Творчество Толстого
В дореволюционной историографии подлинные лица нередко выступали статистами, обряженными в те одежды, мерка и фасон которых зависели не от объективной действительности, а от мировоззренческой позиции автора. Художник социалистического реализма не просто реконструирует факты, занимательно и красочно повествуя о минувшем. Обогащенный глубоким знанием истории, А. Толстой воссоздает логику социальных закономерностей, постигает внутренний смысл происходящего.
При этом автор “Петра Первого” далек как от иллюстрации известных
В трех книгах романа обилие действующих лиц – подлинных и вымышленных, – фабульных перипетий, передающих все основные социально-исторические тенденции эпохи.
Сложно-разветвленную сюжетную систему романа организуют три главные тематические линии. Во-первых, – это идея решительно обновляющегося и крепнущего вместе с “гением Петра” Государства российского. Во-вторых,- это тема
И, наконец, в-третьих, последовательно проведенный мотив судеб народных масс России, обостряющихся противоречий в стране. Бесконечные военные кампании и походы изнуряли государство. Но вести их приходилось не из-за барышей, не из-за престижных целей: на то была историческая необходимость.
А. Толстой следует за ходом истории, воссоздавая основные се вехи на рубеже 17 -18 вв. (стрелецкие мятежи, покорение Азова, строительство флота, основание новой столицы в устье Невы). Сюжетные ситуации покоряют читателя глубиной видения далекой эпохи, мастерством художественной детали.
Писатель умеет немногими словами изобразить картину знойного летнего полдня, передать настроения нерегулярного московского войска, лениво отзывавшегося на боярские подстрекательства. Военные эпизоды даны не в стиле парадной баталистики, официозного великолепия, а с позиций рядового участника боя. У идущих на штурм писатель как бы особо подмечает “широкие спины преображенцев, работавших штыками, как вилами, – по-мужицки”.
Этот демократический взгляд проявился и при изображении сцен стихийного народного протеста, глухого брожения среди тех, на чьи плечи легла вся тяжесть петровских реформ.
А. Толстой как художник социалистического реализма по-новому изобразил разворот классовой борьбы петровского времени.
- Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945)) Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н. В. Чайковскому, который был одним из руководителей белой русской эмиграции, Толстой изложил мотивы своего решения: “Хоть гвоздик собственный вколотить в потрепанный бурями корабль”. В недавно опубликованных мемуарах писателей-эмигрантов говорится еще об одном немаловажном соображении, побудившем […]...
- Творчество Толстого в начале 70-х годов Променяв занятия литературой на школьные занятия, Толстой, однако, испытывал сильную теску по писательскому труду. Откровенно признавался он в том А. В. Дружинину весной 1860 года: “Сначала было тяжело разорвать связь с литературой, задавить в себе честолюбивую потребность высказываться, но теперь, напротив, все вокруг меня стало гораздо яснее, проще и ближе ко мне, чем было… Дело […]...
- “Петр Первый” А. Н. Толстого – исторический роман Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер”, – объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому […]...
- Творчество Толстого для детей А. Н. Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы “Сорочьи сказки” (1910) – серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма не завершена, а язык откровенно стилизован. Л. Н. Толстой (1828-1910) – крупнейший мыслитель, писатель – реалист. В детское чтение перешли […]...
- Драмы души (Позднее творчество Л. Н. Толстого) Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться! Т. Драйзер К концу 70-х – началу 80-х годов XIX века в мировоззрении Толстого наступил перелом, подготовленный всем ходом исторического развития пореформенной России. В это время Толстой окончательно порывает со своим классом и переходит на позиции патриархального крестьянства. На идейное содержание его произведений […]...
- Раннее творчество Льва Толстого Дело искусства – отыскивать фокусы и выставлять их в очевидность. Фокусы пти, по старому разделению. – характеры людей; но фокусы эти могут быть характеры сцеп, народов, природы. Л. Толстой В апреле 1851 года, 22-летним молодым человеком, не кончившим университетского курса, разочаровавшимся в попытках улучшить жизнь своих яснополянских крестьян, Толстой уехал со старшим братом на Кавказ […]...
- ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА В РОМАНЕ А. Н. ТОЛСТОГО “ПЕТР Ь Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлекли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Очевидно, автор находит определенные параллели и переклички того времени и периода двадцатых – тридцатых годов XX века в России. Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна. Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр – мальчик, яростно отстаивающий […]...
