Учим читать постмодернистский текст
Лабораторная работа по рассказу Виктора Пелевина “Ника”
Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений. (Л. Н. Толстой)
Магия русского слова такова, что нам, преподавателям-словесникам, очень трудно избавиться от убеждения, что читать можно и нужно только классиков, то есть “светлые книги, которые только и писались в прошлом столетии”. Уточним слова популярного современного писателя, тоже, кстати, по специальности учителя русского
И дело здесь не только в нашем учительском: На классику времени не хватает!
Но нельзя пренебрегать произведениями, которые входят в круг актуального чтения современного читателя-школьника. Однако сделать это надо чрезвычайно аккуратно: дело в том, что обращение к текстам, которые считаются культовыми у современной молодежи, может вызвать прямо противоположные эмоции: от восторга (“Наконец-то!”) до абсолютного неприятия (“Не трогайте! Это
Что называется “по умолчанию”, примем последнее. И попытаемся выйти из этой непростой ситуации, организовав изучение текста в форме лабораторной работы. Но сама форма урока – “лабораторной работы” словно создана для реализации идеи популярного литературоведа А. И. Белецкого, который однажды заметил, что в процессе обучения нужно не “набивать головы (учеников. – Е. Р. ) готовыми знаниями, а учить приобретать знания; не нагнетать память учащегося, а стимулировать его мышление”.
Это с одной стороны.
С другой – на таком уроке ученик остается наедине с текстом, что немаловажно. Действительно, как редко удается ученику в ситуации урока остаться один на один со словом, почувствовать его, пережить, подумать над ним. “Страшный бич гуманитарного образования в школе в том, что оно сводится пусть даже к доброкачественной, но лишь информации о гуманитарности, – пишет один из старейших российских учителей. – И если говорить о литературе, то прежде всего задача урока в том, чтобы научить читать литературу как литературу (к сказанному можно добавить: и получать удовольствие от чтения. – Е. Р. ). И к этому есть только одна дорога: не готовый результат, который остается только выучить, а активное соучастие в процессе постижения, проникновения, исследования”
- Как на уроке читать текст драматического произведения? Слово драматурга – звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев. Поэтому при изучении драматического произведения учителю необходимо самому прочесть отдельные сцены или предложить ученикам прослушать отрывки из звуковых записей спектаклей. Читая текст драматического произведения, учитель как бы от третьего лица воспроизводит содержание диалогов, обозначая легкими изменениями […]...
- Как надо правильно читать басню Басни требуют особого исполнения. Их выразительно рассказывают, сохраняя темп и интонации разговорной речи. Исполнение басни в лицах отличается от рассказывания ее одним лицом. Здесь исполнители уже не очевидцы событий, а действующие лица. Они разыгрывают маленькую сценку. В басне бывает несколько героев, и всегда есть автор, который по-разному их оценивает. Например, мы чувствуем осуждение автором Волка […]...
- Сочинение на тему: Как нужно читать вслух? Как нужно читать вслух? Читать вслух труднее, чем про себя. Чтобы делать это хорошо, надо усвоить, на мой взгляд, несколько важных правил. Во-первых, нужно читать выразительно. Для этого необходимо хорошо понимать, о чем идет речь. Надо также умело ставить ударения, соблюдать паузы, слова проговаривать четко, не “проглатывать” слоги и звуки, выбирать правильную интонацию. Во-вторых, чтение […]...
- Учим английский: преимущества дистанционного образования Дистанционное обучение английского языка имеет целый раз преимуществ, таких как экономия времени и денег, широкая информационная сфера, использование личностно-ориентированного подхода. Характеризуясь множеством преимуществ, дистанционное обучение является одной из самых популярных и эффективных методик изучения иностранных языков, позволяющих быстро и легко овладеть знаниями. Знание английского языка сейчас является одним из необходимых условий принятия практически на любую […]...
