Улисс характеристика образа Стивена Дедала

Дедал Стивен – один из трех дублинцев, описанных в романе (Стивен Дедал, Леопольд Блум и его жена Мэрион Блум). Основополагающая, формообразующая черта романа – связь с “Одиссеей” Гомера, которая выражается в многочисленных и прозрачных сюжетных, тематических и смысловых параллелях, намеках, аллюзиях. Для большинства персонажей “Улисса” в поэме Гомера имеются прототипы: Стивен Дедал – Телемах, Леопольд Блум – Одиссей (в латинской традиции – Улисс), Мэрион (или Молли) Блум – Пенелопа. Линии трех главных действующих лиц романа развиваются параллельно, но тесно переплетены между собой.

Все три персонажа – ив прямом и в переносном смысле – странствуют по гигантскому пространству семисотстраничного романа. Стивен Дедал, с которым читатель знаком по предыдущему творчеству Джойса, разочарованный жизнью, да и самим собой, уходит рано утром из башни Мартелло и пускается в одиссею по Дублину. Странствует по столице Ирландии 16 июня 1904 г. (в романе Джойса этот день из жизни трех людей – символ не только истории Ирландии, но и всего человечества) рекламный агент Леопольд Блум, у которого так же, как у Дедала, есть немало оснований быть недовольным жизнью. Совершает свою одиссею и певичка из дублинского кабаре Мэрион Блум; это “странствие” – при том, что Молли, предаваясь воспоминаниям, не покидает своей постели – в каком-то смысле самое увлекательное из трех.

Стивен, который соотносится с гомеровским Телемахом, представляет в романе интеллектуальное начало, Блум (он же Одиссей) – материальное, Молли Блум (Пенелопа) – чувственное; если Стивен – это символ “художника”, то Блум – маленького человека, воспетого многими писателями XIX – XX вв. Молли же – олицетворение жизнеутверждающей, дарящей плоти. В Д. С., как ни в каком другом персонаже, ощущается неразрывная связь “Улисса” с другими книгами Джойса: со сборником рассказов “Дублинцы” и с романом “Портрет художника в юности”.

Д. С. – главному герою и “Портрета” и “Улисса” – дано имя, нагруженное многими смыслами. Д. С. – это и христианский мученик Стефан; удел художника, намекает Джойс, – быть гонимым, жертвой, “мучеником”. Еще прозрачнее аллюзия Д. С. на хитроумного мифического мастера Дедала, создавшего и возносящие к небу крылья, и запутанный лабиринт, – многозначная метафора пути и предназначения художника. Мысли Д. С. постоянно связаны с двумя темами: родины и религии.

С одной стороны, Д. С. – патриот Ирландии, с другой – ради нее он не желает жертвовать своей свободой и призванием художника; то, что Д. С. порывает с церковью, что его мучит совесть (он отказался выполнить волю умирающей матери и помолиться за нее), особенно роднит его с Джойсом. В результате конфликта со своим другом и завистником Быком Маллиганом Д. С. покидает башню Мартелло и отправляется в школу в дублинский пригород Долки, где дает урок истории, а затем беседует на исторические темы с директором школы Гэрретом Дизи, протестантом, противником независимости Ирландии. В этом эпизоде, как, впрочем, и во всех остальных, просматривается второй план – поэма Гомера: Телемах (Стивен) в надежде узнать о судьбе Одиссея (Блума) посещает старца Нестора (Дизи). Из школы Д. С. возвращается в Дублин, где до встречи с Маллиганом проводит время на берегу моря, предаваясь в одиночестве мыслям и воспоминаниям, потребовавшим от литературоведов многотомных комментариев.

В девятом эпизоде “Сцилла и Харибда” Д. С. вновь, как и в предыдущем эпизоде, демонстрируя мощь интеллекта и богатство своего ассоциативного мышления, вступает в спор с представителями культурной элиты Дублина, отстаивая и развивая собственную – весьма оригинальную – теорию Шекспира, его биографии и творческой личности. Отношение Д. С. к дублинским интеллектуалам неоднозначно: пренебрежение, скепсис сочетаются с комплексом изгоя, человека, которого отвергли, которым пренебрегли. В эпизоде “Быки Гелиоса” происходит наконец встреча “отца” – Одиссея – Блума и “сына” – Телемаха – Д. С. Встречаются они уже вечером, в публичном доме, однако в общение пока не вступают – пересечение двух основных линий романа еще пунктирно.

После долгого, постепенного сближения основные линии сходятся в эпизоде “Цирцея”, где и происходит кульминация романа. Проникшись к Д. С. симпатией и сочувствием, Блум идет за ним в бордель Бэллы Коен (хозяйка борделя и есть Цирцея), а затем, когда Д. С., пораженный видением умершей матери, разбивает светильник и выбегает на улицу, следует за ним, не отходит, когда его избивает пьяная солдатня, после чего препровождает в безопасное место. В эпизоде “Евмей” Блум и Д. С. сидят вме сте в чайной – две линии сошлись окончательно. В “Итаке” Д. С. попадает к Блуму домой, излагает даже ему свое кредо художника, однако счастливого “единения душ” так и не происходит: выпив чашку какао и помочившись в садике, Д. С. отбывает в неизвестном направлении.

Две линии, не успев сойтись, разошлись снова.



Улисс характеристика образа Стивена Дедала