Главная ⇒ 📌Биографии ⇒ Творчество Н. А. Заболоцкого в критике и литературоведении
Творчество Н. А. Заболоцкого в критике и литературоведении
О. М. Бескин: “Когда поэт не чувствует, не интересуется нашей жизнью, не является активным ее участником, а всего лишь обитателем маленькой, чисто профессиональной скворешни, волею обстоятельств взметенной на высокий шест где-то на задворках жизни, – тогда он неминуемо скатывается к субъективному идеализму, формализму”.
: “Эта бредовая идиллия объективно (хочет этого Заболоцкий или нет) противопоставлена строительству социализма, бесклассового общества, осуществляемому в обстановке напряженнейшей и многообразной классовой
А. М. Турков: “Начало стихотворения “Некрасивая девочка” прозаично и по интонации, и по словарю: “Заправлена в трусы худая рубашонка… Не торопясь к обеду, гоняют по двору…” Смелой рукой объединяет Заболоцкий воедино эти строфы с высоким пафосом последующих. Подчеркнуто беспощадный портрет “дурнушки” (“рот длинен, зубки
Секретом таких неожиданных сочетаний, дерзких переходов поэт владел в совершенстве. Поэтому и проявляется в его стихах “мир во всей его живой архитектуре”, а не стилизованный согласно эстетическим представлениям автора о том, что в стихах будет выглядеть “красиво”, а что – нет.
Н. Заболоцкий – выдающийся мастер прекрасного по своему благозвучию стиха. Величавые раздумья, горделивый восторг познания мира часто воплощены в его произведениях в плавных периодах, в строфах с широким использованием анафоры, разнообразных синтаксических параллелизмов, а иногда и внутренней рифмы. Читатель мог это заметить уже по некоторым ранее приводившимся отрывкам. Можно, однако, привести еще множество примеров:
Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.
“Уступи мне, скворец, уголок…””
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Творчество В. В. Маяковского в критике и литературоведении Б. М. Эйхенбаум: “В числе всевозможных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой XIX века, было одно очень болезненное, дожившее до революции: противоречие “гражданской” и “чистой” поэзии, противоречие поэта-граж-данина и поэта-жреца. Знаменитая формула Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” – достаточно характерна в этом смысле. Еще характернее слова Тургенева о стихах Некрасова […]...
- Творчество A. B. Вампилова в критике и литературоведении Е. М. Гушанская: “”Утиная охота” – это прежде всего пьеса-исповедь, в основу которой положен не драматический, а лирический конфликт, не драматические столкновения, а сюжет лирического самоосознания. То, что принято называть интригой, нервом, движущим действие и подводящим его к кульминации, в пьесе Вампилова не события, происходящие с героем, а соотношение между разворачивающимися в его мозгу воспоминаниями […]...
- Творчество М. И. Цветаевой в критике и литературоведении M. Л. Гаспаров: “Чтобы найти и утвердить собственный образ, чтобы стать непохожей на других – для этого молодая Цветаева выбрала свой собственный путь и держалась его очень последовательно. Это было превращение стихов в дневник. …Превратила дневник в поэзию только Цветаева: для того чтобы осуществить такое скрещение жанров так последовательно, нужна была творческая воля и человеческая […]...
- Творчество А. Т. Твардовского в критике и литературоведении М. В. Исаковский: “К этому времени, то есть к концу двадцать восьмого года или к началу двадцать девятого, относится одно событие, которое мне хорошо запомнилось. На собрании смоленских литераторов Твардовский читал свои новые стихи, и мы, участники собрания, обсуждали их. Среди прочитанных было стихотворение “Уборщица”. По содержанию, да и по форме стихотворение самое незамысловатое. В […]...
- Творчество Б. Л. Пастернака в критике и литературоведении С. С. Аверинцев: “Поэтический мир Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин самобытности характера художника. Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывшего книгу ранних стихотворений и поэм Пастернака, ждут смысловые трудности, не преодолев которые он не […]...
