Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении



К. И. Чуковский: “Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество – до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего.
Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, сын мастерового и внук бурлака мог внести в наши русские книги такую небывалую тему. До него лишь поэзия неделания была в наших книгах и душах. Он, единственный

художник в России, раньше всех обрадовался при мысли о том, что человечество многомиллионной артелью устраивает для себя свою планету, перестраивает свое пекло в рай.

Религия Горького – земная, безнебесная. Он весь в людском муравейнике, конечном, здешнем, временном”.
В. В. Боровский1-. “В те грустные дни, когда на всей нашей общественности еще лежал тяжелый покров реакции восьмого десятилетия, когда на поверхности жизни уныло бродили вялые, полинявшие чеховские типы, а то новое, бодрое, сильное, что уже народилось где-то в глубине, еще скрывалось в недрах общества, – в эти грустные дни М. Горький

выступил дерзким глашатаем безумства храбрых. И с тех пор вся деятельность М. Горького – и как художника и как публициста – представляет одно сплошное искание правды…”

Л. A. Спиридонова: “Одной из центральных тем в раннем творчестве Горького является тема подвига, которая развивается от произведения к произведению. Лойко Зобар, Радда, маленькая фея совершают безумства во имя любви. Их поступки неординарны, но это еще не подвиги. Девушка, вступающая в конфликт с царем в сказке “Девушка и Смерть”, дерзко побеждает страх и идет против судьбы.

Ее смелость – тоже “безумство храбрых”, хотя оно и направлено на защиту личного счастья. Смелость и дерзость Ларры приводят к преступлению, ибо он, как пушкинский Алеко, “для себя лишь хочет воли”. И только Данко и Сокол своей смертью утверждают бессмертие подвига.

Так проблема воли и счастья отдельного человека отходит на второй план, сменяясь проблемой счастья для всего человечества”.

В. Ю. Троицкий: “Социальная проблематика, определяемая развитием имущественного уровня и правового положения общества, – лишь одна сторона многогранного идейно-художественного содержания пьесы “На дне”. Ее герои постоянно рассуждают о человеке и человеческом достоинстве, о смысле жизни. Их воспоминания служат самоутверждением людей, живущих в своем кругу и некогда признаваемых им.
Достоинство и независимость неразрывно соединены в их сознании”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении