Украинская народная сказка “О жар-птице и волке”

Цель: углубить знания учеников о фантастических сказках; вырабатывать умение воссоздавать в воображении необыкновенные художественные картины; формировать навыки выразительного чтения сказки, делать авансы детям к объяснению личного восприятия и толкования сказки: учить детей различать добро и зло как в сказках, так и в жизни, воспитывать их гуманистами, духовно богатыми людьми.

Оборудование: Иллюстрации из серии “В мире сказок”; рисунки учеников к сказке “О жар-птице и волке”; сборник “Украинские народные сказки”.

Тип урока: Урок-исследование.

Сказка учит – как на свете жить. Народная мудрость

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний по схеме.

Сказки о животных

1.

2.

3.

Волшебные (фантастические) сказки 1.

2.3.

Бытовые сказки

1.

2.

3.

Героика – фантастические сказки

1.

2.

3.

Четыре ученика возле доски записывают в схему названия сказок”, которые они выучили в 4- 5-х классах, и расписывают их по группам.

II. Сообщение Темы, Цели И Задач Урока.
Мотивация учебной деятельности учеников.

Дети, из предыдущих уроков мы с вами узнали, что сказка выражает общественный опыт людей. В ней противопоставляется добро и зло, отображаются наилучшие черты нашего национального характера.

О каких сказках я говорю? (“Мудрая девушка”, “О правде и несправедливости”). А к какой группе принадлежат эти сказки? (К бытовым). А если в сказке появятся фантастические персонажи, чудодейственные предметы, сверхъестественные явления, то какая это сказка? (Волшебная).

Правильно, такие сказки еще называют фантастическими.

Итак, сегодня перед вами стоит необыкновенная задача: вы сегодня не просто ученики, а исследователи. И исследовать мы будем фантастическую сказку “О жар-птице и волке”. Вам нужно будет выяснить, чем отличаются фантастические сказки от бытовых.

А дать ответ на эту задачу вы сможете после того, как обработаем сказку. Обратите внимание на эпиграф к уроку (зачитываем). Нам нужно будет дать ответ: учит ли нас сказка, как жить на свете?

Итак, решив эти задачи, вы научитесь различать добро и зло не только в сказке, а и в жизни, станете мудрее, духовно более богатыми.

III. Работа со сказкой “О жар-птице и волке”.

1. Творческая лаборатория.

1) Ученики из рисунков, которые они изготовили, составляют диафильм по смыслу сказки.

2) Подобрать из текста сказки подписи к каждому кадрику (устно).

2. Деловая игра. Литературовед – учитель. Исследователи – ученики.

Дети, я вам уже говорила, что у нас необыкновенный урок, так как вы будете исследователями, а я – литературоведом.

3. Конкурс “Сказковеды”.

1) Как начинается сказка “О правде и несправедливости”? (Жили когда-то два брата: один богатый, а второй бедный, что не говори…).

2) Как начинается сказка “Мудрая девушка”? (“Было себе два брата – один убогий, а второй богатый).

3) А как начинается сказка “О жар-птице и волке”? (Было у одного царя три сына: два умных, а третий – дурак).

Учитель объявляет победителей конкурса

4. Игра “Исследование”.

Литературовед. Что общего вы заметили, когда мы принимали участие в конкурсе “Сказковеды”.

Исследователи. Сказочный зачин содержит намек на то, что действие происходит не теперь, а когда-то. Это особенность начала почти каждой сказки.

Литературовед. Что еще особого вы заметили в сказках?

Исследователи. Каждой сказке характерны трехразовые повторы.

Литературовед. Давайте в тексте сказки “О жар-птице и волке” найдем трехразовые повторы.

Ученики зачитывают и комментируют:

1) Три брата: два умных и один дурак – часто третий, наиболее молодой сын. Объясните, почему это так?

2) Три столба, три дороги.

Что они символизируют? (Жизненные дороги). Как характеризует каждого из сыновей сделанный выбор дороги? (Ученики объясняют).

3) Три задачи, которые появились перед дураком: украсть жар-птицу, коня и госпожу.

4) Трижды помогает мальчику волк. Литературовед. Читая сказку “О жар-птице и волке”, мы видим, что на помощь наиболее молодому сыну приходит “удивительный” помощник.

Давайте назовем этого помощника. (Это волк).

– А почему именно наиболее молодому сыну он помогает?
Исследователи. Так как он добрый, не пожалел голодному волку коня своего, а звери в сказках помогают лишь добрым, мужественным и благородным людям.

– А какие вы еще знаете сказки, в которых героям помогает волк (Русские
сказки – “Василиса Прекрасная” и прочие).

Литературовед. А что еще необыкновенного вы увидели в сказке?

Исследователи. Дурак ездит на волке; Конь наполовину золотой, наполовину серебряный, да еще и везет; Волк превращается в госпожу, в коня; Волк оживляет парня с помощью целебной и живительной воды.

Литературовед. А бывает ли так в жизни?

Исследователи. Эти все необыкновенные предметы, события, помощники являются фантастическими, так как в жизни таких явлений не бывает.

Литературовед. Какая это сказка?

Исследователи. Эта сказка фантастическая.

Литературовед. Встречались ли мы с фантастическими событиями и необыкновенными героями в бытовых сказках?

Исследователи. Нет. Они появляются лишь в волшебных или в фантастических сказках.

Литературовед. Итак, сделайте вывод: чем отличаются фантастические сказки от бытовых?

Исследователи. В фантастических сказках есть “удивительный” помощник, который помогает герою, который прошел испытание на доброту и человечность; имеются фантастические события и чудодейственные предметы.

IV. Итог и обобщения урока.

Что нового вы узнали о сказках? Какие особенности фантастических сказок? Чему учит нас сказка “О жар-птице и волке”? (Добро побеждает зло.

Если человек имеет доброе сердце, то ему помогают даже “удивительные” помощники.) А бывает ли так в реальной жизни? И в реальной жизни всегда найдется кто-то, кто придет на помощь. Учат ли нас сказки, как жить на свете?

V. Мотивация оценок.

VI. Домашняя задача.

Прочитать сказку “Красный Иванко и заклятый город”. Написать произведение-раздумье “Чему учит меня сказка “Красный Иванко и заклятый город””.



Украинская народная сказка “О жар-птице и волке”