“У времени в плену…”
Пусть брань твоих завистников Течет, как мутная река. Твоя прелестная комедия Уйдет в грядущие века! Буало-Депрео Михаил Афанасьевич Булгаков – художник своеобразного и глубокого таланта.
Его произведения отличаются многообразием тем и вопросов, которые затрагивает автор и его герои, а главное – они интересны читателям. Михаил Афанасьевич почти все писал “в стол” – слишком смело говорил автор о тех беспорядках, которые творились вокруг. Новой власти были нелицеприятны такие откровения, и она нашла самый “эффективный”
Мера не нова, сколько раз прибегали тираны к ее услугам. Но истинный художник всегда найдет дорогу к читателям. И в конце XX века произведения Булгакова обрели второе рождение, зазвучали поразительно современно, удивляя пророческим даром писателя.
Так чем же был страшен властям М. Булгаков в 20-30-е годы? Михаил Афанасьевич удивительно тонко и иронично подмечал недостатки, ошибки в концепции развития общества. Он указывал в своих произведениях на мещанское нутро “новых
Ведь его Хлудов из пьесы “Бег” в конце концов вызывает уважение, жалость, но только не презрение. И невольно задаешь себе вопрос: “А чем лучше большевики?” Они тоже творили кровавые расправы, прикрываясь лозунгами о народном счастье. А был ли счастлив народ?
Вспоминаются слова великого А. С. Пушкина: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. В романе “Жизнь господина де Мольера” Михаил Афанасьевич подробно исследовал судьбу гениального драматурга, показал его зависимость от власть имущих и истинную свободу художника, когда Жан-Батист творил комедии, руководствуясь не указаниями короля и его придворных, а собственными талантом и вдохновением. Как пророчески звучат строки произведения! Ясно понимаешь, что Булгаков писал о современном ему обществе, в котором не нужны были правда и честь, а ценились лесть и угодничество.
Страшно становится, что проходят века, а человечество ничему не учится, все так же преклоняется перед властью, злобно гонит талант и безмерно чтит деньги. Булгаков прекрасно это понимал в силу своей одаренности и особой совестливости. Писатель предупреждал грядущие поколения о страшной беде.
Мы не послушали. А ведь пророчества художника сбываются. “К сожалению, вершители судеб могут распоряжаться всеми судьбами, за исключением своей собственной”. Подобные фразы стали афоризмами, а что изменилось? Неужели жертвы прошлого ничему не учат?!
Нет, к сожалению. А Булгаков продолжает оставаться элитным, непонятым и не услышанным гением.
Related posts:
- ГЛАВНЫЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КАК ВЫРАЖЕНИЕ “СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ВООБЩЕ” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ ГЛАВНЫЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” КАК ВЫРАЖЕНИЕ “СВОЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ВООБЩЕ” “Рукописи не горят”. М. Булгаков “В этом романе действуют и Христос, и дьявол, и жулики, и обыватели. Книга напоминает ледоход, когда льдины плывут, теснясь, сменяя друг друга, разные по размеру и цвету; на одной из […]...
- Главные мотивы в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” как выражение “своего времени и времени вообще” “В этом романе действуют и Христос, и дьявол, и жулики, и обыватели. Книга напоминает ледоход, когда льдины плывут, теснясь, сменяя друг друга, разные по размеру и цвету; на одной из них клок сена, на другой собачья будка, на третьей вывороченный из земли могильный крест. Все здесь есть: и смерть Га-Ноцри на кресте, и фантастический бал […]...
- “Мы тут как в плену” (по роману “Дело Артамоновых” ) Фабрика – это не хлеб сеять, не картошку садить. Это задача. М. Горький В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя “Дело Артамоновых”. В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего. Для писателя “вчера” и “сегодня” неразрывно связаны: […]...
- “Собачье сердце” – Реальное и фантастическое произведение (Булгаков Михайл) В повести “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков умело сочетает как абсолютную фантастику, так и суровую реальность происходящего. Сквозь пелену художественного вымысла автору удается вплоть до мелочей передать читателям все подробности жизни революционного общества. Почтеннейшему человеку, профессору Преображенскому, удается провести на редкость сложную операцию по пересадке гипофиза от человека собаке. Немыслимо, восхитительно, фантастично. Если бы не […]...