- Творчество А. И. Солженицына в критике и литературоведении Г. Я. Бакланов: “Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо больше, чем даже появление нового яркого писателя. Эти книги призваны оказать влияние на то, что пишется сейчас, на то, что будет писаться после них. Они всегда появляются как бы вдруг. На самом […]...
- Творчество А. И. Куприна в критике и литературоведении К. Г. Паустовский: “Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности. Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать все, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не […]...
- Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество – до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего. Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, […]...
- Творчество А. А. Ахматовой в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Едва только вышли ее первые книги “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий. […]...
- Творчество Л. Н. Андреева в критике и литературоведении МЛ. Волошин; “Успех последних произведений Леонида Андреева представляет знаменательное явление, как свидетельство о состоянии души русского общества в эпоху революционной смуты. Он указывает на точный уровень нравственных и философских запросов большой публики. Истинные произведения искусства дают душе новую полноту, даже проповедуя пессимизм и отрицание. Главные же особенности произведений Леонида Андреева в том, что они оставляют […]...
- Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведении Л. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, […]...
- Творчество В. М. Шукшина в критике и литературоведении М. Г. Ваняшова: “Постоянное место действия шукшинских рассказов – открытое, незамкнутое пространство, располагающее к особой доверительности и искренности. Деревенский мир, где все распахнуто настежь, деревенская улица или изба, наполненная людьми, проселочная дорога, людный магазин, дежурка на автобазе, сельсовет, гостиница, чайная, бойлерная, больничная палата, курилка, суд – все это и сцена, и карнавальная площадь. Здесь герои […]...
- Творчество Н. А. Заболоцкого в 1930-е годы В 1932 году Н. А. Заболоцкий познакомился с идеями К. Э. Циолковского о единстве и взаимосвязи всех организмов и материй вселенной (монизмом). Согласно этой теории, все явления мира – различные виды движущейся материи, в той или иной степени наделенной сознанием. Благодаря их вечному взаимодействию и взаимопревращению возможно существование общего здания природы. Основу вселенной составляет материя, […]...
- Роман “Мы” в критике и литературоведении А. К. Воронений: “Лежит у меня… роман ваш “Мы”. Очень тяжелое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это “самая шуточная и самая серьезная вещь”? Самая мрачная и мизантропическая. Рано еще по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы […]...
- Биография Заболоцкого Николая Алексеевича Родился в Казани, где его отец заведовал земской сельскохозяйственной фермой. В 1920 году, окончив Уржумское реальное училище, юноша покинул родительский дом и направился сначала в Москву, а на следующий год – в Петроград, где поступил на отделение языка и литературы педагогического института имени А. И. Герцена. В основу своей жизненной программы Н. Заболоцкий возвел принцип […]...
- Сочинение по творчеству Заболоцкого В тяжелые и страшные 30-ые годы прошлого столетия в поэзию явился Николай Алексеевич Заболоцкий. Его творчество можно охарактеризовать как философское описание жизни и человеческих взаимоотношений. У поэта был свой собственный взгляд на нашу жизнь, свое мировоззрение. Его поэзия – это дружеская беседа “по душам”. Очень много Заболоцкий задумывался о том, зачем же предназначен человека, какая […]...
- Биография Николая Заболоцкого Краткая биография Николая Заболоцкого Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) – советский поэт, прозаик и переводчик. Родился 24 апреля (7 мая) 1903 года на ферме рядом с Казанью в семье агронома. Детство писателя прошло в Кизической слободе и в селе Сернур, недалеко от города Уржум. Уже в третьем классе Николай издавал школьный журнал, где печатал свои стихи. […]...
- Поэзия Н. Заболоцкого Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже тридцатых годов, которые ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива – это разговор по душам, вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на человека. Заболоцкий […]...
- Стихотворение Заболоцкого “Читая стихи” Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н. А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры. Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую. […]...