- Творчество Л. Н. Толстого начала XX века (“Хаджи-Мурат”, “Живой труп”) В последний период жизни основная энергия Толстого была направлена на деятельность публицистического характера. Однако он не переставал заниматься и художественной литературой. Правда, не все произведения были им закончены или опубликованы при жизни. Причиной этого послужило, очевидно, убеждение писателя, что художественное творчество вообще не отвечает насущным задачам времени. В произведениях, над которыми Толстой работал в начале […]...
- Роль личности в истории по роману А. Н. Толстого “Петр Первый” На троне вечный был работник А. С. Пушкин I Идейный замысел романа. II Становление личности Петра I. 1) Формирование характера Петра I под воздействием исторических событий. 2) Вмешательство Петра I в исторический процесс. 3) Эпоха, формирующая исторического деятеля. III Историческая и культурная ценность романа. Созданию романа “Петр Первый” предшествовала длительная работа А. Н. Толстого над […]...
- Жанр романа А. Н. Толстого “Петр Первый” Жанр романа А.Н. Толстого “Петр Первый”. Вспомните, какие исторические романы в русской классической литературе вам известны. В чем, на ваш взгляд, состоит специфика романа на историческую тему в сравнении с произведением о современности? Необходимо подчеркнуть следующие особенности исторического романа. В его основе лежат события и факты, которые уже завершены и отдалены от момента создания произведения. […]...
- Сочинение на тему: “Эпоха и правитель в романе “Петр Первый” А. Н. Толстого” Алексей Николаевич Толстой после Октябрьской революции обратился к исторической тематике. Его историческая проза – это “Наваждение”, “День Петра”, “Граф Калиостро”, “Повесть смутного времени”. Это произведения больше приключенческие, исключая рассказ о Петре Первом. В своем первом обращении к личности Петра Первого Толстой рисует его достаточно негативно, пишет о его жестокости к людям. По мотивам “Дня Петра” […]...
- Вопросы и ответы к роману “Петр I” А. Н. Толстого 1. Как эволюционировала “петровская” тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: “Наваждение”, “День Петра”, “Марта Рабе” – А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, […]...
- Биография Алексея Толстого Алексей Николаевич Толстой – русский писатель, поэт, родился в Николаевске Саратовской области в семье графа.. Первое образование в биографии Толстого Алексея Николаевича было получено дома. Затем после переезда в Самару обучается в училище. Далее в жизни Толстого было получено образование в Петербургском технологическом институте. В это время написаны первые стихи Толстого. Оставив институт, посвящает себя […]...
- “Композиция и сюжет в романе А. Н. Толстого “Петр первый” А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Одной из основных задач романа А. Толстой считает необходимость показать “становление личности в истории, в эпохе”. Весь ход повествования должен […]...
- Биография Толстого Арзамасский ужас. Азбука (Толстой Лев Н.) В сентябре 1869 года, еще “не остыв” после написания романа, Толстой поехал в Пензенскую губернию смотреть для покупки новое имение. Остановился в Арзамасе, в местной гостинице. Толстой не мог уснуть. Поначалу ему казалось, что он от кого-то убегает, и он не понимал своего ощущения: “Я всегда с собою, и я-то и мучителен себе. Я, вот […]...
- “Петровская эпоха в романе А. Н. Толстого “Петр первый” А. Н. Толстой работал над увлекавшей его темой эпохи Петра I более двух десятилетий. Задолго до создания романа “Петр Первый” он написал рассказы “Наваждение” и “День Петра”, очерк “Первые террористы”, рассказывавший на основании подлинных документов о покушении на жизнь царя Петра. Это были первые наброски будущего эпического романа Толстого. Уже тогда он много работал над […]...
- Русский характер и изображении А. Н. Толстого (“Петр I”, “День Петра”, “На дыбе”) В 1930 г., подводя творческие итоги первого десятилетия советской литературы, М. Горький специально указывал на ее успехи в историческом жанре. Его особое восхищение вызвал роман Толстого: “”Петр” – первый в нашей литературе настоящий исторический роман, книга надолго”. “Петр Первый” – это роман из трех книг. В первой, законченной в 1930 г., описаны события русской истории […]...
- Образ Петра в романе А. Н. Толстого “Петр I” Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. Н. Радищева, А. С. Пушкина. Личность в романе трактуется как точка приложения исторических сил, которые действуют иногда наперекор желанию человека. Роль личности зависит от того, совпадает ли […]...
- Сочинение: Тема Петра в творчестве А. Толстого Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха волновала писателя более тридцати лет. “На Петра Первого я нацеливался давно… – говорил Толстой. – Я видел все пятна на его камзоле, – но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане”. Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только интересом к историческому прошлому России. Не случайно […]...