- Биография Пушкина. В царском плену (Пушкин А. С.) В начале 1831 года состоялась свадьба Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Пушкин с женой поселились в Царском Селе, а затем переехали в Петербург. Николаи I вновь зачислил поэта на службу в Коллегию иностранных дел и разрешил ему вместо канцелярии работать в архивах, чтобы он мог написать историю Петра Великого. Последний петербургский период жизни Пушкина был […]...
- Сочинение на тему: Жилин и Костылин в плену в повести Кавказский пленник, Толстой Жилин и Костылин в плену В рассказе “Кавказский пленник” Л. Н. Толстой противопоставляет двух героев, которые являются русскими офицерами. Несмотря на одинаковые условия, Жилин и Костылин в разных ситуациях проявляют себя по-разному, что не может остаться незамеченным. Так, например, они оба участвуют в Кавказской войне первой половины 19-го века, оба хотят на время уехать в […]...
- Изложение главы: Пьер в плену Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого. Жизнь его – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя – поиск успокоения, согласия с самим собой, стремление к жизни, которая гармонировала […]...
- Биография Булгакова Михаил Афанасьевич Булгаков – русский писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель гениального романа “Мастер и Маргарита”. Детство и образование Михаил Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В […]...
- Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Русская литература 1-й половины XIX века Почему автор называет Печорина “героем времени”? (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) М. Ю. Лермонтов писал роман “Герой нашего времени” с 1837 по 1840 годы. Это было “смутное время” для русского общества. Совсем недавно утихли взрывные страсти декабрьского восстания 1825 года, произошла смена власти, в стране началась […]...
- Пьер в плену (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. IV, ч. 1) Пьер Безухов – один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя – искание успокоения, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы […]...
- Творчество М. А. Булгакова Совсем недавно я познакомился с творчеством М. А. Булгакова. Это был очень образованный человек. Рос он в благополучной семье. В детстве Михаила Афанасьевича влекло к сцене, к театру. Окончив гимназию, он поступил в университет на мед факультет. Стремление к искусству не слабело. Видно, свыше Булгакову суждено было быть не лекарем, а писателем. Он рано стал […]...
- Лермонтов о времени и о себе (по лирике и “Герою нашего времени”) Он был рожден для них, для тех надежд, Поэзии и счастья… но, безумный Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной, И свет не пощадил и Бог не спас! М. Лермонтов Лермонтов – мой самый любимый поэт. В детстве трагизм его стихотворений был непонятен мне и волновал только интонацией, глубокой мелодичностью. […]...
- Портрет Печорина в повести “Максим Максимыч”, его роль в создании образа “героя времени”. (По роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Портрет Печорина, главного героя романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”, возникает перед глазами читателей не на первых страницах романа, а только тогда, когда им уже известен весьма драматический эпизод из жизни этого персонажа, описанный в повести “Бэла”. Там о событиях из его жизни и поступках мы узнавали от его сослуживца Максима Максимыча; теперь же […]...
- Анализ эпизода Пьер Безухов в плену по роману эпопее Война и мир (Толстой Лев Н.) Удивительно, но именно в плену Пьер обретает душевное спокойствие, которое он так долго и безуспешно искал. Именно здесь он понял и всем своим существом осознал, что человек создан для счастья, и счастье это надо искать не где-то, а в себе самом. Поняв, в чем заключается смысл жизни, Пьер внутренне освободился. Где он только не искал […]...
- Композиция романа “Герой нашего времени” Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова… М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени” создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Его […]...
- Новое звучание главы “Морфий” из повести “Записки юного врача” Я раздумал лечиться. Это безнадежно. И мучиться я тоже больше не хочу. М. Булгаков В главе “Морфий” Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает очень серьезную проблему – проблему наркомании, сделавшуюся в наши дни настоящим бедствием, охватившую всю страну, значительно “помолодевшую”. Сейчас нередки наркоманы-подростки и даже дети девяти-десяти лет. В своем же произведении Булгаков со страшной правдой и […]...
- Печорин – герой своего времени? по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова – одно из самых знаменитых во всем мире произведений. Этот роман изучают в школах, по нему снимают фильмы. Так ли актуально это произведение для наших дней? Назвав главного героя, Печорина, героем времени, автор, скорее всего не имел в виду его героическую личность. Как можно назвать героем эгоистичного, взбалмошного молодого […]...