- Детство и юность Заболоцкого Н. А Николай Алексеевич Заболоцкий родился 24 апреля (7 мая) 1903 года в семье управляющего земской фермой под Казанью агронома А. А. Заболотского (в 1925 году написание фамилии было изменено). Поэт с гордостью вспоминал о деде, происходившем из крестьян и бывшем николаевским солдатом, об отце – сельском агрономе. Отец придерживался патриархальных обычаев, требовал порядка и дисциплины в […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “О красоте человеческих лиц” В стихотворении “О красоте человеческих лиц” Н. А. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н. А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни – пышные порталы, другие – […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст Стихотворение “Можжевеловый куст” было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием “Последняя любовь”. Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие, связанное с его женой. Она ушла к другому мужчине, но по прошествии некоего времени вернулась в семью. Можжевеловый куст в данном стихотворении является основой, неким символом, на котором держится весь […]...
- Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” (восприятие, истолкование, оценка) Уникальная способность простыми словами говорить о великом была присуща Н. А. Заболоцкому. Взаимоотношения человека и природы, внутренняя и внешняя красота, любовь – это лишь небольшой перечень тем, которые раскрывает поэт в своих произведениях. Мне же наиболее интересны стихи, посвященные творчеству, рассказывающие о том, как рождаются шедевры. Поэт как бы впускает читателей к себе в мастерскую. […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Одинокий дуб Николай Заболоцкий написал стихотворение под названием “Одинокий дуб” в 1957 году. Это стихотворение было написано не просто так, а под влиянием внешних, и особенно внутренних обстоятельств. Поэт являлся очень чувствительным человеком, который все буквально мог прочувствовать, любое горе и радость. Это произведение является жанром, схожим с социальным. Ведь этот человек часто писал именно на такую […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Читая стихи” Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи (“Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг”). С иронией относится он к зауми (“И в бессмыслице скомканной речи Изощренность известная есть”). […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Гроза идет” Пейзажная лирика Н. А. Заболоцкого всегда философична по сути. Это же качество присуще в полной мере стихотворению “Гроза идет”. В образе грозы выражается мотив жизненных испытаний. Для создания чувства неотвратимости этих препятствий Н. А. Заболоцкий использует анафорические повторы (“Движется…”, “Сколько раз…”), инверсию (“Туча… движется, огромна и тягуча, с фонарем в приподнятой руке”). Основным изобразительно-выразительным средством […]...
- Стихотворения Заболоцкого о родной природе Стихотворения Заболоцкого о родной природе интересны прежде всего глубоко философским подходом к теме. Поэт не бездумно восторгается теми или иными деталями мира, он пристально их исследует, увязывает так или иначе с человеческой жизнью. Он размышляет в своих стихах о взаимодействии человека и природы, а природу воспринимает не только в текущем запечатленном мгновении, но и всей […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Уступи мне, скворец, уголок” Весной 1946 года после нескольких лет лагерей и вынужденного проживания в Караганде, Николай Заболоцкий добился разрешения вернуться в Москву и вместе с семьей поселился на даче в Переделкино у своего хорошего знакомого, писателя Василия Ильенкова. Ощущение свободы и ароматы весны настолько вскружили поэту голову, что он буквально за несколько часов написал удивительное по своей эмоциональной […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого Н. А. “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…” Н. А. Заболоцкий был сторонником натурфилософии. Согласно этому направлению философской мысли природа не разделяется на живую и неживую. В этой связи одинаково значимыми в ней являются и растения, и животные, и камни. Человек, умирая, тоже становится частью природного мира. Стихотворение “Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя…”, написанное в 1947 году, является программным произведением в […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Завещание” В 1944 году Николай Заболоцкий вернулся из лагеря, где провел 6 лет по обвинению в антисоветской пропаганде. Жизнь за колючей проволокой подорвала здоровье поэта, который предвидел, что срок его земного существовании близится к завершению. Несмотря на то, что очень скоро все обвинения с Заболоцкого были сняты, и его даже восстановили в Союзе писателей, это не […]...
- План сочинения: “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) “Что есть красота?..” (По лирике Н. А. Заболоцкого) Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты – пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем своим творчеством. Поэт терпеливо и страстно искал его: а) в мире природы найти его оказалось совсем непросто: ведь Заболоцкий видел […]...