- В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? 1. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? Басню В. К. Тредиаковского трудно читать потому, что она написана в XVIII веке. 2. Говорится ли и в этой басне про лесть? Прочтите похвальное слово Лисицы. Лисица, захотев разжиться сыром, “вздумала такую […]...
- Конспект урока для 1 класса “Учим детей общаться” Конспект урока для 1 класса “Учим детей общаться” Подготовила Воспитатель Байназарова Минзифа Камиловна Г. Новотроицк Программное содержание НОД: Coвeршенствовать навыки общения с людьми. Поощрять желания общаться с взрослыми и ровесниками, эмоционально выражая свои чувства. Тренировать умение детей определять эмоциональное состояние по мимике, через музыку. Развивать коммуникативные качества детей, образную речь. Воспитывать в детях отзывчивость, культуру […]...
- Как нужно читать вслух Читать вслух труднее, чем про себя. Чтобы делать это хорошо, надо усвоить, на мой взгляд, несколько важных правил. Во-первых, нужно читать выразительно. Для этого необходимо хорошо понимать, о чем идет речь. Надо также умело ставить ударения, соблюдать паузы, слова проговаривать четко, не “проглатывать” слоги и звуки, выбирать правильную интонацию. Во-вторых, чтение вслух должно быть достаточно […]...
- Как я научилась читать (сочинение-рассказ) (Первый вариант) Когда я была совсем маленькой и не умела читать, мне читала Мама. Я узнала про доброго доктора Айболита, Красную Шапочку и трех поросят, про дядю Степу и рассеянного с улицы Бассейной, про дружбу льва и собачки. Мама читала мне стихи, сказки, рассказы. Мы рассматривали в книгах картинки, и мне не очень нравилось, когда книга заканчивалась. […]...
- Почему я люблю читать На свете есть много увлекательных вещей, которыми можно и хочется заниматься в свободное время. У меня множество разных хобби: рисование, компьютерные игры, музыка… Однако больше всего я люблю читать. В наши дни чтение – не очень популярное хобби. Многие подруги моей мамы жалуются на то, что не могут заставить своего ребенка читать. А я не […]...
- Учим ребенка младшего школьного возраста учиться Предлагаю несколько простых советов, которые помогут научить вашего ребенка хорошо учиться. Чтобы малыш научился лучше писать буквы, развивайте мелкую моторику: занимайтесь лепкой, рисованием, раскрашиванием мелких картинок, аппликацией, вышивкой и т. д. Занятие должно быть интересным ребенку. Ребенку 6-7 лет подходит игровая форма занятий. Обязательно читайте ему перед сном детские сказки и литературу, соответствующую возрасту. Во […]...
- Зачем нужно любить читать Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это делается тогда, когда вы […]...
- Мини текст на тему мой любимый писатель небольшой если можно Мой любимый автор – это русский классический писатель Николай Гоголь. Я люблю читать его рассказы из цикла “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В них есть неподражаемый юмор, смешные персонажи, загадки и таинственность. В рассказах Гоголя, например, “Сорочинской ярмарке”, “Пропала грамота”, “Ночи перед Рождеством”, соседствуют правда и сказки, народные поверья и легенды. Рядом с людьми у […]...
- Недавно прочитанная книга – текст-рассказ для 5 класса Три варианта рассказа про книгу: “Питер Пэн” Недавно я закончил читать книгу “Питер Пэн”. В ней рассказывается о приключениях трех детей Венди, Джона и Майкла после их знакомства с необычным мальчиком Питером Пэном. Он никогда не взрослеет и всегда оставался мальчиком. На острове у Питера есть личная фея Динь-Динь. Вен стала мамой для всех ребят. […]...
- Тема урока. Текст и его основные признаки Цели: углубить теоретические знания о признаках текста при его разборе; развивать навыки грамотного построения и анализа текста; учить систематизации полученных сведений, стремясь к их обобщению; воспитывать уважение к традициям и обычаям русского народа, расширять кругозор учащихся. оборудование: таблицы понимания (рм); карточки для работы в 4 группах. Ход урока I. Опрос по домашнему заданию Сообщения учащихся […]...
