Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении
К. И. Чуковский: “Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество – до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего.
Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, сын мастерового и внук бурлака мог внести в наши русские книги такую небывалую тему. До него лишь поэзия неделания была в наших книгах и душах. Он, единственный
Религия Горького – земная, безнебесная. Он весь в людском муравейнике, конечном, здешнем, временном”.
В. В. Боровский1-. “В те грустные дни, когда на всей нашей общественности еще лежал тяжелый покров реакции восьмого десятилетия, когда на поверхности жизни уныло бродили вялые, полинявшие чеховские типы, а то новое, бодрое, сильное, что уже народилось где-то в глубине,
Л. A. Спиридонова: “Одной из центральных тем в раннем творчестве Горького является тема подвига, которая развивается от произведения к произведению. Лойко Зобар, Радда, маленькая фея совершают безумства во имя любви. Их поступки неординарны, но это еще не подвиги. Девушка, вступающая в конфликт с царем в сказке “Девушка и Смерть”, дерзко побеждает страх и идет против судьбы.
Ее смелость – тоже “безумство храбрых”, хотя оно и направлено на защиту личного счастья. Смелость и дерзость Ларры приводят к преступлению, ибо он, как пушкинский Алеко, “для себя лишь хочет воли”. И только Данко и Сокол своей смертью утверждают бессмертие подвига.
Так проблема воли и счастья отдельного человека отходит на второй план, сменяясь проблемой счастья для всего человечества”.
В. Ю. Троицкий: “Социальная проблематика, определяемая развитием имущественного уровня и правового положения общества, – лишь одна сторона многогранного идейно-художественного содержания пьесы “На дне”. Ее герои постоянно рассуждают о человеке и человеческом достоинстве, о смысле жизни. Их воспоминания служат самоутверждением людей, живущих в своем кругу и некогда признаваемых им.
Достоинство и независимость неразрывно соединены в их сознании”.
Related posts:
- Творчество М. И. Цветаевой в критике и литературоведении M. Л. Гаспаров: “Чтобы найти и утвердить собственный образ, чтобы стать непохожей на других – для этого молодая Цветаева выбрала свой собственный путь и держалась его очень последовательно. Это было превращение стихов в дневник. …Превратила дневник в поэзию только Цветаева: для того чтобы осуществить такое скрещение жанров так последовательно, нужна была творческая воля и человеческая […]...
- Творчество В. М. Шукшина в критике и литературоведении М. Г. Ваняшова: “Постоянное место действия шукшинских рассказов – открытое, незамкнутое пространство, располагающее к особой доверительности и искренности. Деревенский мир, где все распахнуто настежь, деревенская улица или изба, наполненная людьми, проселочная дорога, людный магазин, дежурка на автобазе, сельсовет, гостиница, чайная, бойлерная, больничная палата, курилка, суд – все это и сцена, и карнавальная площадь. Здесь герои […]...
- Творчество Б. Л. Пастернака в критике и литературоведении С. С. Аверинцев: “Поэтический мир Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин самобытности характера художника. Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывшего книгу ранних стихотворений и поэм Пастернака, ждут смысловые трудности, не преодолев которые он не […]...
- Творчество А. Т. Твардовского в критике и литературоведении М. В. Исаковский: “К этому времени, то есть к концу двадцать восьмого года или к началу двадцать девятого, относится одно событие, которое мне хорошо запомнилось. На собрании смоленских литераторов Твардовский читал свои новые стихи, и мы, участники собрания, обсуждали их. Среди прочитанных было стихотворение “Уборщица”. По содержанию, да и по форме стихотворение самое незамысловатое. В […]...
- Творчество А. И. Солженицына в критике и литературоведении Г. Я. Бакланов: “Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо больше, чем даже появление нового яркого писателя. Эти книги призваны оказать влияние на то, что пишется сейчас, на то, что будет писаться после них. Они всегда появляются как бы вдруг. На самом […]...
- Творчество А. А. Ахматовой в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Едва только вышли ее первые книги “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий. […]...
- Творчество В. В. Маяковского в критике и литературоведении Б. М. Эйхенбаум: “В числе всевозможных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой XIX века, было одно очень болезненное, дожившее до революции: противоречие “гражданской” и “чистой” поэзии, противоречие поэта-граж-данина и поэта-жреца. Знаменитая формула Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” – достаточно характерна в этом смысле. Еще характернее слова Тургенева о стихах Некрасова […]...
- Творчество Л. Н. Андреева в критике и литературоведении МЛ. Волошин; “Успех последних произведений Леонида Андреева представляет знаменательное явление, как свидетельство о состоянии души русского общества в эпоху революционной смуты. Он указывает на точный уровень нравственных и философских запросов большой публики. Истинные произведения искусства дают душе новую полноту, даже проповедуя пессимизм и отрицание. Главные же особенности произведений Леонида Андреева в том, что они оставляют […]...
