Творчество Пришвина в советские годы
Какое-то время писателю казалось, что только на руссоистских началах можно отыскать утраченную социальную гармонию. Творчество Пришвина в советские годы – это медленное, но верное поступательное движение к прозе большой общественно-философской насыщенности. В этот период писатель не только закрепляет успех в таких оригинальных жанрах русской прозы, как очерково-беллетризованное эссе (“Родники Берендея”, 1925, например) и лирико-философская миниатюра, создателем которых он по существу и явился, но и впервые обращается к произведениям
Лирико-философское начало, искони присущее пришвинскому очерку и миниатюре, усиливается в его романах. Как это и свойственно лирической прозе, книги Пришвина отмечены ослабленной фабульностью, обилием отступлений и авторских размышлений, известной мозаичностью композиции. Но это не значит, что романы и повести его не отличаются единством и цельностью действия. Дело в том, что законы построения пришвинских произведений отличны от обычных приемов романного сюжетосложения.
Кроме того, развитие темы определяется
Начиная с ранней книги “За волшебным колобком”, построенной структурно и образно на основе традиций русской сказки, фольклорные принципы станут доминировать и в последующих крупных произведениях художника. Таковы, например, роман “Кащеева цепь”, лейтмотив которого навеян миром русской сказки “Корабельная чаща”.
Символика пришвинских произведений восходит либо к миру сказки, либо к миру природы. Так, в “Корабельной чаще” борьба людей за правду раскрывается с помощью контрастного образа света и тени.
Related posts:
- Образ природы в произведениях Пришвина и Паустовского В отечественной прозе XX века непревзойденными мастерами пейзажа были Пришвин и Паустовский. Их роднит не только задушевное отношение к природе, не только талант тонкого наблюдателя и доскональное знание природной жизни, но и то, что в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. Особенно это заметно в творчестве Пришвина, который полагал, что человеку следует учиться у […]...
- Своеобразие творчества М. М. Пришвина Михаил Михайлович Пришвин происходит из старинного русского города Ельца. Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт, гимназия, служба агрономом в Клину и Луге, первая агрономическая книга “Картофель в полевой и огородной культуре”. И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в […]...
- Творчество Н. А. Заболоцкого в 1930-е годы В 1932 году Н. А. Заболоцкий познакомился с идеями К. Э. Циолковского о единстве и взаимосвязи всех организмов и материй вселенной (монизмом). Согласно этой теории, все явления мира – различные виды движущейся материи, в той или иной степени наделенной сознанием. Благодаря их вечному взаимодействию и взаимопревращению возможно существование общего здания природы. Основу вселенной составляет материя, […]...
- 20-30-е годы русской литературы. Творчество И. Бабеля “Россия, – проговорил он под столом и забился, – Россия…” И. Бабель В 20-30-е годы Исаак Эммануилович Бабель по праву считался одним из ведущих писателей России. О его прозе были написаны десятки статей. Самые ранние рассказы Бабеля одобрил и помог опубликовать сам М. Горький. Это было в 1916 году, но потом наступила долгая пауза. В […]...
- Творчество Твардовского А. Т. в послевоенные годы Война часто становилась основной темой послевоенного творчества Твардовского. В 1946 году он создал стихотворение-реквием, посвященное павшим, “Я убит подо Ржевом…”, Стихотворение написано двухстопным анапестом – популярным в классической поэзии размером, сохраняющим народно-песенные ассоциации. Но Твардовский расширяет тематику произведений, написанных этим размером, делает ее серьезнее, а также значительно обогащает форму тем, что чередует мужские и женские […]...
- Сказка и быль в “Кладовой солнца” М. М. Пришвина (1) Когда учительница впервые рассказала нам о “Кладовой солнца” М. М. Пришвина, мы удивились: как это – одновременно и быль и сказка? Разве такое бывает? “Бывает”, – взявшись за руки, ответили нам Настя и Митраша. “Бывает”, – провыл в лесу злой голодный волк. “Бывает”, – радостно тявкнула собака Травка. “Бывает и не такое”, – почему-то вздохнув, […]...
- Чему научила меня сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”, – говорит народная мудрость. Конечно же, каждая сказка может научить своих читателей чему-то новому, а уж сказка-быль – тем более. На мой взгляд, “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – это настоящая кладовая ценной и интересной информации. Здесь и человеческие взаимоотношения, и богатые знания об особенностях […]...