- Сочинение на тему: ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ (образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) Перед нами величайшее произведение М. Ю. Лермонтова – роман “Герой нашего времени”. Уже из названия видно, что речь в нем пойдет о герое и о времени. Время – это эпоха 30-х годов XIX столетия, в которые жил и творил сам автор. Эпоха, наполненная противоречиями, когда поиски человеком смысла жизни, истинных человеческих ценностей сталкивались с невозможностью […]...
- Лермонтов и его Герой нашего времени Михаил Юрьевич Лермонтов – величайший русский писатель, поэт “золотого века”, современник Пушкина, автор многих замечательных произведений. Он родился в одна тысяча восемьсот четырнадцатом, в семье офицера. Воспитывала его Бабушка, которая дала ему прекрасное образование. Он отлично играл в шашки, увлекался фортепиано, писал замечательные картины. После смерти Пушкина, огорченный несправедливостью гусар Лермонтов пишет стихотворение “Смерть поэта”, […]...
- “Я мало жил и жил в плену”. Образ Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри”) (План) Мцыри – романтический герой. Появление Мцыри в монастыре. (Пленного шестилетнего мальчика привез в монастырь русский генерал. Постепенно он стал понимать чужой язык, принял христианскую веру, готовился стать монахом.) Побег из плена. (Монастырь не стал домом для мальчика. Он чувствовал себя пленником, поэтому и задумал побег. Он бежал в неизвестность, не зная, что его ждет, мечтая […]...
- Смысл названия Герой нашего времени Смысл названия. Первоначальное название романа – “Один из героев начала века”;. Оно связано с появившимся незадолго до того романом французского писателя А. Мюссе “Исповедь сына века”;, ставшего очень популярным. Но, готовя свой роман для печати, Лермонтов изменил название. “Герой нашего времени”; – определение более емкое и содержательное, ставшее в дальнейшем определением целого ряда героев русской […]...
- Героини нашего времени. Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Нет ничего на свете прекраснее женщины. Тютчев Русской женщине посвящено множество стихов, романов, повестей. Ей дарят музыку, ради нее совершают подвиги, делают открытия, стреляются. Из-за нее сходят с ума. О ней поют. Говоря короче – на ней держится земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых своих героинь, выражали свою […]...
- Образ времени в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А. Булгаков. “Мастер и Маргарита”.) Роман Михаила Булгакова – произведение весьма своеобразное. Оригинальность композиции и нестандартный сюжет, искрометный юмор и мрачный сарказм, антитеза и гипербола, лиризм и высокий реализм – многие литературные приемы использованы талантливым писателем и вполне уместны, так как дополняют силу воздействия авторского материала на читателя. Кроме всего прочей роман активно использует образ самого времени, Хроноса. И это […]...
- “Был такой писатель…” Студзинский. Была у нас Россия – . великая держава!… Мышлаевский. Прежней не будет, новая будет. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков относится к той группе писателей, творчество которых не увядает с годами, а приобретает современное звучание. Его произведения прошли проверку временем и продолжают интересовать, удивлять и радовать все новые поколения читателей. Пьеса “Дни Турбиных”, казалось бы, […]...
- Образ Понтия Пилата в романе М. А. Булгакова Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читателям только четверть века спустя после его смерти. Все свои главные мысли, всю душу и весь талант Булгаков отдал роману “Мастер и Маргарита”. Произведение принесло автору мировую славу, стало его откровением читателю. В своем романе Михаил Афанасьевич поднимает проблемы: чести, долга, […]...
- Страницы любви в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и стихотворения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени” (1838 – 1841). Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа Григория Печорина автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов […]...
- Особенности трактовки образа “героя времени” в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Проблема личности – центральная в творчестве Лермонтова. С середины 1830-х годов он мучительно ищет героя, который мог бы воплотить в себе черты личности человека его поколения, “героя времени”. Но насколько Григорий Александрович Печорин – центральный образ романа, многозначительно названного “Герой нашего времени”, – соответствует тому, что понимается под этим определением? Сам автор в Предисловии к […]...
- Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Русская литература 1-й половины XIX века Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее “пороков”, собирательный образ которых представлен в лице главного героя – Григория Александровича Печорина. Переходя непосредственно к теме судьбы в романе, считаю необходимым хотя […]...
- Психологический рисунок в рассказе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 г. он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь […]...