- Нескучный текст Опыт одного урока подготовки к ЕГЭ Всякий раз, готовя учеников к сочинению в рамках ЕГЭ (а это именно та часть экзамена по русскому, где ученик должен проявить литературные навыки), сталкиваешься с одним и тем же. Тексты, представленные в пособиях, не интересны, эмоционально учеников не затрагивают, посвящены одним и тем же проблемам, над которыми уже не […]...
- Читать – не семечки щелкать От немоты к слову, от слова к письменности, от письменности к книге… Книга – явление в истории человечества, значение которого трудно переоценить. Книга принадлежит не одному какому-либо ограниченному времени, а со дня своего появления дана на все времена. Почему наши Дети не хотят читать? Этот вопрос мы, учителя МОУ “Гимназия № 47” города Кургана, не […]...
- Сочинение о литиратуре на тему: как следует читать? Как следует читать литературу по саморазвитию? Как следует читать литературу по саморазвитию? Зайдите в любой книжный магазин, и вы увидите, полки их ломятся от литературы для саморазвития. Нередко таким книгам отведены целые отделы в магазине, ведь спрос на подобную литературу постоянно растет. Действительно, из книг по саморазвитию извлечет пользу и домохозяйка, ипереводчик фламандского, и руководитель […]...
- Почему в школе надо читать Франкенштейна? Многим учителям литературы очевидно, что поле чтения современного подростка состоит вовсе не из произведений Пушкина и Толстого, Распутина и Паустовского. Однако мало кто берется изучать в школе настоящий круг чтения ученика. На уроки не попадают книги Дж. Роулинг, Макса Фрая, Ника Перумова, Джуд Уотсон и прочих беллетристов, которыми зачитываются Дети. В чем причина того, что […]...
- Время читать! Кажется, нам не дано предугадать, что год грядущий нам готовит… 2007 год был объявлен в Москве Годом ребенка – с одной стороны, и Годом русского языка – с другой. Более того, во всей России 2007-й прошел под названием Года чтения. 2008-й в Москве пока объявлен Годом семьи и вряд ли будет вторым Годом чтения в […]...
- Почему люди перестают мыслить, когда перестают читать? Книга расширяет наш кругозор. Из нее мы получаем знания, учимся здраво мыслить, рассуждать. Увы, в наше время далеко не все люди предпочитают читать книгу, они считают, что могут это заменить тем же кинематографом. Но ведь книга, это совсем другое, и я считаю, что она полезнее. Когда мы смотрим фильм, мы просто наблюдаем за происходящим. Когда […]...
- Почему наши дети не хотят читать, или Русский как иностранный Жалобы на то, что “нынешние дети” не хотят читать, слышать приходится постоянно. Проблемы с прочтением произведений школьной программы существовали всегда: помнится, лет двадцать тому назад ситуация, когда на уроке разбирается “Мороз Красный нос”, а ученик под партой читает “Графа Монте-Кристо”, была вполне типичной. Когда единая программа ушла в прошлое, учителя попытались изучать на уроке “Графа […]...
- Сочинение рассуждение Зачем нужно читать книги В эпоху Интернета и портативных гаджетов книги не являются популярным и востребованным источником поиска информации и новых знаний. Хотя я думаю, что совершенно напрасно люди перестали уделять внимание чтению литературы. Ведь книга – это не только интересно, но и весело и очень увлекательно. Когда открываешь первые страницы произведения, то с головой погружаешься в невероятные приключения […]...
- КАК ВЫБРАТЬ КНИГУ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РЕБЕНКУ 6 – 7 ЛЕТ, КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТ ЧИТАТЬ ПО СЛОГАМ?* 1. Объем книги: от 16 до 32 страниц (желательны книги-малышки или большеформатные). 2. Содержание: книга может содержать одно художественное произведение одного автора (книга-произведение) или несколько произведений одного автора (авторский сборник). Реже – сборник произведений ряда авторов или сборник народных сказок. В жанровом отношении это могут быть сказки, стихи, загадки, рассказы. В любом случае книга должна […]...
- Почему люди перестали читать? ” Люди перестают мыслить, когда перестают читать” Д. Дидро. Ни для кого не секрет то, что чтение книг расширяет кругозор, увеличивает сообразительность, пробуждает в человеке какие-либо чувства, эмоции, развивает его внутренний мир, помогает разобраться в самом себе. И это лишь малая часть того влияния, которое может оказать художественная литература. К сожалению, в наше время, далеко […]...
- “Только детские книги читать” анализ стихотворения Мандельштама История создания Стихотворение “Только детские книги читать” было написано в 1908 г. в Петербурге и вошло во второе издание “Камня”. Автор его очень юн, ему всего 17 лет. Впервые напечатано в Феодосии в 1920 г. Стихотворение содержит реминисценцию стихотворения Сологуба “Я люблю мою темную землю”. Литературное направление и жанр Стихотворения Мандельштама этого периода утонченны, изысканны. […]...
- “Они не хотят читать классику…” Так ведь мы им и не объясняем: а зачем вообще нужно читать? (Нельзя же всерьез считать убедительными общие фразы о культурном человеке.) Я поняла: именно с этого нужно начинать. И на первом же уроке в новом 9-м или 10-м классе ошарашиваю ребят вопросом: “Вот скажите, сколько человек вы Хорошо знаете? Настолько хорошо, что понимаете их […]...
- НУжна ли человеку способность к состраданию? (Текст С. Львова) Нужна ли человеку способность к состраданию? Именно этим вопросом, который не может не волновать современного человека, задается С. Львов в своем тексте. Автор говорит о том, что сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. В качестве доказательства своих мыслей С. Львов приводит историю старого врача, сочувствующего своим пациентам и пришедшего к мысли […]...
- Рецензия на текст В. Я. Лакшина про книги в нашей жизни Книга – важнейший источник информации, огромный сгусток энергии и источник человеческого наслаждения. Об этом пишет В. Я. Лакшин в рецензируемой работе. В работе автора все предложения связаны между собой грамматически и по смыслу. Текст Лихачева полностью соответствует публицистическому стилю. Рассуждения логичны; выводы автора вытекают один из другого. В своем тексте автор поднимает актуальную проблему – […]...
- Кому у кого учиться читать Размышляя на вечную тему, как преподавать литературу в школе, можно вспомнить знаменитый вопрос Л. Толстого: “Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?”… Понятно, что анализировать текст на уроке литературы можно по-разному. Учитель может делать это сам, убедительно и красиво демонстрируя ученикам свою эрудицию, – и пусть ахнут. (Это […]...
- Стоит ли читать книги? Книга. Жила-была Книга. Очень умная и мудрая вещь, но многими позабытая. И вот однажды встретился я с Нею: – Здравствуй! – Здравствуй! – Кто ты? – спрашиваю я, удивляясь красивой обложке. – Я – Книга. – Книга? Что это? Зачем ты нужна? – Почитай меня, и ты многое узнаешь. Я покажу самые яркие картины! – […]...
- Умение читать “другое” Этот материал, посвященный защите школьного предмета литература, пришел в рубрику “Трибуна” тоже из Швеции. Его автор – известный славист, переводчик, преподаватель Орьян Торелл. На материале сравнительных исследований он показывает, что благодаря традициям нашего литературного чтения российские школьники воспринимают текст гораздо глубже, чем их сверстники из Швеции и Финляндии. В своем отечестве, как известно, пророка нет, […]...
