Творчество Н. С. Лескова: общая характеристика, периодизация

Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”. Полемика с “Грозой” Н. Островского.

Цикл произведений о “праведниках”, отражение в нем этико-эстетического идеала Лескова. По убеждениям Лесков был демократ-просветитель – враг крепостного права и его пережитков, защитник просвещения и народных интересов. Он считал главным прогрессом – прогресс нравственный. “Не хорошие порядки, а хорошие люди нужны нам”, – писал он.

Писатель осознавал себя литератором нового типа, его школой была не книга, а сама жизнь. Лесков начал

печататься сравнительно поздно, на двадцать девятом году жизни, поместив несколько заметок в газете “Санкт-Петербургские ведомости” (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях “Современная медицина”, который издавал А. П. Вальтер (статья “О рабочем классе”, несколько заметок о врачах) и “Указатель экономический”. Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации и Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу. В начале своей литературной
карьеры Н.

С. Лесков сотрудничал со многими петербургскими газетами и журналами, более всего печатаясь в “Отечественных записках” (где ему покровительствовал знакомый орловский публицист С. С. Громеко), в “Русской речи” и “Северной пчеле”. В “Отечественных записках” были напечатаны “Очерки винокуренной промышленности”, которые сам Лесков называл своей первой работой,) считающиеся его первой крупной публикацией.

Собственно писательская биография Лескова начинается с 1863, когда он опубликовал первые свои повести (Житие одной бабы, Овцебык) и начал публикацию “антинигилистического” романа “Некуда” (1863-1864). Роман открывается сценами неторопливой провинциальной жизни, возмущаемой пришествием “новых людей” и модных идей, затем действие переносится в столицу. Сатирически изображенному быту коммуны, организованной “нигилистами”, противопоставлены скромный труд во благо людей и христианские семейные ценности, которые должны спасти Россию от гибельного пути общественных потрясений, куда увлекают ее юные демагоги.

Затем появился второй “антинигилистический” роман Лескова “На ножах” (1870-1871), повествующий о новой фазе революционного движения, когда прежние “нигилисты” перерождаются в обычных мошенников. В 1860-х он усиленно ищет свой особый путь. По канве лубочных картинок о любви приказчика и хозяйской жены написана повесть “Леди Макбет Мценского уезда” (1865) о гибельных страстях, скрытых под покровом провинциальной тишины.

В повести “Старые годы в селе Плодомасове” (1869), живописующей крепостнические нравы 18 в., он подходит к жанру хроники. В повести “Воительница” (1866) впервые появляются сказовые формы повествования.

Элементы столь прославившего его впоследствии сказа есть и в повести “Котин Доилец и Платонида” (1867). Характерной особенностью творчества Лескова является то, что он активно пользуется сказовой формой повествования в своих произведениях. Рассказ в русской литературе идет от Гоголя, но в особенности искусно разработан Лесковым и прославил его как художника.

Суть этой манеры состоит в том, что повествование ведется как бы не от лица нейтрального, объективного автора. Повествование ведет рассказчик, обычно участник сообщаемых событий. Речь художественного произведения имитирует живую речь устного рассказа.

Пробует он свои силы и в драматургии: в 1867 на сцене Александринского театра ставят его драму из купеческой жизни Расточитель. Поиск положительных героев, праведников, на которых держится русская земля (они есть и в “антинигилистических” романах), давний интерес к маргинальным религиозным движениям – раскольникам и сектантам, к фольклору, древнерусской книжности и иконописи, ко всему “пестроцветью” народной жизни аккумулировались в повестях “Запечатленный ангел” и “Очарованный странник” (обе 1873), в которых манера повествования Лескова сполна выявила свои возможности.

В Запечатленном ангеле, где рассказывается о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием, есть отзвуки древнерусских “хожений” и сказаний о чудотворных иконах. Образ героя Очарованного странника Ивана Флягина, прошедшего через немыслимые испытания, напоминает былинного Илью Муромца и символизирует физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий.

Во второй половине 1870-1880-х Лесков создает цикл рассказов о русских праведниках, без которых “несть граду стояния”. В предисловии к первому из этих рассказов Однодум (1879) писатель так объяснил их появление: “ужасно и несносно” видеть одну “дрянь” в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и “пошел я искать праведных, но куда я ни обращался, все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать”. Такими “хорошими людьми” оказываются и директор кадетского корпуса (Кадетский монастырь, 1880), и полуграмотный мещанин, “который не боится смерти” (Не смертельный Голован, 1880), и инженер (Инженеры-бессребреники, 1887), и простой солдат (Человек на часах, 1887), и даже “нигилист”, мечтающий накормить всех голодных (Шерамур, 1879), и др.

В этот цикл вошел также знаменитый “Левша” (1883) и написанный ранее “Очарованный” странник. В сущности, такими же лесковскими праведниками являлись и персонажи повестей “На краю света” (1875-1876) и “Некрещеный поп” (1877). Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о “праведниках” носят большей частью характер воспоминаний (в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т.

Д.), старался придать повествованию фон исторической достоверности, вводя в сюжет описания реально существовавших людей. В 1880-х годах Лесков создал также серию произведению о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из “пролога” – сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X-XI веках.

Лесков гордился тем, что его египетские этюды “Памфалона” и “Азу”. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия (“Тупейный художник”, “Зверь”, “Пугало”): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали все чаще появляться священнослужители. В поздние свои годы, создавая рассказы, построенные на анекдоте, “курьезном случае”, сохраненном и приукрашенном устной традицией, Лесков объединяет их в циклы.

Так возникают “рассказы кстати”, рисующие забавные, но от этого не менее значительные в своей национальной характерности ситуации (Голос природы, 1883; Александрит, 1885; Старинные психопаты, 1885; Интересные мужчины, 1885; Умершее сословие, 1888; Загон, 1893; Дама и фефела, 1894; и др.), и “святочные рассказы” – хитроумные сказки о мнимых и подлинных чудесах, случающихся на Рождество (Христос в гостях у мужика, 1881; Привидение в Инженерном замке, 1882; Путешествие с нигилистом, 1882; Зверь, 1883; Старый гений, 1884; Пугало, 1885; и др. ). “Анекдотичны” по своей сути и стилизованные под исторические и мемуарные сочинения цикл очерков Печерские антики и рассказ “Тупейный художник” (оба 1883), повествующий о печальной судьбе таланта (парикмахера) из крепостных в 18 в.

Последние произведения Лескова (роман-памфлет Чертовы куклы, 1890; повести Полунощники, 1891; Юдоль, 1892; рассказы Час воли Божьей, 1890; Импровизаторы, 1892; Продукт природы, 1893; и др.) отмечены резкой критикой всей политической системы Российской империи, в особенности ее полицейской составляющей. По этой причине некоторые из них были опубликованы уже после переворота 1917 года.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество Н. С. Лескова: общая характеристика, периодизация