- Россия накануне Смутного времени Россия накануне Смутного времени Кануном Смутного времени стали царствования последнего представителя династии Рюриковичей Федора Иоанновича (1584-1598) и Бориса Годунова (1598-1605). После смерти Ивана IV в 1584 г. престол занял его сын Федор Иоаннович, но он не был способен к государственному управлению, поэтому во время его царствования реальная власть в России принадлежала брату его жены – […]...
- Белая гвардия Булгаков Михаил Афанасьевич 1891-1940 Белая гвардия Экспозиция романа “Белая гвардия” дает читателю представление о времени и месте событий романа: 1918 год, некий Город. Завязка: перед читателем предстает семья Турбиных накануне гражданской войны. Развитие: читатель узнает о последующих событиях в семье Турбиных: уход Тальберта, участие в боевых действиях Алексея и Николки Турбиных, а также события в […]...
- История создания “Герой нашего времени” История создания “Героя нашего времени” Лермонтова может быть описана в три основных этапа. Эти этапы выделяются в работах литературоведов, рассмотрим последовательно эти этапы. Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со […]...
- Композиция романа “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков известный русский писатель. Любой человек, вспоминающий творчество Булгакова, назовет в первую очередь “Мастера и Маргариту”. Интересно, почему? Все потому, что роман насквозь пропитан жизненными ценностями и различными вечными вопросами о добре и зле, о жизни и смерти, о милосердии и справедливости, о любви и всепрощении. Самое важное, что проблемы романа во все […]...
- Мотивы времени и пространства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” сочетает в себе литературные и фольклорные черты. Бесспорна тесная связь произведения с творениями фольклора. Это вполне объяснимо – поэма о народе должна создаваться средствами народной литературы. Так, например, можно говорить о мотивах времени и пространства в “Кому на Руси жить хорошо”, заимствованных из русских народных сказок и былин. […]...
- Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Второй вариант) Герой нашего времени – точно, портрет, Но не одного человека: это портрет, Составленный из пороков всего нашего Поколения, в полном их развитии. М. Лермонтов В своем романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов затронул многие социальные, нравственные и философские проблемы, возникшие в среде дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Отличительной чертой этого времени стало отсутствие […]...
- Анализ романа Булгакова “Мастер и маргарита” кратко Самый одиозных писатель 20-го века, Михаил Афанасьевич Булгаков, родился 3 (15) мая 1891 года. За свою, сравнительно, непродолжительную жизнь, классик успел очень много. Он умер в 1940 году. До сих пор, литературоведы и критики многих стран, не могут прийти к единому мнению. Что же это за феномен? Но в одном они едины; талант писателя от […]...
- Печорин – герой своего времени (по роману М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”) (Первый вариант) Роман (бессмертное произведение) “Герой нашего времени” – вершина творчества Лермонтова. Работа над этим произведением (современники называли его собранием повестей) продолжалась с 1837 по 1840 год. В 1841 году второе издание было дополнено предисловием. В нем автор отвечал своим критикам, которые утверждали, что Печорин – порочное явление, нетипичное для русской жизни, клевета на молодежь России. Образ […]...
- Частичные издания “Герой нашего времени” В 1839 г. Лермонтов заканчивает работу над своим величайшим прозаическим произведением – “Героем нашего времени”. Роман этот, состоящий из пяти повестей, до выхода в свет отдельным изданием (1840 г.) был частично известен читателям, т. к. автор опубликовал в “Отечественных записках” в 1839 г. – “Бэлу” и “Фаталиста”, в 1840 г. – “Тамань”. При напечатании “Фаталиста” […]...
- Мотивы лирики Лермонтова в романе “Герой нашего времени Что такое лирическое стихотворение? По-моему, это душа того, кто пишет. Читая лирические произведения, узнаешь, о чем думает поэт, что тревожит его. Лирика – это дневник, хранящий в себе самые сокровенные мысли и желания. Говорят, что глаза человека – зеркало его души. То же самое можно сказать и о лирических стихотворениях. Поэт прощается с родиной, и […]...
- Тема рока, фатума в романе Лермонтова “Герой Нашего Времени” Печорин любит сомневаться во всем, поэтому он воздерживается от прямолинейного суждения. Герой приходит к мысли, что при любых обстоятельствах, несмотря ни на что, нужно действовать, проявлять свою волю и решимость. Смелость, жажда неизведанного, воля, неразделенное сомнение отличает Печорина от людей его поколения и позволяет автору называть его героем времени. “Фаталист” до сих пор остается самой […]...