- Мир природы в творчестве М. М. Пришвина Жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба М. М. Пришвина это характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском. Каждая фраза, даже каждое […]...
- Творчество А. С. Пушкина в тридцатые годы Личностное духовное созревание Пушкина всегда протекало синхронно его творческому росту. Новое качество обрела личная жизнь Александра Сергеевича после женитьбы в 1831 г. на Наталье Николаевне Гончаровой. В семейной жизни великий поэт и прозаик, наконец, обрел долгожданный домашний уют и счастье. “Зависимость жизни семейной, – заверял он в письме жену, – делает человека более нравственным”. Именно […]...
- Природа в изображении Пришвина Больше полутора веков исполнилось с момента написания Пушкиным “Сказки о рыбаке и рыбке”. Однако большинство нелепостей, объявлявшихся в недалеком прошлом, – “мы призваны покорить природу” или, более того, “мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача”, – точно предсказаны неудачливой пушкинской старухой: Не хочу быть вольной царицей, Хочу быть владычицей морскою, […]...
- Творчество Некрасова в 1850-е годы В 1850-е годы Некрасов поставил перед собой задачу сделать “Современник” органом борьбы за социальные преобразовония в России, Превратить его в трибуну революционного демократизма. Великой заслугой Некрасова было то, что пригласил сотрудничать в “Современник” выдающихся Деятелей революционной демократии Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Их деятельность стала во многом определять общественно-политическое и Литературное лицо журнала […]...
- Советские “кинохиты” 60-х годов XX века Период конца 50-х – начала 60-х годов в советском кинематографе прошел под знаком “романтичного” бума: в моду вошли фильмы о возвышенных чувствах, неординарных героях и незаурядных событиях. Именно в это время получили новую – киноэкранную – жизнь “Алые паруса” А. С. Грина и “Человек-амфибия” А. Р. Беляева. Оба фильма стали настоящими сенсациями кинематографической жизни: в […]...
- Сказка-быль “Кладовая солнца”; Пришвина Когда я впервые прочитал сказку-быль “Кладовая солнца” Михаила Михайловича Пришвина, я очень долго не мог понять, чем же это произведение является – вымыслом или правдой. Меня смутило противоречащее самой себе название – “Сказка-быль”. Но главные герой “Кладовой солнца” – Митраша, Настя и голодный волк настолько убедительны, что я поверил и понимаю теперь – так бывает. […]...
- Биография Михаила Пришвина Дата рождения: 4 февраля 1873 года Дата смерти: 16 января 1954 года Место рождения: фамильное имение Хрущево-Левшино, Орловской губернии (ранее Елецкий район, Липецкая область) Михаил Михайлович Пришвин – русский и советский писатель, Пришвин М. М. появился на свет 4 февраля в 1873 в деревне Хрущево (Елецкий уезд). Его семья была богатой, но еще когда Пришвин […]...
- Фантастическое в произведениях Пришвина В 1945 г. появляется “сказка-быль” ” Кладовая солнца “, по которой в 1947 г. был создан киносценарий “Серый помещик”. Ее основная тема – становление детских характеров, единство человека и природы. Олицетворение природы роднит “Кладовую солнца” с произведениями фольклора. Задача автора состояла в создании современной сказки, в которой символ и вымысел не разрушают реалистической основы сюжета. […]...
- Идея человека творца природы в повести Пришвина “Кладовая солнца” Повесть эта в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланова. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой, о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, о победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву […]...
- “Кладовая солнца” (по сказке М. М. Пришвина) Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не […]...
- “Кладовая солнца” М. М. Пришвина Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из интереснейших произведений Михаила Михайловича Пришвина. В ней он рассказывает о самостоятельной жизни детей-сирот, Насти и Митраши. Картины описания быта детей сменяются интересными приключениями, выпавшими на их долю по пути на Слепую Елань. Дети есть дети, они часто спорят, не соглашаются друг с другом, отстаивают свою правоту. Это чуть не […]...
- Лирическая эпопея Пришвина “Кащеева цепь” Роман “Кащеева цепь” (1927) принято называть лирической эпопеей. Исторические события осмыслены в нем через личные переживания, основное внимание уделено не действиям героя, а его мыслям, раздумьям. Роман был хорошо встречен критикой, которая посчитала, что история формирования творческой личности и приход молодежи в революцию показаны автором убедительно. К роману тесно примыкали “Журавлиная родина”, “Охота за счастьем”, […]...
