Творчество Пришвина в советские годы

Какое-то время писателю казалось, что только на руссоистских началах можно отыскать утраченную социальную гармонию. Творчество Пришвина в советские годы – это медленное, но верное поступательное движение к прозе большой общественно-философской насыщенности. В этот период писатель не только закрепляет успех в таких оригинальных жанрах русской прозы, как очерково-беллетризованное эссе (“Родники Берендея”, 1925, например) и лирико-философская миниатюра, создателем которых он по существу и явился, но и впервые обращается к произведениям

крупной прозаической формы.

Лирико-философское начало, искони присущее пришвинскому очерку и миниатюре, усиливается в его романах. Как это и свойственно лирической прозе, книги Пришвина отмечены ослабленной фабульностью, обилием отступлений и авторских размышлений, известной мозаичностью композиции. Но это не значит, что романы и повести его не отличаются единством и цельностью действия. Дело в том, что законы построения пришвинских произведений отличны от обычных приемов романного сюжетосложения.

Кроме того, развитие темы определяется

зачастую фольклорными принципами. В произведениях Пришвина нередки сказочные зачины: “Так было”, “Была-жила елочка”, “Было это в Усолье” и т. п. Однако дело не только в них.

Начиная с ранней книги “За волшебным колобком”, построенной структурно и образно на основе традиций русской сказки, фольклорные принципы станут доминировать и в последующих крупных произведениях художника. Таковы, например, роман “Кащеева цепь”, лейтмотив которого навеян миром русской сказки “Корабельная чаща”.

Символика пришвинских произведений восходит либо к миру сказки, либо к миру природы. Так, в “Корабельной чаще” борьба людей за правду раскрывается с помощью контрастного образа света и тени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество Пришвина в советские годы