- Творчество А. И. Куприна в критике и литературоведении К. Г. Паустовский: “Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности. Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать все, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не […]...
- Творчество A. B. Вампилова в критике и литературоведении Е. М. Гушанская: “”Утиная охота” – это прежде всего пьеса-исповедь, в основу которой положен не драматический, а лирический конфликт, не драматические столкновения, а сюжет лирического самоосознания. То, что принято называть интригой, нервом, движущим действие и подводящим его к кульминации, в пьесе Вампилова не события, происходящие с героем, а соотношение между разворачивающимися в его мозгу воспоминаниями […]...
- Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведении Л. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, […]...
- Роман “Мы” в критике и литературоведении А. К. Воронений: “Лежит у меня… роман ваш “Мы”. Очень тяжелое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это “самая шуточная и самая серьезная вещь”? Самая мрачная и мизантропическая. Рано еще по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы […]...
- Творчество М. Ю. Горького в начале XX века Горький принимал активное участие в различных общественных акциях протеста. Так, в январе 1901 года он присоединил свой голос к протестовавшим против решения правительства отдать в солдаты студентов Киевского университета, которые участвовали в студенческих волнениях; в числе 43 писателей и общественных деятелей подписал воззвание против насилия над демонстрантами и т. д. Расстрел безоружных людей, шедших к […]...
- Творчество М. Ю. Горького после революции В первые годы советской власти писатель много сил отдавал работе в Центральной комиссии по улучшению быта ученых; он заботился даже о продовольственном обеспечении работников науки и искусства. В. Шкловский писал: “Я думаю, что в “Доме ученых” мы съели очень большого писателя. Это русский героизм – лечь в канаву, чтоб через нее могло бы пройти орудие…” […]...
- Романтическое творчество Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: “Задача литературы […]...
- РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО КЛАССИКА А. М. ГОРЬКИЙ РАННЕЕ РОМАНТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому […]...
- Раннее романтическое творчество Максима Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: “Задача литературы […]...
- Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне” < p>1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”. 5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды […]...
- Пафос ранних романтических произведений М. Горького Пафос ранних романтических произведений М. Горького (идеи и стиль романтических произведений Горького) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому […]...
- Дружба Максима Горького и Михаила Коцюбинского Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким. Так, зиму 1911-1912 годов он провел на вилле Горького и написал там новеллы “Лист”, “Подарунок на іменини”, “Коні не винні”. Позже Максим Горький, вспоминая о своей первой встрече с украинским […]...
- ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1. Пафос свободы в ранних рассказах. 2. Не страдать, а действовать! 3. Противопоставление индивидуалистическому самоутверждению подвига во имя людей. 4. Рассказы о босяках. “Не столько отверженные, […]...
- Сочинение на тему: “Своеобразие литературы Максима Горького” Известно, что литература времен Максима Горького отличалась от литературы прошлых лет, тем, что писатели поставили перед собой новые цели, а значит, выбрали новые образы, новых героев. Творчество, особенно раннее, Максима Горького пропитано романтической утомленностью к переменам. В произведениях Горького присутствовал и пафос, и борьба, и вера в человека, и романтика, и надежда, в то время […]...
- Сочинение на тему: Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” Вершиной романтического героического характера является образ Данко. Красивая самоотверженная смерть горьковского героя, самопожертвование ради других – вот идеал […]...
- Роль автора и рассказчиков в произведениях М. Горького (по рассказам М. Горького “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”) Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее Человека. Он – все! Он создал даже Бога. М. Горький Читая рассказы и пьесы замечательного писателя-мыслителя М. Горького, понимаешь, насколько сильно этот человек любил свою родину, свой народ, как искренне верил и надеялся на то, что этот народ сможет построить чудесную, счастливую жизнь. Внимательно наблюдая и общаясь с […]...
- Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, которых автор, кроме свободы и гордости, наделяет необыкновенной красотой. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви […]...
- История создания романтических произведений М. Горького Творчество Горького необыкновенно богато и противоречиво. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, М. Горький сыграл огромную роль в истории русской общественной и культурной жизни. О популярности писателя говорит следующий факт: по результатам социологического опроса тех лет Горький вместе с Л. Н. Толстым и Т. Эдисоном вошел в тройку “величайших современников планеты”. Первый рассказ “Макар Чудра” был […]...
- История создания Романтических произведений Горького История создания. Творчество Горького необыкновенно богато и противоречиво. Писатель, драматург, публицист, общественный деятель, М. Горький сыграл огромную роль в истории русской общественной и культурной жизни. О популярности писателя говорит следующий факт: по результатам социологического опроса тех лет Горький вместе с Л. Н. Толстым и Т. Эдисоном (американским изобретателем) вошел в тройку “величайших современников планеты”;. Первый […]...