- Не улыбайтесь иронически: учитесь читать Дело в том, что многие старшеклассники – увы! – читают плохо: медленно, невыразительно, воспринимая не слова, а слоги. И времени затрачивается много, и неинтересно, а главное – смысл прочитанного неправильно понимается и плохо усваивается. Не лучше обстоит дело и с выразительностью, то есть с повышением и понижением голоса, логическим ударением, соблюдением интонации (хотя бы в […]...
- Почему мне интересно читать Николая Чернышевского Творчество И. Г. Чернышевского вызывает у меня противоречивые мысли. Но, взвесив все плюсы и минусы, я пришла к выводу, что читать роман “Что делать?” было интересно. Изучая Чернышевского, хочется шевелить мозгами, анализировать, отвечать самой себе на трудные вопросы. Во многом хочется поспорить с автором. Намой взгляд, именно этого он и добивался от своих читателей. Пусть […]...
- Почему мне интересно читать Н. Г. Чернышевского Творчество Н. Г. Чернышевского вызывает у меня противоречивые мысли. Но, взвесив все плюсы и минусы, я пришла к выводу, что читать роман “Что делать?” было интересно. Изучая Чернышевского, хочется шевелить мозгами, анализировать, отвечать самой себе на трудные вопросы. Во многом хочется поспорить с автором. На мой взгляд, именно этого он и добивался от своих читателей. […]...
- Почему мне интересно читать поэзию Ф. И. Тютчева и А. А. Фета? Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам отвлечься от реальных событий, заставляют размышлять на разные темы. На мой взгляд, в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета можно выделить три основные направления. Это любовная лирика, стихи о природе и стихи на тему жизни […]...
- Писать и читать в мире Гоголя Писать и читать в мире Гоголя – новость, новинка. Письменность будто бы только что появилась, и люди не без изумления усматривают очертания букв друг у друга на физиономиях; выводя на бумаге букву, ее украшают; и к букве можно наполниться уважением, благоговейно следя за тем, как рука роняет ее с кончика отточенного гусиного перышка. Рука, наконец, […]...
- Тренировочный текст по пьесе Горького “На дне” Г Отовясь к сочинению по драме Горького “На дне”, можно предложить ученикам тренировочный текст, задача которого – не только представить в обобщенном виде полученные на уроках сведения (что зачастую бывает довольно трудно для самих учащихся), но и дать возможность повторить основные правила орфографии и пунктуации, а также правила оформления цитат. Текст распечатывается для каждого ученика […]...
- “Когда переведутся Дон Кихоты, пускай закроется книга истории. В ней нечего будет читать” Безумцы!.. Сумасшедшие!.. Недотепы!.. Белые вороны!… Сколько людей, обладавших отвагой, “бессильным подвигом обличенья”, заклеймила “благочестивая, благонамеренная” толпа! Кто они, эти “отщепенцы”, изображенные в литературе? И была ли их отважная борьба за идеалы такой уж бессмысленной и абсурдной? И. С. Тургенев, ничуть не сомневаясь, утверждает, что как только переведутся Дон Кихоты, “закроется книга Историй”, то есть остановится […]...
- Анализ стихотворения А – А – Ахматовой Родная земля ” Сочинения, ЕГЭ: образ в лирике, читать стих Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения А. А. Ахматовой “Родная земля” ” Сочинения, ЕГЭ: образ в лирике, читать стих, Тема Родины в стихах Анны Ахматовой занимает одно из ключевых мест. Великая поэтесса повсеместно задумывается о принадлежности человека к чему-то большему и, в частности, к своей незримой связи с родной землей. Эти мысли и мотивы сподвигли Ахматову […]...
- “Погружение” в текст Теоретическое обоснование опыта Художественный текст живет в сознании читателя как единое, нерасчленимое, эстетически значимое, духовно продуктивное явление, когда читатель напрямую соотносит свои впечатления от прочитанного текста с теми, которые он получил от реальных, произошедших лично с ним событий. “Погружение” в текст – это и есть одна из возможностей постижения органической природы текста. “Магия” текста поистине […]...