Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX веков

Развитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной и далекой от культуры.

Положение немного улучшилось после отмены крепостного права в 1861г., когда ответственность за развитие образования взяли на себя земства. Повысился уровень учителей, многие из которых были идеалистически настроенными выпускниками университетов. Но несмотря на призывы земств и преподавателей, правительство отказалось позволить обучение в начальных классах на украинском языке.

Уровень грамотности на Украине был неодинаков: среди сельского населения лишь? 20% умели писать и читать, а в городах эта цифра достигала 50%.

Александр Васильевич Духнович (1803-1865) – педагог, писатель, просветитель и общест деятель. Д. составил первые в Закарпатье школьные учебники и учебные пособия – букварь “Книжицю читальную для начинающих”, “Краткий землепис для молодых русинов”, “Сокращенную грамматику письменного русского языка”, “Народную педагогию”, выступал за обучение на родном языке, сыграл большую роль в открытии свыше 70 начальных школ.

Он пропагандировал идею нац-культур, в частности языкового, единения украинского и русского народов. Выступал за народность воспитания, право трудящихся на образование, за открытие школ с обучением на родном языке и с учителями из народа, способными воспитать у детей любовь к отечеству. Он считал, что целью воспитания является формирование человека – гражданина и патриота.

Сущность воспитания видел в реализации принципа природосообразности, т. е. в том, чтобы “силы человеческие, телесные и духовные, от природы данные, с молодости;сохранять и совершенствовать”.

Сердцевиной воспитания считал формирование высоконравственной личности. В области трудового воспитания сформулировал идею соединения обучения с сельскохозяйственным трудом, показав, что труд – важнейший фактор становления личности. Решающую роль в формировании человеч. личности отводил учителю.

Учителей называл “просветителями народа”. Семейное воспитание Д. рассматривал как естественную обязанность родителей, которые должны подготовить детей к трудовой и обществ деятельности, воспитать в них достойных граждан.

Пед. деят-ть Д. содействовала распространению просвещения, развитию национального самосознания укр. народа и укреплению идеи воссоединения со своими восточ. братьями. Не смотря на культурно-политич. и территориальную изоляцию Закарпатья от восточ. части Украины и России, Д. не только воспринял передовые пед. идеи своего времени, но и творчески развил их на началах народности, демократизма и гуманизма. Д. является одним из первых профессиональных ученых-педагогов на Западной Украине.

Михаил Петрович Драгоманов (1841-1895) – укр историк, фольклорист. Историческая заслуга Д. заключается в том, что он разрабатывал понятия “отечествоведение”, “украиноведение”, наполнял их глубоким научным и украиноведческим смыслом. Д. стремился дать как можно больше материалов для изучения Украины и ее народа.

Д. много сделал для того, чтобы воспитать патриотов родной страны. Он учил молодежь верности нац и общечел ценностям. Д. укоренял в сердцах молодежи идеалы героизма.

Он утверждал, что система образования и воспитания должна быть такой, которая вдохновляет молодежь на добрые, полезные дела для народа, Отчизны. Образование и воспитание должны “остановит утечку наших молодых людей из Украины, дав им возможность понять свою страну и народ и присоединиться к общечеловеческим идеям и интересам с помощью укр. писательства и показав им, как можно служить общечеловеческим интересам на укр. ниве. Д. считал, что в вопросах воспитания надо равняться на “украинцев душой и сердцем”.

Достойным образцом для молодежи является Т. Шевченко, которого Д. называл “украинским пророком”.

Борис Дмитриевич Гринченко (1863-1910) – писатель, общественный деятель, педагог, языковед, фольклорист. Он выступал за создание народных школ с преподаванием на родном языке. Вопреки царскому запрету еще в годы работы учителем нелегально вел обучение на укр. языке, используя при этом самостоятельно составленный рукописный букварь.

Содержание учебника свидетельствует о стремлении автора сделать его доступным и интересным детям. Это относится и к составленной Г. одной из первых на укр. языке книге для чтения в школе “Рідне слово”. Г. был сторонником просвещения народа путем распространения научно-популярной лит-ры, изданием которой он активно занимался большую часть своей жизни.

Просветит. деят-ть Г. оказала заметное влияние на дальнейшее развитие прогресивной укр. пед. мысли.

Христина Даниловна Алчевская (1841-1920) – прогрессивный педагог, выдающийся деятель нар обр, основоположник методики обучения грамоте взрослых. С 1870г. А. – бессменный руководитель Харьковской женской воскресной школы, ставшей организационно-методическим центром общественных воскресных школ России.

Для сельских детей А. на свои деньги открыла школу в с. Алексеевке; проводила воскресные чтения со взрослыми крестьянами. Подготовленное ею трехтомное пособие “Что читать народу?” было положительно воспринято общественностью. А. написала книгу воспоминаний об опыте воскресных школ в России, большое число брошюр и статей по проблемам обучения и воспитания.

Она пропагандировала творчество Т. Г. Шевченко, унт, отстаивала всеобщее обучение народа на родном языке.

А. разработала методику и дала весьма ценные образцы уроков обучения грамоте, чтения, бесед о прочитанном, письма. Вкладом А. в дело школьного преподавания является разработанная ею методика проведения бесед с учащимися на литературном материале. А. вопреки самодержавной политике “затемнения народа” подняла русское просветительство до мирового значения.

София Федоровна Русова (1856-1940) – педагог, писательница, ярый патриот национального воспитания. Р. была глубоко убеждена в том, что нац воспитание обеспечивает каждой нации более широкую демократизацию образования. По мнению Р., школа дореволюционной России “калечила разум и душу ребенка”, т. к. не соответствовала нац духовному состоянию укр. народа.

И виноваты в этом сами украинцы. Р. считала, что надо создавать новую, народную школу, в которой ребенок мог бы творчески развиваться на национальной почве и где учитывались бы его индивид. особенности.

Предметом особой тревоги был вопрос языка в народной школе. На Украине, утверждала Р., родной язык – украинский, на нем должна базироваться вся наука. Что касается русского языка, то его надо начинать изучать не раньше второго или третьего года, применяя те же методы, что и при изучении родного языка.

Благодаря Р. библиотека школьной литературы пополнилась “Начальным учебником французского языка для самообучения”, а в помощь учителю были напечатаны “Методика начальной географии” и брошюра “О коллективном и групповом чтении”. Творчество украинских педагогов Духновича, Драгоманова, Гринченка, Алчевской, Русовой можно назвать вершиной украинской педагогической теории и практики. Их педагогика основывается на нац ценностях, которые являются конкретным проявлением и воплощением общечеловеческих ценностей.

Творческое применение их педагогических идей – почетная обязанность каждого родителя, учителя, воспитателя и руководителя школы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Украинская педагогика второй половины XIX – начала XX веков