У Гончарова сон мечта, он условен, но логически выстроен
В IX главе романа под названием “Сон Обломова” показана идиллия детства. Детство – это особая страница русской классической литературы, проникновенная, поэтичная; радости и горести ребенка, познающего мир, природу, себя описывали С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, В. В. Набоков. Можно сказать, что тема детства ностальгическая, особенно у Набокова, для которого детство – это еще и утраченная родина, которую он несет в себе. У Илюши Обломова есть все, что свойственно нормальному ребенку: живость, любопытство. “Ему страсть хочется
А няня? Обязательно есть няня, которая рассказывает сказки.
А вот знаменательные слова: “…сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Здесь, в детстве, уже заложено все то, что останется с ним до самой смерти. 3. Идиллия поместной жизни,
Как понимали жизнь в Обломовке? “Добрые люди понимали ее не иначе, как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное на праотцев наших, но любить не могли…”
И смерть здесь была как бы незаметным переходом из состояния сна в сон вечный. Но есть в этой идиллии и бесконечное очарование. “Правильно и невозмутимо совершался там годовой круг”. Сама природа, мягкая, спокойная, где нет гор, а есть холмы, плавно переходящие в равнину, воплощает “глубокую тишину и мир”. “Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей”. Во всем этом и отрада, и… гибель.
Сколько бы ни таили в себе очарования и поэзии эти картины, они о застывшем времени. Хотелось бы жить в этом застывшем времени взрослому Илье Ильичу Обломову. Он тяжко вздыхает, когда его “жизнь достает”.
Сон Обломова играет в романе важную композиционную роль. Начиная со II главы Гончаров приводит в квартиру Обломова визитеров. Волков, самовлюбленный щеголь, которому надо попасть “в десять мест”. “В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов.- И это жизнь!.. Где же тут человек?
На что он раздробляется и рассыпается?” И радуется Обломов, “перевертываясь на спину, что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой”. Следующий визитер – Судьбинский, бывший сослуживец Обломова, сделавший карьеру. “Увяз, любезный друг, по уши увяз… А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает…
А как мало тут человеку-то нужно: ума его, воли, чувства…” Далее приходит литератор Пенкин. Вывод Обломова после ухода Пенкина: “Да писать-то все, тратить мысль, душу на мелочи… торговать умом и воображением… не знать покоя… Когда же остановиться и отдохнуть?
Несчастный!” Приходит человек без свойств, даже фамилии его никто точно не знает: то ли Иванов, то ли Васильев, то ли Алексеев, который тоже суетится, все куда-то зовет Обломова.
Наконец является земляк Ильи Ильича – Тарантьев, личность не менее суетная, чем другие. Он мастер говорить, шума производит много, но на дело его не хватает. Является с визитом доктор, который дает дельный совет Обломову: побольше двигаться, ходить “по восемь часов в сутки”.
Ведь у Ильи Ильича уже началось раннее ожирение. Не принимая всей этой пустопорожней деятельности (погони за карьерой, деньгами, светскими развлечениями), Обломов подвергает себя “тайной исповеди” и приходит к мысли, что “какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути…”. Кончились его размышления тем, что “сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей”.
“Сон Обломова” объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами.
Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. Но оказалось, что друг детства Штольц тоже не знает истинной цели жизни, а деятельность его во многом механическая.
Обломов, в сущности, понимая, что Штольц искренне хочет помочь ему, оказывается неспособным приобщиться к жизни, пойти своим путем, да и деятельность Штольца не для него. Однако приезд Штольца вывел Обломова из неподвижности, как бы дал ему шанс. Обломов словно ожил, когда полюбил Ольгу. Но и тут он спасовал.
Оканчиваются дни Обломова на Васильевском острове у Пшеницыной.
Это тоже своего рода Обломовка, но без ощущения поэзии детства, природы, ожидания чуда. Почти незаметно наш герой переходит в свой вечный сон. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения?
Безусловно, коренится она в Обломовке. “Сон Обломова” объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.