- Творчество современных поэтов. Творчество поэта Николая Рубцова 1. Критика о творчестве Николая Рубцова. 2. Размышления поэта о месте человека в мире. 3. Значение творчества Николая Рубцова. Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины XX века можно назвать Николая Рубцова. Его сборники издавались достаточно регулярно, творчество Рубцова, безусловно, было и остается хорошо известным широкой аудитории. Некоторые […]...
- Народ в романе А. Толстого “Петр Первый” А. Толстой создал огромное художественное полотно об эпохе Петра I, о судьбе целой нации в один из переломных моментов ее истории. Создавая “Петра Первого”, автор привлек огромное количество материалов: исторические исследования о петровских временах, записи и письма Петра I и его современников, дипломатическую переписку, военные донесения и указы, судебные архивы, памятники литературы и искусства XVII […]...
- Петр I и его эпоха в романе Алексея Толстого Роман Алексея Николаевича Толстого “Петр I” повествует о далекой эпохе конца XVII – начала XVIII веков, которая по праву осталась в русской истории как петровская. Работа автора над романом продолжалась 16 лет: с 1929 по 1945 гг. Алексей Толстой мог бы сказать о себе словами Белинского: “Для меня Петр – моя философия, моя религия, мое […]...
- Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого “Петр Первый” А. Н. Толстой начал работу над художественным освоением материала об эпохе Петра I еще в годы революции, когда были написаны рассказы “Наваждение”, “Первые террористы”, “День Петра”. “Петр I” – это роман из трех книг. В первой, законченной в 1930 году, описаны события русской истории конца 17 века. Здесь автор намеревался дать характеристику унылого и бездарного […]...
- Исторические взгляды Л. Толстого В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой предстает перед читателем не только как самобытный гениальный писатель, стилист и художник. Важное место в сюжете занимают его оригинальные исторические взгляды и идеи. Писатель, который в России всегда больше чем писатель, создает собственную философию истории: цельную систему взглядов на пути, причины и цепи общественного развития. Изложению их […]...
- Краткая характеристика произведения “Петр Первый” Толстого А. Н Работа над романом “Петр Первый” началась в 1929 г. и продолжалась до конца жизни писателя в 1945 г. Роман остался незавершенным. Книга о Петре Первом – это широкое историко-эпическое полотно. Отсюда его сюжетно-композиционная многоплановость, многогеройность, всеохватность авторского видения. Толстой видит в Петре I национального героя, подчиняющего всю свою жизнь и деятельность судьбе России. Петр – […]...
- Россия в романе А. Н. Толстого “Петр Первый” Проблема взаимоотношений народа и государства – вечная проблема России. А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Воплощением творческого замысла А. Н. Толстого стал исторический роман “Петр Первый”. Россия в романе Толстого изображена в эпоху кардинальных реформ, получивших название “петровских преобразований”. Личность Петра Первого находится в центре повествования, его ум и воля, соединенные […]...
- Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир” Колоссальное четырехтомное произведение “Война и мир” Толстой писал в течение шести лет. Характеризуя свою работу, он указывал, что собирал и изучал исторические материалы с рвением ученого. Толстой исследовал не только архивы, документы, исторические книги, а также встречался с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, даже побывал на Бородинском поле. Толстой считал, что перед написанием романа, […]...
- Годы эмиграции и возвращение в Россию Толстого А. Н Годы эмиграции. Осенью 1918 года писатель с семьей уехал на Украину, в Одессу, но и в это сложное время не прервал творческой деятельности. Там он начал работу над повестью “Граф Калиостро” и пьесой “Любовь – книга золотая”. Из Одессы Толстой отправился в Париж. Сразу по прибытии писатель начинает работу над романом “Хождение по мукам”, переработанным […]...
- Творчество Анны Зегерс Творчество Анны Зегерс (1900-1983)-одно из значительнейших явлений литературы социалистического реализма. Ее перу принадлежат рассказы, повести, радиопьеса, публицистические статьи, статьи и эссе по вопросам искусства, но особенно ярко ее художественное дарование раскрылось в жанре романа. “Я чувствую потребность в условиях Германии писать романы. Этот жанр более всего пригоден для разъяснения сложных вещей. А читатели моей страны […]...
- Сочинение обзор по творчесву Алексея Николаевича Толстого Особенности литературы того времени замечательно объединились в творчестве талантливейшего художника слова, одного из крупнейших представителей критического реализма предоктябрьской поры – Алексея Николаевича Толстого (1883-1945). Обобщая суждения многочисленных исследований об особенностях творческого становления А. Толстого в дооктябрьский период, можно сказать, что период этот в его творчестве был довольно сложным, искания – трудными и противоречивыми. С одной […]...