- Одухотворение природы и ее участие в судьбах героев. М. М. Пришвина анализ “Кладовая солнца” Константин Паустовский называл Пришвина “разнотравьем русского языка”. Нежность и любовь к природе чувствуется в каждой строчке писателя. В повести “Кладовая солнца” Пришвин описывает природу восточной части Орловщины, простую и немного суровую. На фоне этого яснее выступают все прекрасные качества земли, кажется, что сама природа одухотворена, что она участвует в судьбе главных героев, Насти и Митраши. […]...
- Лирические повести Пришвина “Родники Берендея”, первая часть “Календаря природы” (1925 – 1935), посвящены самому светлому и поэтическому времени года – весне, их главным героем является “сама земля”. На фоне лирических весенних пейзажей запечатлены события личной жизни писателя, представлена окружающая действительность. Эта книга, как и многие другие, создана на основе дневников писателя, которые он вел на протяжении почти всей […]...
- В ЧЕМ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” В ЧЕМ ПОУЧИТЕЛЬНОСТЬ СКАЗКИ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” 1 вариант В замечательной сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” перед читателем открывается удивительный и чудесный мир, где все живое взаимосвязано, где человек и природа предстают во всем своем величии и красоте. Как и во всякой сказке, в “Кладовой солнца” много фантастического. Это разговоры птиц и […]...
- Человек и природа в произведениях Пришвина Для Пришвина – художника гармонического склада – это было угрозой творческой гибели: исчезал предмет художественного исследования. У него отняли возможность печататься: “Я писатель побежденного бессловесного народа без права даже писать”. На этом печальном фоне Пришвин обретает смысл жизни в любви к бытию, что и стало основой его личной философии: “Радоваться жизни, вынося все мучения”. Единственное […]...
- Анализ рассказа Пришвина Лисичкин хлеб В рассказе Михаила Михайловича Пришвина рассказывается об охотнике и девочке по имени Зиночка. Мужчина специально приходит с охоты и рассказывает Зиночке, как зовут то одну птицу, как другую. Показывает ей различные ягоды и грибы. Прочитав данный рассказ, возникает ощущение как будто сам побывал в лесу на охоте. Настолько автор детально все описывает, что представить картину […]...
- ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” 1 вариант М. М. Пришвин – замечательный русский писатель. Его произведения посвящены воспеванию красоты природы, единению человека с нею. В сказке-были “Кладовая солнца” переплетаются вымысел и реальность. Наряду с разговорами птиц и животных здесь много полезной информации об окружающей среде. Так, мы узнаем о целебных […]...
- Сочинение на тему: Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Творчеству Михаила Пришвина характерна великая любовь к природе. В своих произведениях он нередко изображал взаимоотношения человека с природой, поведение человека в мире природы. В мире литературы этот писатель славится именно как певец радостной жизни природы. Сказка-быль “Кладовая солнца” не является исключением. В ней он также […]...
- По тексту Пришвина Учился я плохо и никогда этого себе не прощу (ЕГЭ по русскому) Друзья… Кто они? Какими они бывают? Какую роль играют друзья в духовной и нравственной жизни человека? Поиск ответов на эти вопросы является одним из главных задач Михаила Михайловича Пришвина. Автор ставит перед нами актуальную во все времена проблему о дружбе. Он пишет: “Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как […]...
- Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях редко изображает человеческие отношения, драматические ситуации, жизненные повороты, условно изображает характеры героев – не это является для него главным. Таланту Пришвина подвластна природа и человек в его взаимоотношениях с ней, а сюжет лучших произведений автора – поведение человека в мире природы. В историю русской литературы Пришвин вошел именно как […]...
- Сказка и быль в “Кладовой солнца” М. М. Пришвина (2) “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и правда, и вымысел, и легенда, и жизнь. Уже сам зачин произведения словно вводит нас в волшебный, сказочный мир: “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей…”. Но в то же время мы понимаем, что описанные события происходили на самом […]...
