Творчество Н. В. Гоголя новый этап в становлении русского критического реализма
В 1829 г. Гоголь едет за границу, чтобы рассеять неприятные ощущения по случаю неудавшейся публикации; в этом же году возвращается в Россию, пытается стать актером, живописцем, несколько позже пробует силы в качестве преподавателя истории в дворянском институте. Интерес Гоголя к истории был глубоким и постоянным. Он считал, что “она должна обнять вдруг и в полной картине все человечество”, показывая, “каким образом оно из своего первоначального, бедного младенчества развивалось, разнообразно совершенствовалось и наконец достигло нынешней
Но победила, в конце концов привязанность к литературе.
Гоголь не забывает о силах социального угнетения, когда показывает сельского голову, “помыкающего” людьми, “как своими холопьями”, губернских стряпчих, грозного заседателя, который “знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна” и т. д. Но эти силы действуют на заднем плане. Они изображены сатирическими
Он описывает ярмарку, зимние и летние празднества, гуляния, забавы “парубков” и “яснооких красавиц”. Через эти редкие, но яркие моменты народного, крестьянского быта Гоголь широко и вдохновенно раскрывает положительные качества людей из народа: ум, трудолюбие, искренность в отношениях, склонность к юмору и удальству. “Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя”, писал Белинский.
С особой симпатией Гоголь рисует молодежь. Кузнец Вакула готов сделать все для счастья Оксаны. Когда девушка захотела иметь такие же башмачки, как у царицы, Вакула седлает самого черта, едет в Петербург и добывает их для своей возлюбленной.
Через шутливо-фантастический эпизод раскрыта сила любви простого кузнеца, его отвага, способность к самопожертвованию (“Ночь перед рождеством”). Удаль, смелость, красота присущи Грицько (“Сорочинская ярмарка”), Левко (“Майская ночь, или Утопленница”) и др. Левко подбивает своих друзей “побесить… голову”, местного старосту, который причинил немало неприятностей жителям села.
Мотив казацкой вольности проходит почти через все рассказы “Вечеров”, определяя собой и характер авторской оценки действующих лиц.
Таковы эти “прекрасные”, по иронической характеристике Гоголя, люди, “честь и украшение Миргорода”. Никчемные дела, примитивные мысли, пошлейшие отношения! Склока целиком захватила их и без того убогие помыслы, стала ареной “деятельности”. Самое же печальное состоит в том, что в бессмысленную тяжбу с удовольствием втянулись жители Миргорода, находя в ней живейшую пищу для праздного ума.
Этот бытовой факт становится символом социального обобщения: опасен мир стяжательства и бездуховности, порождающий обывателя. Не случайно повесть завершается горестным восклицанием автора: “Скучно на этом свете, господа!”
В поисках антипода обезличенной и пошлой дворянской действительности Гоголь обращается к героической борьбе русского и украинского народов с польскими шляхтичами в XV – XVI вв., запечатлев эту эпоху в исторической повести “Тарас Бульба”. В ходе научных исследований, сопровождавших работу над “Миргородом”, писатель глубоко осознал значение прошлого, полагая, что оно может “вразумить настоящее, для которого и… существует”.