Уильям Голдинг биография
Английский писатель Уильям Джеральд Голдинг родился в 1911 году в графстве Корнуолл в семье школьного преподавателя. С детства мальчика отличал интерес к древности, особенно истории первобытного общества. Юноша закончил Брейзноуз-колледж Оксфордского университета, где два года изучал естественные науки, а затем специализировался на изучении английского языка и литературы.
В течение нескольких лет Голдинг преподавал английский язык и философию в Уордсвортской школе в Солсбери.
В годы Второй мировой войны Голдинг служил на флоте,
После демобилизации он продолжил преподавательскую деятельность, совмещая ее с написанием статей и рецензий для журналов. К этому времени относится создание первых четырех романов, которые Голдинг не смог издать. В 1952 году он начал работу над произведением, принесшим ему мировую известность. В публикации романа “Незнакомцы, явившиеся изнутри” автору отказало 21 издательство.
Произведение было выпущено в свет в мягкой обложке под названием “Повелитель мух” в 1954 году и быстро стало бестселлером.
За 40 лет литературного творчества писатель издал 12 романов. В 1955 году увидело свет любимое произведение самого Голдинга – роман “Наследники”, развивший поднятую в “Повелителе мух” проблему общественного порока. Спустя год был опубликован роман “Воришка Мартин”, повествующий о судьбе морского офицера, потерпевшего кораблекрушение.
Все три произведения объединены идеей борьбы за выживание.
В 1959 был выпущен роман “Свободное падение”, посвященный размышлениям о смысле человеческой жизни и ответственности человека за свои поступки.
После успеха своих книг Голдинг оставил в 1962 году преподавательскую деятельность, полностью посвятив себя литературному труду. В 1964 году вышел в свет роман “Шпиль”, где автор рассуждает о цене, которую человек платит за право созидать. В 1966 году писатель был посвящен в рыцарское звание.
В течение ряда лет писатель обращается к малым формам – рассказам и новеллам, выпустив сборник “Пирамида” (1967) и “Бог-скорпион” (1971). Длительная творческая пауза завершается триумфальным возвращением Голдинга в литературу: в 1979 году была опубликована “Зримая тьма” – роман-исследование природы добра и зла и деградации человеческой личности на фоне сытого технократического общества.
Через год, в 1980 году вышел роман “Ритуал на море”, удостоенный престижной премии Букера. В 1982 году был опубликован сборник “Передвижная мишень”. Признанием литературного таланта Голдинга стала Нобелевская премия, присужденная ему в 1983 году.
В 1984 году вышло написанное в жанре социальной комедии самое спорное произведение писателя – “Бумажные людишки”, роман-исповедь о торговцах словами.
Во второй половине 1980-х годов было опубликовано два романа – “Тесное соседство” (1987) и “Пожар внизу” (1989), которые в 1991 году писатель объединил с написанным ранее “Ритуалом на море” в глубоко аллегоричную трилогию “На край света: морская трилогия”. Произведение написано в форме исторической саги, действие которой происходит в XVIII веке. Корабль с пассажирами на борту представляет микромодель британского общества, являясь, по сути, символом всего человечества, движущегося в неизвестном направлении.
Последний роман “Двойной язык” писатель не успел завершить, скоропостижно скончавшись в июне 1993 года. Однако произведение, рассказывающее историю прорицательницы Пифии, было восстановлено по наброскам и опубликовано в 1995 году.
Особенности творчества
Проза У. Голдинга – одно из самых ярких явлений мировой литературы второй половины XX века. Любое его произведение подчинено философской концепции, основанной на тревоге художника за судьбу человека в современном мире.
Все творчество Голдинга посвящено решению главной проблемы: “в чем существо человеческое”. Являясь непревзойденным мастером аллегории, писатель использовал жанр романа для анализа дуалистического конфликта цивилизованного “я” и темной первобытной природы человека. В своих романах автор, исследуя духовные и этические вопросы, постоянно обращается к основной теме “тьмы мира” и “тьмы сердца человеческого”.
Для произведений Голдинга характерны не только философская глубина и драматизм, но и яркий, разнообразный язык метафор, пространственная ограниченность действия, моделирование различных экстремальных ситуаций.
Творчество Уильяма Голдинга, став классикой, продолжает и сегодня вызывать разноречивые оценки и отклики.