Творчество Н. А. Заболоцкого в критике и литературоведении

О. М. Бескин: “Когда поэт не чувствует, не интересуется нашей жизнью, не является активным ее участником, а всего лишь обитателем маленькой, чисто профессиональной скворешни, волею обстоятельств взметенной на высокий шест где-то на задворках жизни, – тогда он неминуемо скатывается к субъективному идеализму, формализму”.
: “Эта бредовая идиллия объективно (хочет этого Заболоцкий или нет) противопоставлена строительству социализма, бесклассового общества, осуществляемому в обстановке напряженнейшей и многообразной классовой

борьбы. Социалистическое торжество земледелия… трактор в роли освободителя домашних животных от рабства – это не просто заумная чепуха, а политически реакционная поповщина, с которой солидаризируется на селе и кулак, а в литературе – Клюевы и Клычковы”.
А. М. Турков: “Начало стихотворения “Некрасивая девочка” прозаично и по интонации, и по словарю: “Заправлена в трусы худая рубашонка… Не торопясь к обеду, гоняют по двору…” Смелой рукой объединяет Заболоцкий воедино эти строфы с высоким пафосом последующих. Подчеркнуто беспощадный портрет “дурнушки” (“рот длинен, зубки
кривы”) – со словами о “младенческой грации души”, сквозящей в каждом ее движенье.
Секретом таких неожиданных сочетаний, дерзких переходов поэт владел в совершенстве. Поэтому и проявляется в его стихах “мир во всей его живой архитектуре”, а не стилизованный согласно эстетическим представлениям автора о том, что в стихах будет выглядеть “красиво”, а что – нет.
Н. Заболоцкий – выдающийся мастер прекрасного по своему благозвучию стиха. Величавые раздумья, горделивый восторг познания мира часто воплощены в его произведениях в плавных периодах, в строфах с широким использованием анафоры, разнообразных синтаксических параллелизмов, а иногда и внутренней рифмы. Читатель мог это заметить уже по некоторым ранее приводившимся отрывкам. Можно, однако, привести еще множество примеров:
Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.
“Уступи мне, скворец, уголок…””


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество Н. А. Заболоцкого в критике и литературоведении