- Основной конфликт эпохи в изображении Толстого Писатель изображает Петра таким, про которого Пушкин писал: “Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник”. Образ царя дан в постоянной динамике, стремительности, он рвется вперед, толкая Россию на новые пути. Овладевший четырнадцатью ремеслами, Петр меньше всего заботится о сохранении “царственного величия”. Толстой изображает его на приеме у посла и у кузнечного горна; крепящим снасти […]...
- Творчество Дитера Муке В этом же направлении складывалось и творчество Дитера Муке (род. в 1936 г.), Петера Госсе (род. в 1938 г.; “Антиосенневневременное”, 1968) и Акселя Шульце (род. в 1943 г.; “Сообщения одного лета”, 1968; “На земле”, 1973). Лужицкие поэты Юрий Кох и Кито Лоренц (род. в 1938 г.; “Струга – образы нашего края”, 1967) привнесли своеобразный национальный […]...
- Социально-философские, этические, эстетические искания Толстого В идейной борьбе 70-х годов проблема просвещения народа занимала едва ли не центральное место. Увлечение педагогикой было всеобщим, вопросы народного образования, подъема национальной культуры горячо обсуждались на страницах газет и журналов, в романах и повестях. Революционеры-демократы и народники, просвещая народ, готовили его к революции – исторически неизбежной, но в ту пору еще неосуществимой. Консерваторы, напротив, […]...
- Петр Первый: тиран и созидатель (по творчеству А. Толстого) Царю Петру и Вам, о царь, хвала! Но выше вас, цари: колокола. М. Цветаева О всех русских царях написаны художественные произведения. Но Петр Первый в этом плане пользовался наибольшей популярностью. Видимо, потому, что “прорубил окно в Европу” и был первым реформатором государственного масштаба в России. Особенно чествовал его в своем творчестве А. С. Пушкин. По-моему, […]...
- Философия истории Толстого Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых людей. Воля отдельного исторического лица может быть парализована желаниями или не желаниями массы людей. 2. Чтобы свершилось историческое событие должны совпасть миллиарды причин, т. е. […]...
- Начало литературного пути Толстого А. Н Первые стихи А. Толстой начал писать в 16 лет (“беспомощное подражание Некрасову и Надсону”, по собственной оценке). В Петербурге Толстой познакомился с символистами и на ка-кое-то время оказался под их влиянием. Он писал об этом: “…весною 1907 года я написал первую книжку “декадентских” стихов. Это была подражательная, наивная и плохая книжка. Но ею для самого […]...
- Творчество Гейне: темы и мотивы поэзии < p>Генрих Гейне – поэт-романтик, “один из величайших лириков мира”. Основные мотивы его поэзии делятся на два направления. Первый – это нежная лирика любви поэта-романтика. Вторая – это гражданская лирика, воспевание идеалов равенства в обществе, борьбы за социальную справедливость, европейских революций. < p>Тема любви в творчестве Гейне пронизывает весь его сборник ранней поэзии – “Книга […]...
- Биография творчество и жизнь Толстой А. Н. (Толстой А. Н.) Это свидетельствует, что А. Н. Толстой не просто “выполнял социальный заказ”, подлаживался к идеологическим требованиям. В жанре публицистики он позволял себе вульгаризаторские толкования. При беседе с сотрудниками журнала “Смена” (1933 год, время написания второй книги романа) он так пересказывает смысл книги: “Короткий подъем промышленного и торгового капитализма, окончившийся дворянской контрреволюцией. Дворянство проникло во все государственное […]...
- Биография Лескова и его творчество Лесков принадлежит к лучшим русским писателям XIX века. Творчество его является продолжением традиций Гоголя – гоголевского искрометного честного смеха” и гоголевской благородной мечты о “прекрасных” людях, о “народных доблестях”, которые великий сатирик хотел видеть в действительности 30-40-х годов. Среди современников Лесков по широте знаний русского быта приближается к Писемскому и Островскому, по таланту – к […]...
- Анализ рассказа “День Петра” Толстого А. Н “День Петра” Рассказ “День Петра” был написан в 1918 году. Это время глобальных общественных перемен, а в такие узловые моменты эпохи закономерен писательский интерес к истории, ее славным страницам. Образ Петра в начале рассказа дается в сниженных тонах: кажется, перед нами неотесанный мужик, а не царственная особа. Петр груб, неопрятен, ступает косолапо и тяжело. Весь […]...