Украинское село 20-х годов в пьесах Николая Кулиша
Украинское село… Сколько ему было посвящено произведений нашими выдающимися писателями и поэтами; сколько ему пришлось вынести! Из пьес Николая Кулиша предстает передо мной оно, распятое голодом, одичавшее, нищенское; село, где, как всегда, идет борьба между богачами и бедняками.
Последние верят, что пришло, наконец, их время, что судьба улыбнулась им, что ждет их коммуна или колхоз, которые дадут им то, о чем они мечтали – землю и власть. Но не напрасны эти надежды? Если рассматривать село двадцатых годов, то надо непременно остановиться
Но нужны ли были эти идеалы, когда “Голод заходит”? Это говорит жена Стоножки – Анна. И будто вторят ей голоса и Арины, которая говорит Огире о хлебе: “Хоть понюхать дайте, а то все снег и снег”, и самого Стоножки: “Мир в глазах так клонится, вертится…
Закружилось в голове так, что иногда не знаю, где я и что мне делается”. Каждый день в селе кто-то умирает или находится при смерти. Потому что идет страшный голод: украинское село отдало весь хлеб государству, до последнего зернышка.
А
Только, возможно, уважение таких, как и они сами. Но они верят в то дело, которое делают, верят до последнего, как Мусий Копыстка, который в страшные дни берет на себя тяжелую обязанность возглавлять “ревком”. Большинство бедняков из пьесы не выдержало голода, умерли, ибо голод действительно душил крестьянство. Даже доходило до того, что появились людоеды – Арина, Лаврион.
Сумасшедшая от голода Арина, ела своих детей, умерших: покушать очень хотелось. Это очень ужасная ситуация, от которой стынет кровь в жилах! Сможем ли мы когда-нибудь найти оправдание для той ситуации, сложившейся в украинском селе двадцатых годов?
Возможно, что и никогда. Мало того, что забрали весь хлеб, мало того, что уже людоеды появились, так еще и изымают собственность. Но церковь – это единственное, что осталось у крестьян, это их духовность, душа. Оказывается, что забрали все, что только можно забрать, растоптали человеческую душу.
Есть только одна надежда, что хлеб все-таки привезут. К счастью, в последнюю минуту перед страшным самосудом она сбылась…
Своеобразным продолжением драмы “97” была пьеса “Коммуна в степях”. Герои ее решают вопрос: быть или не быть коммуне. Опять мы видим представителей разных классов, снова идет борьба и льется кровь.
Богач Вышиваный убивает из обреза Химу – девушку-коммунарку. Но ему не удалось уйти от правосудия – его отправляют в район. Вора наказаны, однако непонятно, будет жить коммуна дальше, ведь и сейчас “бегут из коммуны”, и сейчас это “не сад социализма, а сад гнева”. Но герои-коммунары Иаков Лавро, Лука верят, что она выживет.
Это утверждает и полновластный хозяин, глава коммуны Лавро: “Коммуну мы построим! Время, жизнь и дело наше еще только начинаются… “. Но закончатся так, как думалось, ведь так много пришлось выдержать украинскому селу?
И вот уже организовываются колхозы. Конечно, это время не обошла классовая борьба, есть здесь и свои противоречия, даже в одной семье. Бывший бедняк Роман якобы принимает власть, а между тем не хочет вступать в колхоз, говоря: “Большего мне и не надо…”.
И сыновья его различаются между собой: один мечтает разбогатеть, а второй становится двадцятипятитысячником. Что же происходит на селе, сможет ли оно выжить, встать на ноги? Трудно найти ответ на этот вопрос в пьесе.
Между тем, на мой взгляд, Николай Кулиш с надеждой смотрит в будущее, хотя и видит везде печаль. Ведь путь украинского села всегда был очень нелегким…