- Нравственно-эстетическая проблематика в стихах Заболоцкого Н. А В творчестве Заболоцкого 50-х гг. наряду с лирикой природы и философскими раздумьями активно разрабатываются жанры построенного на сюжете стихотворного рассказа и портрета – от написанных еще в 1953-1954 гг. стихотворений “Неудачник”, “В кино” до созданных в последний год жизни – “Генеральская дача”, “Железная старуха”. Особую роль в нем начинают играть социально-нравственные и эстетические мотивы. В […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Кто мне откликнулся в чаще лесной? Личная жизнь Николая Заболоцкого сложилась непросто. Женившись в 1930 году на Екатерине Клыковой, поэт не мог и предположить, что эта женщина будет ждать его возвращения из лагеря долгие пять лет, а после станет хлопотать о том, чтобы Заболоцкому разрешили вернуться в Москву, восстановив его в Союзе писателей. Тем тяжелее он воспринял расставание с супругой, которая […]...
- Анализ стихотворения “Читая стихи” Заболоцкого Н. А “Читая стихи” Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи (“Бормотанье сверчка и ребенка В совершенстве писатель постиг”). С иронией относится он к зауми (“И в бессмыслице скомканной речи Изощренность […]...
- Анализ стихотворения “Городские столбцы” Заболоцкого Н. А Сборник “Столбцы” включал два цикла: “Городские столбцы” и “Смешанные столбцы”. Стихотворения первого цикла отражали картины окружающего мира, фантасмагорич-ные и отвратительные. Здесь в полной мере проявилась изобразительная сила таланта Заболоцкого. Созданный в его произведениях мир был вполне реален и узнаваем, однако предметные, бытовые детали соседствовали с необычным вйде-нием. Автор смотрит на мир очень зорким взглядом и […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Я трогал листы эвкалипта” В 1938 году поэт Николай Заболоцкий был приговорен к отбыванию наказания в лагерях за антисоветскую пропаганду. Спустя 6 лет его реабилитировали и даже восстановили в Союзе писателей. Однако на каторжных работах в тайге поэт подорвал здоровье, поэтому вынужден был по несколько месяцев в году проводить на море, пытаясь побороть всевозможные недуги. По воспоминаниям друзей, Заболоцкий […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Читая стихи Стихотворение Н. А. Заболоцкого “Читая стихи” воплощает эстетические взгляды автора, который ведет полемику с декадентскими исканиями в поэзии начала XX века. Резкой критике подвергает писатель попытки создать стихотворение с опорой на звукосмысловые связи (“Бормотанье сверчка и ребенка / В совершенстве писатель постиг”). С иронией относится он к зауми (“И в бессмыслице скомканной речи / Изощренность […]...
- Сочинение на тему: “Поэтическая натурфилософия Н. А. Заболоцкого” Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из юности поэта. Он живо интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни, о лучших земных радостях, о смерти, об атомах, разбегающихся по метагалактике. Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел […]...
- Анализ стихотворения Заболоцкого “Когда вдали угаснет свет дневной На долю Николая Заболоцкого впало много испытаний, одним из которых стала тюрьма и последующая сибирская ссылка. Однако в 1946 году поэт вернулся в Москву, был восстановлен в Союзе писателей и получил возможность открыто публиковать свои стихи. Тем не менее, Заболоцкий не мог сказать, что он по-настоящему счастлив, так как понимал – какая-то незримая часть его […]...
- Анализ стихотворения “К обидам горьким собственной персоны…” Заболоцкого Н. А “К обидам горьким собственной персоны…” Н. А. Заболоцкий – писатель, прошедший суровую школу жизни. Стихотворение “К обидам горьким собственной персоны…” призывает смиренно относиться к своей судьбе, стойко переносить жизненные испытания. Человек не должен роптать и жаловаться (“призывать участье добрых душ”), переваливать проблемы на чужие плечи. Дидактическую функцию произведения усиливает употребление глаголов в неопределенной форме (“не […]...