- Тест по творчеству М. Горького 1. Какие произведения М. Горького относятся к романтическим? А. “Фома Гордеев” Б. “Макар Чудра” В. “Дети Солнца” Г. “Старуха Изергиль” 2. В русле каких художественных направлений развивалось творчество М. Горького? А. Критический реализм Б. Социалистический реализм В. Сентиментализм Г. Романтизм 3. Кому в “Песне о Буревестнике” М. Горького противопоставлен Буревестник? А. Орлу Б. Чайкам В. […]...
- Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” Вершиной романтического героического характера является образ Данко. Красивая самоотверженная смерть горьковского героя, самопожертвование ради других – вот идеал […]...
- Какие произведения М. Горького относятся к романтическим? Какие произведения М. Горького относятся к романтическим? а. “Фома Гордеев” б. “Макар Чудра” в. “Дети Солнца” г. “Старуха Изергиль” В русле каких художественных направлений развивалось творчество М. Горького? а. Критический реализм б. Социалистический реализм в. Сентиментализм г. Романтизм Кому в “Песне о Буревестнике” М. Горького противопоставлен Буревестник? а. Орлу б. Чайкам в. Ужу г. Пингвину […]...
- Художественные особенности романтических произведений М. Горького В произведениях рассматриваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Своих героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру сказки и легенды. Одним из средств изображения стал для писателя прием контраста, а также антитеза. Высокий гуманистический идеал Данко противопоставляется как мещанской успокоенности людей, так и эгоизму […]...
- Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, только, кроме свободы и гордости, Горький дарует им необыкновенную красоту. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви пожертвовать своей […]...
- Жанровые особенности Романтических произведений Горького Жанровые особенности. Для романтического художественного мира характерно противопоставление героя и действительности. С этой особенностью романтизма как художественного метода связано жанровое своеобразие произведений Горького начального периода. “Рассказы в рассказе”; с использованием легенд, преданий, былей, сказочных элементов – таков жанр “Макара Чудры”; и “Старухи Изергиль”;. В этих рассказах Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он […]...
- Краткая характеристика произведения “Макар Чудра” Горького М В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”. – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Рассказ М. Горького “Макар Чудра” принадлежит к ранним романтическим произведениям писателя. Особенность композиции – рассказ в рассказе. В центре повествования […]...
- Анализ пьесы М – Горького На дне (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Подготовка к ЕГЭ: Анализ пьесы М. Горького “На дне” (Сочинения, ЕГЭ по литературе 2014) Прочитав произведение Максима Горького “На дне”, можно с уверенностью сказать, что автор показал нам глубокую социальную драму. Читатели познакомились с пьесой в 1902 году, для них жанр этого произведения стал новаторским и своеобразным. Свое творение Горький охарактеризовал как “картины”. Мы не […]...
- Биография Горького Максим Горький оставил нам загадку своей личности. Его художественное значение оказалось несколько преувеличенным в начале XX века, когда популярность писателя в России неожиданно сравнялась со славой Чехова и Толстого, которых он сам считал своими учителями. Тиражи изданий Горького в начале 1900-х годов были по понятиям того времени неслыханными и выражались сотнями тысяч экземпляров. Все искали […]...
- ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО ОБРАЗ ГЕРОИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В РАННИХ РАССКАЗАХ М. ГОРЬКОГО М. Горький пришел в литературу с четкой эстетической программой. Он понимал необходимость нового подхода к явлениям жизни, необходимость новых форм ее художественного воплощения. Еще в 1900 году в письме к А. П. Чехову он пишет: “Право же – настало время нужды в героическом”. Героическими личностями в полном […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Горького (№2) 1. Почему слова Сатина о человеке не являются истиной? Слова Сатина о том, что человек – это звучит гордо, на фоне нищенской жизни ночлежки звучат искусственно, декларативно и отвлеченно. Это идеальная правда о человеке, не имеющая никакого отношения к действительности. 2. Каков итог появления Луки в ночлежке (“На дне” М. Горького)? Лука всех утешает, внушает […]...
- Вопросы и ответы к творчеству М. Горького (№1) 1. Каков романтический герой М. Горького? Роман (бессмертное произведение)тический герой ранней прозы М. Горького – сильная, свободная личность (Лойко Зобара, старуха Изергиль, Ларра, Данко). Но он становится подлинным героем, когда борется за человеческое достоинство, способен на самопожертвование ради людей (Данко). Поэтому идеалом романтического героя у М. Горького является человек, любящий других людей, направляющий свою доброту […]...
- Тема “босячества” в раннем творчестве М. Горького Жизненные университеты Горького и творчество как крик боли. “Энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение”. Путь по нескончаемой дороге. Попутчики. знакомится с людьми, которые имеют работу и даже пристанище, но уже готовы бежать от нечеловеческой жизни. Необразованность приводит героев к неправильным выводам и поступкам. Нечеловеческая работа в нечеловеческих условиях жизни вырывает из слабых […]...