Творчество Толстого

В дореволюционной историографии подлинные лица нередко выступали статистами, обряженными в те одеж­ды, мерка и фасон которых зависели не от объективной действительности, а от мировоззренческой позиции автора. Художник социалистического реализма не просто реконструирует факты, занимательно и красочно повествуя о минувшем. Обогащенный глубоким знани­ем истории, А. Толстой воссоздает логику социальных закономерностей, постигает внутренний смысл происхо­дящего.

При этом автор “Петра Первого” далек как от иллюстрации известных

положений, так и от произволь­ной трактовки явлений прошлого. Писатель не прене­брегает воссозданием случайного, всякий раз прозре­вая сквозь видимый хаос случайностей неумолимую диалектику совершающегося.

В трех книгах романа обилие действующих лиц – подлинных и вымышленных, – фабульных перипетий, передающих все основные социально-исторические тен­денции эпохи.

Сложно-разветвленную сюжетную систему романа организуют три главные тематические линии. Во-пер­вых, – это идея решительно обновляющегося и крепну­щего вместе с “гением Петра” Государства российско­го. Во-вторых,- это тема

колоссальных сословных, культурных, нравственных сдвигов в русском обществе, захвативших его сверху донизу.

И, наконец, в-третьих, последовательно проведенный мотив судеб народных масс России, обостряющихся противоречий в стране. Бесконечные военные кампании и походы изнуряли государство. Но вести их приходилось не из-за бары­шей, не из-за престижных целей: на то была историче­ская необходимость.

А. Толстой следует за ходом истории, воссоздавая основные се вехи на рубеже 17 -18 вв. (стре­лецкие мятежи, покорение Азова, строительство флота, основание новой столицы в устье Невы). Сюжетные ситуа­ции покоряют читателя глубиной видения далекой эпо­хи, мастерством художественной детали.

Писатель умеет немногими словами изобразить кар­тину знойного летнего полдня, передать настроения нерегуляр­ного московского войска, лениво отзывавшегося на боярские подстрекательства. Военные эпизоды даны не в стиле парадной баталистики, официозного велико­лепия, а с позиций рядового участника боя. У идущих на штурм писатель как бы особо подмечает “широкие спины преображенцев, работавших штыками, как вила­ми, – по-мужицки”.

Этот демократический взгляд про­явился и при изображении сцен стихийного народного протеста, глухого брожения среди тех, на чьи плечи легла вся тяжесть петровских реформ.

А. Толстой как художник социалистического реа­лизма по-новому изобразил разворот классовой борьбы петровского времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество Толстого