерике, это сказание, известное вообще в очень большом количестве списков, основанное на кратком летописном известии под 1169 г. и затем литературно обработанное Пахомием Логофетом, начинается издалека. После того как Ярослав Мудрый, отомстив Святополку за убийство Бориса и Глеба, переселился из Новгорода в Киев, “новгородцы от него за великое их исправление к […]...
- Образ русского народа в комедии “Горе от ума” Сохранившийся план трагедии показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени – противоречие между могучими силами русского народа, отстоявшего в борьбе с иноземными захватчиками свою национальную независимость, и его крепостной зависимостью. Трагедия была задумана очень широко, и основная ее коллизия, раскрывалась писателем исторически верно, в реалистическом плане. Она должна была показать народный освободительный характер […]...
- Находчивость – Великая вещь Когда читаешь веселые и удивительные истории Р. Э. Распе о приключениях барона Мюнхгаузена, невозможно оторваться от книги. Эти коротенькие рассказы насыщены удивительными событиями, а действия главного героя неизменно вызывают смех. Однако смех этот не насмешливый, хотя барон и мастер преувеличивать происходящее и даже выдавать желаемое за действительное. Когда я смеюсь над очередной выдумкой Мюнхгаузена – […]...
- “Сказание о Вавилоне” своеобразный памятник переходного жанра Рядом с переводной повестью, прочно усвоенной русской письменностью в XV в., на Руси создаются в этот период и оригинальные повести. Повести эти были весьма разнообразны по своему содержанию и характеру. Среди них были и рассказы о реальных и относительно недавних исторических событиях (близкие к уже упомянутому “Сказанию о Мамаевом побоище”), и легендарно-исторические повествования, и произведения, […]...
- “Сказание о Борисе и Глебе”: сходство и различие с каноническими житиями 1. Особенности жанра жития. 2. Исторический контекст жития Бориса и Глеба. 3. Особенности повествования в “Сказании…”. Житие – это литературное произведение биографического характера, созданное в соответствии с определенными правилами (канонами), прославляющее силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. Жанр жития возник достаточно давно. Пожалуй, можно сказать, что Евангелие является житием Христа, а в […]...
- Душевная доброта русского народа О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писатели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского народа вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта “поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа”. Множество отзывов о доброте простого русского […]...
- Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Во времена Лермонтова начинают складываться славянофильские теории, которые утверждали, что определяющими чертами русского национального характера являются покорность судьбе, власти, религиозность, верность заветам старины. […]...
- Патриотизм русского народа в Отечественной войне тысяча восемьсот двенадцатого года Среди бессмертных творений великого писателя я выделяю прежде всего роман – эпопею ” Война и мир “. Меня поражает широта охвата событий в романе, многообразие поднятых в нем философских, общественных, нравственных проблем. В нем отразилась жизнь народа в первой четверти девятнадцатого века. Особенно интересна и близка мне тема патриотизма, служения Отечеству. Мне она кажется актуальной, […]...
- Чем можно объяснить любовь русского народа к творчеству Есенина? Чем можно объяснить любовь русского народа к творчеству Есенина? Вот вопрос, над которым рассуждает автор. В данном тексте Е. Винокуров вдохновенно рассказывает о “великом художнике интуиции” С. Есенине. Автор уверен, что “Есенина любят разные слои общества: молодежь и старики, рабочие и профессора”, любят за правдивость его стихов, искренность и лиризм. Авторскую позицию определить не сложно. […]...
- Самоотверженность и патриотизм русского народа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” 1. Понятие чувства патриотизма. 2. Самоотверженность русского народа. 3. Патриотизм и героизм дворянства. 4. Антинародное настроение аристократии. 5. Роль Андрея Болконского в романе. Патриотизм – особое чувство, живущее в душе человека. Это преданность и любовь к отчизне, своему народу, готовность к жертвам и подвигам во имя нее. Эти светлые чувства издревле присущи народным массам. Окрыленный […]...
- Тема героизма русского народа в рассказе М. Шолохова “Судьба человека” Обращаясь к рассказу “Судьба человека”, в первую очередь, следует помнить о том, что М. Шолохов через судьбу конкретного героя показывает жизнь целого народа. Это произведение – не просто повествование о военных событиях, но и, конечно же, исследование внутренней трагедии личности. Главный герой рассказа Андрей Соколов – это, на мой взгляд, собирательный образ всего русского народа, […]...