- Взаимоотношения человека и природы в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. ( М. М. Пришвин) Мы с вами прочитали замечательную сказку-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” и сегодня подводим итоги. Сжато перескажите содержание этого произведения. (Ученик перечислил ряд событий, изображенных в произведении.) Как в литературоведении называется этот ряд событий? (1 по горизонтали […]...
- Персонажи в сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца” “Кладовая солнца” М. М. Пришвина – не совсем обычное произведение. Это сказка-быль, в которой удивительно переплетаются правда и вымысел, легенда и жизнь. Уже само начало произведения вводит нас в волшебный, сказочный мир: “В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей…” Но события, описанные автором, происходили в действительности. Настя и Митраша […]...
- Детские и отроческие годы М Ю. Лермонтова. 1814-1828 годы В ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве, в доме генерал – майора Ф. Н. Толя напротив Красных ворот в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой, родился сын Миша. Через несколько месяцев Лермонтовы вместе с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой переехали в Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии. В Тарханах […]...
- Сочинение на тему: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” Сюжет повести М. М. Пришвина довольно прост. Двенадцатилетняя девочка Настя и ее десятилетний брат отправляются далеко в лес за клюквой. Поссорившись по дороге, они пошли разными путями к заветной палестинке, где по рассказам их отца клюквы должно быть видимо-невидимо. Настя пошла по протоптанной большой тропе, посчитав, что раз все идут в ту сторону, значит, там […]...
- Сочинение на тему: 30-40-е годы в жизни Бунина 30-40-е годы – трудные в жизни И.А. Бунина. С одной стороны, в 1933 г. Шведская Академия присуждает Бунину Нобелевскую премию по литературе. При вручении награды было отмечено, что Бунин досконально исследовал душу ушедшей России, продолжил славные традиции великой русской литературы. Но 30-40-годы – это зарождение фашизма и начало войны, что для Бунина, как и для […]...
- Человек и природа в сказке-были Пришвина Кладовая солнца В сказке-были М. М. Пришвина Кладовая солнца” человек и природа тесно взаимосвязаны между собой. Действие произведения происходит в основном на болоте, где живет множество зверей: одичавшая собака Затравка, все еще тоскующая по человеку, длинноногий лось, лиса, свернувшаяся в клубок, дятел-санитар… Здесь же произрастает клюква – кислая, но очень полезная ягода. И все звери Блудова болота […]...
- Сказка-быль М. М. Пришвина “Кладовая солнца” Заключительный урок в 6-м классе Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”. Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы поймем нечто важное. Поздоровайтесь […]...
- Анализ сказки-были М. М. Пришвина “Кладовая солнца”, план М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Идеальными для литературы того времени были произведения, полные высокого гражданского и революционного пафоса, насыщенные социалистическими лозунгами тех лет. Описание событий в романах и других произведениях Пришвина считали попыткой уйти […]...
- Творчество Петрушевской и “эпос катастрофы” XX века Петрушевская пишет “эпос катастрофы” XX в. Поэтому абсурд в ее произведениях явлен двояко: взятый из самой жизни, фактический, с легко узнаваемыми героями-современниками, и условный, основанный на смещении реальных плоскостей, нарушении жизнеподобия (“Новые Робинзоны”, “Сказки для взрослых”, “Реквиемы”, “Песни восточных славян”, “Сны одиноких душ”, “В садах других возможностей”). Намечая ли картину грядущего апокалипсиса в “Новых Робинзонах”, […]...
- Годы эмиграции А. И. Солженицына Высланный из страны Солженицын жил сначала в Германии, потом, с 1976 года, в США. В 1970-1990-е годы за границей были опубликованы “Письмо вождям Советского Союза”, многотомная эпопея “Красное Колесо”, документальное исследование “Архипелаг ГУЛАГ”, публицистическая работа “Как нам обустроить Россию?”, дополненное издание книги “Бодался теленок с дубом” и др. В 1974 году писатель основал “Русский общественный […]...
- Комплексный анализ миниатюры М. М. Пришвина Среди заданий ЕГЭ по русскому языку есть такие, которые в полной мере “обслуживаются” уроками литературы. Речь идет прежде всего о комплексном анализе текста. На наш взгляд, им не нужно злоупотреблять, чтобы не превратить художественный текст в сознании ученика в механическое нагромождение грамматических и синтаксических форм и изобразительно-выразительных средств. Не стоит делать текст какого-либо произведения (особенно […]...