У. Уитмен – американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя

Связь его поэзии с романтическими традициями и трансцендентализмом

Цель: помочь ученикам выяснить тенденции развития мировой литературы во второй половине ХIХ столетия; ознакомить с личностью и новаторскими поисками Уолта Уитмена; развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой, восприятие информации на слух, выделение главного, комментирование художественных произведений новаторской формы; воспитывать эстетичные чувства, стремление к познанию, расширению своего кругозора.

Оборудование: карта Америки, виды США II половины ХIХ столетия, портрет поэта, иллюстрации к биографии; сборник произведений.

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Объявление темы и цели урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

Сообщение ученика о США II половины XIX столетия.

V. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Слово учителя.

В пятом классе мы ознакомились с творчеством известнейшего прозаика США II половины XIX столетия Марка Твена и его повестью “Приключения Тома Сойера”. Сегодня состоится наше знакомство с известнейшим, самым оригинальным американским поэтом, который вдохновлял несколько поколений искателей новых путей в поэзии – Уолтом Уитменом. С поэтом, который (по собственному признанию) “сознательно стремился Уолт Уитмен высказать опосредованно или прямо, стремительный рост, напряженность бытия Соединенных Штатов,- ведущие тенденции и события XIX столетия, в целом дух непостоянного мира…времени, так как к этом духе… был причастен, эти события вызвали… оживленный интерес: они завершали большую эпоху… расчищая путь новой, еще более великой”. Поэтому является естественным, что весь положительный дух, пафос молодой американской нации, которая строила собственное демократическое свободное государство, образно воплотился на страницах единственной книги поэта – “Листва травы”, над которой он работал всю жизнь, которую переиздавал 9 раз, каждый раз перерабатывая и дополняя.

Родился Уолт Уитмен в 1819 году неподалеку от Бруклина в семье городского ремесленника – его отец был плотником. Мальчика воспитывали не только родители, но и улицы большого торгового и промышленного Бруклина, куда семья вскоре переехала (вскоре Бруклин стал районом исполинского Нью-Йорка).

Как и у Марка Твена, школьное обучение у Уолта было недолгим. Двенадцатилетним он уже работал в типографии. Тогда же начал писать стихи. А в 17 лет он уже был редактором собственной газеты!

Заодно и ее корреспондентом, печатником и распространителем. Подрабатывал и сельским учителем, и сотрудником редакций, объездив почти всю Америку. Много читал, наблюдал.

Увлекался идеями свободы и демократии, с надеждой смотрел на Соединенные Штаты как на землю, где может родиться новый, свободный человек.

Вдруг произошло чудо: обычный 30-летний газетчик опубликовал стихи, которых еще не знала не только американская, но и мировая поэзия. Сборник “Листва травы” нарушил все обычные правила формы и содержания поэзии, провозгласил поэтическую революцию: вместо традиционных размеров, рифм – свободный стих, верлибр, близкий к обычной речи, но богатый на сравнения, повторы, ассоциации и образы. Первое издание вызвало реакцию критиков, но сборник все же заметили и оценили.

В 1861 году в США взорвалась Гражданская война, на протяжении которой поэт работал в военной казне, помогал ухаживать за ранеными в госпитале. Свои чувства и впечатления Уитмен высказал в сборнике “Бей, барабан!”. Тяжелым ударом для него стало убийство президента Линкольна.

Его памяти поэт посвятил несколько стихов, среди которых известнейший для американских школьников – “О, капитан мой, капитан!”.

2. Сообщение учеников о президенте США А. Линкольне.

3. Выразительное чтение стиха В. Уитмена “О, капитан мой, капитан!”.

4. Объяснение малопонятных слов по вопросам учеников.

5. Обмен впечатлениями от прочитанного.

6. Слово учителя.

После войны Уитмен работал в правительственных учреждениях, пока тяжело не заболел параличом. Жил в доме брата в Нью-Джерси, иногда устраивал чтения и лекции, встречи с почитателями, даже осуществил путешествие на Запад. В 1892 году поэта не стало, тем не менее, растет его слава как поэта, появляются последователи.

Искать “ключ” к тайне человеческого бытия, начинающий поэт Уитмен нашел его в поэтическом обобщении мирового прогресса, под которым понимал постепенное продвижение человека из царства рабства к царству Свободы. Уолт Уитмен увлекался идеями писателей-романтиков и философов-трансценденталистов, в частности Ральфа Волдо Эмерсона.

7. Сообщение ученика об Эмерсоне и американских трансценденталистах.

VI. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

1. Проблемный вопрос

– Почему мы говорим о существовании отдельной американской литературы, ведь писатели США писали и пишут на английском языке, который не намного отличается от английского в Великобритании? (Разные страны, разный менталитет).

2. Эвристическая беседа.

– Вспомните украинских и русских писателей, которые писали верлибром. (Семенко, И. Калинец, И. Малкович, В. Подпалый, В. Голобородько; В. Маяковский, В. Хлебников и др.).

– Выскажите свои впечатления от стихов, написанных верлибром.

VII. Домашняя задача

Индивидуальное: выучить наизусть отрывки из сборника У. Уитмена “Листву травы” (по желанию).

Для всех: подробно ознакомиться с биографией Уолта Уитмена, характеризовать его взгляды, творчество; подготовиться к литературному диктанту.

VIII. Подведение итогов урока.

Интерактивное упражнение “Микрофон”.

Продолжите предложение:

– Мне показалось чудом…

– Я считаю, что Уолт Уитмен…

– Поэзия в новой форме для меня…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

У. Уитмен – американский поэт-новатор. Жизненный и творческий путь писателя