- Калашников – носитель национальных черт русского народа Находясь в ссылке за стихотворение “Смерть поэта”, Михаил Юрьевич Лермонтов обращается к эпохе Ивана IV Грозного, чтобы ответить на вопрос: почему же лучшие люди России погибают? Отвечая на этот вопрос, Лермонтов создает образ Степана Калашникова. “Песня про купца Калашникова” написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году – в год написания “Бородино”. Она является результатом большой […]...
- Отражение революционной борьбы русского народа в очерках Серафимовича В очерке “На Пресне”, написанном в самые напряженные дни вооруженного восстания в Москве, основной акцент сделан на зверствах царских карателей. Одновременно Серафимович говорит о мужестве защитников баррикад на Пресне, подчеркивает “моральное превосходство восставших над дубасовской полицейщиной”, показывает сочувствие рабочим-дружинникам со стороны широких народных масс. В очерке отражены только факты, но они настолько красноречивы, а точка […]...
- Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова “Судьба человека” В наше время отношение к творчеству Шолохова весьма неоднозначно. Теперь, спустя десятилетия, мы знаем, что роман “Поднятая целина” был написан по заказу Сталина, а следовательно, целью этого произведения было восхваление эпохи коллективизации. Но совсем иное отношение у современного читателя к удивительному рассказу-эпопее “Судьба человека”. Ничто не способно изменить нашу реакцию на судьбу героев этого произведения. […]...
- “Такая почва – душа народа русского…” “Такая почва – душа народа русского…”. Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Н. А. Некрасова. Жизнь народа, его страдания и борьба – основная тема поэзии этого художника. В этом отчетливо проступает печать некрасовской эпохи – 50-70 годы 19 века – время расцвета революционной демократии, когда по всей России происходил подъем народного крестьянского движения. […]...
- Художественное изображение русского народа в произведении А. Н. Радищева ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ Александр Николаевич Радищев был первым писателем, который раскрыл социальные противоречия. Он родился в богатой семье, получил очень престижное образование. Очень сильно на него влиял Ф. В. Ушаков. Радищев прислушивался к своему старшему другу и еще в студенческие годы стал пробовать писать литературные произведения. Видя на каждом шагу несправедливость, насилие, писатель вкладывал все свои чувства к […]...
- Сказание о житии Александра Невского Сказание об Александре Невском наполняет душу гордостью за то, что на Руси жили такие люди. Житие рассказывает о подвигах великого князя, о том, как он защищал родную землю. Александр Невский был истинным патриотом. По рассказу его дружинника, он горячо молил Господа Бога за Русь. И Бог помогал ему! Нет на нашей земле ни литовцев, ни […]...
- Изображение русского народа по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.) Н. В. Гоголь начал создавать свою поэму “Мертвые души” в те времена, когда в России еще действовало так называемое “крепостное право”. Оно предусматривало сильную зависимость обрабатывающих землю крестьян от владеющего этой землей помещика. Крепостные люди не имели вообще никаких прав и свобод. Помещики их беспощадно наказывали, управляли их личной жизнью, покупали, обменивали, продавали. И это […]...
- Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом – эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в 1821, в эпилоге), в романе свыше 200 действующих лиц, есть реальные исторические личности (Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и многие другие), […]...
- ЧУВСТВА ДОБРЫЕ Я ЛИРОЙ ПРОБУЖДАЛ (СОЧИНЕНИЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА) (СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ДУШЕВНОЙ ДОБРОТЫ РУССКОГО НАРОДА) О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писатели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского народа вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта “поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью […]...
- “Высокий жребий” русского народа отраженный в творчестве Пушкина Как подлинно великий художник-реалист, Пушкин отразил в своих произведениях существенные стороны действительности той исторической эпохи, современником которой он был. Пушкин явился ярчайшим выразителем чувства национальной гордости. Именно в Пушкине нашла своего великого выразителя эпоха, начавшаяся славой 1812-1814 гг. и закончившаяся трагедией 14 декабря 1825 г. Современность была душой его поэзии и главным предметом его интересов. […]...
- Образ Руси и русского народа в поэме Николая Гоголя “Мертвые души” Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма “Мертвые души”, в которой великий русский писатель правдиво изображает жизнь России в 30-х годах XIX века. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Обычно под поэмой подразумевается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Однако перед нами прозаическое произведение в жанре романа-путешествия. Дело в том, что замысел […]...
