Творчество Василия Григорьевича Перова

Уже одно из первых его значительных произведений “Сельский крестный ход на Пасхе” (1861) произвел сильнейшее впечатление на современников и определил направленность его дальнейших работ. В “Сельском крестном ходе…” все ново: и обращение к обыденному, очень неприглядному материалу, и композиция, и сложное переплетение горькой правды о русских людях с глубокой любовью к родине и соотечественникам!

Картина антиклерикальна: отвратительный и совершенно пьяный священник и дьяк, даже уронивший кадило, мужик, валяющийся в луже у крыльца, крестьянка с осоловелыми глазами, несущая икону. Но смысл изображенного шире антиклерикальной сатиры. За этой медленно движущейся процессией встает, по выражению Стасова, “океан русских людей”. И в этой “беспощадной и суровой интонации художника, говорящего надрывающую сердце правду о России, слышны и ноты горячей любви к ней.

Ибо не было бы иначе и этого прекрасного неба, и весеннего гомона птиц, и тонкой вязи весенних веток…”.Перов сумел в этом полотне претворить социальное и эстетическое начало в художественных образах, создать произведение, ставшее “приговором” темным сторонам российской действительности.

Эту идейную направленность Перов будет развивать и в дальнейшем – в “Чаепитии в Мытищах”, “Приезде гувернантки”, “Очередных у бассейна” и др.

Эти же мотивы, усиленные идейно и художественно, звучали в одной из лучших картин художника “Проводы покойника” (1865), определившей место Перова как лидера формирующегося идейного реализма. Характеризуя эмоциональное и социальное значение картины, Стасов писал: “Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно “объясняло”, и оно “произносило свой приговор” над ее явлениями”.

Простота сюжета сочетается с глубокой жизненной правдой человеческой беды и горячим сочувствием художника, проникновением его в душу осиротевших детей и их матери. Фигуры их приобретают символическое значение – это не просто осиротевшая семья, а все российское крестьянство в его физической и духовной обездоленности.

Художник, по мнению исследователя его творчества, создал здесь “первую, в самом прямом смысле народную, социальную картину, говорящую на языке народа, проникнутую заботой о его судьбе, защищающую его интересы”.”Сопричастной идее “Проводов” является тема безотрадного горького детства, так же “выстраданная” художником и наиболее впечатляюще представленная в “Тройке”, имеющей подзаголовок “Ученики мастеровые везут воду” (1866), а также в “Детях-сиротах”, “Сцене у железной дороги” и др. На фоне глухой стены московского Рождественского монастыря трое ребятишек, надрываясь, тянут по уличным ухабам непосильную для них тяжесть – огромную бочку с водой. Бесконечная стена, туманный городской пейзаж как бы символизируют враждебный детям мир большого города, безучастного к их судьбам.

В позднем творчестве Перова наибольшее значение приобретает ряд великолепных портретов (И. С. Камынина, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского и др.).

Если художники 60-х годов подчеркивали в своих произведениях общественные пороки, то в 70-х эта тенденция уступила место более глубокому пониманию “правды жизни”.

Политическая сатира Перова к этому времени отошла в прошлое. Конечно, художники 70-х годов не достигли абсолютно объективного познания и изображения русской жизни, тем не менее они сумели создать исполненные теплого патриотического чувства и гуманизма полотна, запечатлевшие отдельные стороны современности или действительности.

Наиболее полное развитие в 70-е годы получил бытовой жанр. Художники этого направления уже стремились не заклеймить отдельных представителей общественных пороков, а понять причину их, вызвать у зрителя размышления об этом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Творчество Василия Григорьевича Перова