“У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание” (К. Г. Паустовский) По повести А. И. Куприна “Олеся”



По повести А. И. Куприна “Олеся”

Что такое любовь? Очень трудно ответить на этот вечный вопрос. Библия утверждает, что у любви нет препятствий, что над всем она торже­ствует.

Во все века люди размышляли на тему любви, в том числе ученые, философы, писатели, композиторы. Одни называют любовью цель и смысл жизни, другие тайну, высочайшую радость. А кто-то говорит, что она – боль, страдание. Действительно, у любви множество оттенков, и в каждом из них – свой свет, свое счастье, своя печаль, свой смысл.

Есть любовь к Отечеству, к матери, природе, делу. А есть любовь мужчины и женщины. Уникальнейшее свойство любви в том, что она может многое дать тому, кто ее испытывает.

Можно ли человеку прожить без любви? Конечно же, нельзя! “Все начинается с любви!” Любовь – высшая ценность человече­ской жизни. Любовь – это и самоотверженность, и счастье, и отчаяние, п о и боль разлуки, и радость встречи. Любовь – это то, что делает чело­века человеком.

Вот почему тема любви – вечная тема.

В русской литературе, в частности, в русской прозе тема любви пред­ставлена

широко. Эта тема раскрывается и в повести Александра Ивано­вича Куприна “Олеся”. Повесть написана в 1898 г., на рубеже XIX и XX вв. Почему для раскрытия темы любви в русской прозе XIX в. я выбрала именно >ту повесть?

В “Олесе”, как мне кажется, тема любви звучит не только сильно, но и особенно.

Главная героиня произведения, девушка Олеся, живет со своей ба­бушкой Мануйлихой вдали от людей в лесах Полесья. Очень поэтично изображение природы в повести.

Олеся – “…высокая брюнетка, лет около двадцати-двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обпивала ее молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту ее лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуло­вимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более пол­ная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом”.

Олеся не знает, что такое цивилизация, время для нее как бы остановилось. Она искренне верит в предания и заговоры, считает, что ее семья связана с дьяволом. Девушка чужда всяких светских условностей, она естественна и романтична.

А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как раз­вивается в героях повести чувство. Их первая встреча произошла весной, когда “воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни”; когда “…вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий…” В эти весенние дни образ Олеси не выходит из головы Ивана Тимофеевича, от лица которого ведется повествование.

От встречи к встрече нарастает в сердцах героев искренняя привязанность друг к другу. Олеся поражает рассказчика своею простотой, непосредственностью, своими “колдовскими” способностями (останавливает кровь, заставляет упасть и другое). Богат духовный мир героини Куприна. “Не одна красота Олеси меня в ней оча­ровывала, но также ее цельная, самобытная, свободная, натура, ее ум, од­новременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеве­рием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”. Любовь, вспыхнувшая между героями, чиста, романтична, но не безмятежна, а проводит их через тяжкие испытания (сцена в церкви, раз­лука).

Любовь к Олесе становится переломным моментом в истории Ива­на Тимофеевича. В начале произведения он сосредоточен на своем “я”, но потом, постепенно, ему хочется “быть вместе” с Олесей. Сначала герой испытывает к Олесе смутное влечение, но затем его чувство растет, он преоб­ражается.

Именно об этом свойстве любви писал Ф. М. Достоевский: “Лю­бовь столь всесильна, что перерождает и нас самих”. Перерождению Ива­на Тимофеевича способствует и прекрасная природа, на фоне которой раз­виваются события. Но на пути к счастью героев стоят разница в общест­венном положении и воспитании, слабохарактерность героя и трагическое предсказание Олеси.

Чуткая, восприимчивая Олеся сразу улавливает сла­бость Ивана Тимофеевича и говорит ему: “…человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы не гос­подин… Жизнь ваша будет невеселая.

Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут лю­бить, вы много горя принесете”. И, действительно, она, беззаветно его любившая, по его капризу идет в церковь и тем самым чуть не губит себя. Эта женщина из тех, которые пожертвуют собой ради любимого.

Умение любить самоотверженно, до самозабвения – богатство олесиной натуры, цельной, искренней, романтичной, не терпящей фальши и полагающейся в оценке людей только на свои эмоции. Именно этим и привлекает меня об­раз Олеси. Любовь Олеси – величайший дар, который был послан Ивану Тимофеевичу судьбой, но которым он не сумел воспользоваться в силу своей слабости и эгоизма.

Олеся уже изначально понимает трагичность исхода их отношений, но дарит себя возлюбленному. Даже покидая род­ные места, избитая и обесчещенная, Олеся не проклинает того, кто погу­бил ее, а благословляет те краткие минуты счастья, которые она испытала.

Подлинный смысл любви, по мнению Куприна, в стремлении отдать избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Любовь – это презрение к страданиям и даже к смерти ради, любимого человека. Об этом же и у И. С. Тургенева: “Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. “Земно­го счастья верх: любовь” (Катенин П. А.).

И пока на Земле будет жив хоть один человек, на Земле будет жить любовь, а писатели будут воспевать это прекрасное чувство.

Рецензия

Автор сочинения “У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание” (К. Г. Паустовский) размышляет над повестью “Олеся” А. И. Куприна, останавливая свое внима­ние на содержании повести и трагизме любовной темы, пытаясь через изо­бражение жизни и судьбы главных героев ответить на “вечные” вопросы: что такое любовь? как любовь может быть мерилом ценности человека? на что способна любовь?

Сочинение отличают вдумчивость в постижении богатства духовного мира Олеси и эмоциональный, образный язык.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание” (К. Г. Паустовский) По повести А. И. Куприна “Олеся”