- Образ Руси и русского народа в поэме Гоголя “Мертвые души” Поэма “Мертвые души” – вершина творчества Н В. Гоголя. В ней великий русский писатель правдиво изобразил жизнь России в 30-х годах XIX века. Но почему Гоголь называет свое произведение поэмой? Ведь обычно под поэмой понимается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Но перед нами прозаическое произведение, написанное в жанре романа-путешествия. Все дело в […]...
- ТРАГЕДИЯ РУССКОГО НАРОДА (по романам М. Шолохова “Тихий Дон” и “Поднятая целина”) Сам потомственный казак, писатель М. Шо- лохов сохранил для нас яркость и точность казачьей речи, ее образность, показал жи- тейскую мудрость этого народа, любовь к шутке, описал его обычаи и нравы. Энцикло- педией казачьей жизни можно назвать рома- ны Шолохова “Тихий Дон” и “Поднятая це- лина”. Благодаря таланту автора читатель начи- нает любить этот край, […]...
- Судьба народа русского… (по стихотворению Н. А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”) Вера Панаева рассказывала, что Николай Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и лег в основу стихотворения “Размышления у парадного подъезда”. В этом стихотворении предстает во всей своей трагичности судьба простого русского народа. Сам подъезд знатного человека представляется […]...
- Трагедия русского народа во второй мировой войне Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе […]...
- “И неподкупный голос мой был эхо русского народа…” (А. С. Пушкин о назначении поэта) “Иди один и исцеляй слепых…” А. А. Ахматова Александр Сергеевич Пушкин является нашим национальным достоянием. Это очень громкая фраза, но она абсолютно справедлива. Постараюсь объяснить, почему я в этом так уверена. Конечно, жизнь любого, даже самого “маленького”, человека имеет свою уникальную ценность, как кирпичик в здании истории человечества. Кроме того, очень много сильных и талантливых […]...
- Тема величия русского народа (стихотворение Н. А. Некрасова “Железная дорога”) Свое творчество Алексей Николаевич Некрасов посвятил простому народу. В своих произведениях поэт раскрывает те проблемы, которые тяжелым бременем лежали на плечах труженика-народа. В стихотворении “Железная дорога” Н. А. Некрасов с гневом и болью показывает, как строилась железная дорога между Петербургом и Москвой. Железная дорога была построена простыми русскими людьми, многие из которых потеряли в такой […]...
- “…я искал в этой теме разгадки русской государственности и русского народа” (А. Н. Толстой. Роман “Петр первый” ) Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое. А. Н. Толстой. По собственному признанию А. Н. Толстого, в самом начале Февральской революции он обратился к эпохе Петра, так как искал “в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Слишком похожи были обстоятельства и условия, в которых находилась Россия […]...
- Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина? Как известно, сказки свои М. Е. Салтыков-Щедрин писал, протестуя против самодержавия и существующего общественного строя. Поэтому в его произведениях всегда присутствуют различные сословия, о которых чаще всего говорится в иносказательной форме. Писатель всегда болел душой за русский народ, выступал за отмену крепостничества (тогда эта реформа уже витала в воздухе), ратовал за свержение царизма. Разумеется, самым […]...
- Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче” ПОВЕСТЬ О ЕРУСЛАНЕ ЛАЗАРЕВИЧЕ. П., называемая в рукописях по-разному (“Сказание о некоем славном богатыре Уруслане Залазоревиче”, “Сказка полная о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче и о его храбрости и невообразимой красоте царевне Анастасии Вахромеевны”, “История о славном и сильном витязе Еруслане Лазаревиче”), представляет собой запись устной сказки. Ученые считают, что сюжет ее пришел на […]...
- Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1912 года Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А. С. Пушкин Роман-эпопея Льва Толстого “Война и мир” – гениальное творение великого мастера. “Я старался писать историю народа”, – говорил Толстой. Роман охватывает грандиозный по масштабу период жизни России. Мир до войны 1812 года, война, жизнь после Отечественной […]...
- Тема и проблема трагедии и героизма русского народа по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.) Творческая деятельность Михаила Шолохова тесно связана с судьбой русского народа. Сам писатель оценивал свое произведение “Судьба человека” как первый шаг на пути к созданию целой книги о войне. Андрей Соколов родился в тысяча девятисотом году. Он по своему поведению, характеру и взглядам на жизнь – типичный представитель нашего народа. Вместе со своей страной он проходит […]...