Творчество М. Ю. Горького после революции

В первые годы советской власти писатель много сил отдавал работе в Центральной комиссии по улучшению быта ученых; он заботился даже о продовольственном обеспечении работников науки и искусства.
В. Шкловский писал: “Я думаю, что в “Доме ученых” мы съели очень большого писателя. Это русский героизм – лечь в канаву, чтоб через нее могло бы пройти орудие…”
Горький встал на защиту интеллигенции: он пишет руководству страны множество писем, в которых просит за людей, арестованных новым правительством: “Дикие безобразия,

которые за последние дни творятся в Петербурге, окончательно компрометируют власть, возбуждая к ней всеобщую ненависть…”
В 1921 году голод охватил большую часть страны, особенно Поволжье. Горький активно работал тогда в Петроградском комитете помощи голодающим (помголе). Он сумел объединить интеллигенцию различных политических направлений, велись переговоры о зарубежной помощи.

Однако вскоре по указанию Ленина комитет был распущен, многие его члены арестованы по подозрению в противоправительственной деятельности.
Горького

вынудили уехать за границу: обострение туберкулеза было объявлено причиной его отъезда. Писатель жил в Германии, Чехословакии, Италии (Сорренто и Неаполь). В это время он создал третью часть автобиографической повести “Мои университеты”.
В повести “Дело Артамоновых” (1924-1925) Горький развивает тему, которая интересовала его еще в конце XIX века, – угасание от поколения к поколению буржуазной семьи. В 1909 году в статье “Разрушение личности” он описал это явление не только на примере России, но и США.
Судьбы трех поколений купеческой семьи дали возможность писателю выявить общественные закономерности целого класса, показать процесс его вырождения: “Ведь этот самый Савва Морозов – отец его пришел в лаптях, – и потом можно указать еще на целый ряд, как Бриллиантов, Красильников и т. д. Все это мужики. В 62-63 годах пришли эти люди с сильным соком и взялись за дело, начали строить фабрики, заводы, судоходство развивать…
Дальнейшая стадия – его сын работает уже по инерции, без того пафоса, без той поэзии труда, без той страсти, с которой работал его отец. Он идет за отцом. А его дети, т. е. внуки первого, – это уже совсем какие-то расшатанные люди, которым их дело, их родовое дело уже не нравится. Они уже начинают издавать какие-то журналы, они уже декаденты, символисты.

Вот Поляковы – это были крупные фабриканты, а внук пишет стихи. Или возьмите того же самого Валерия Брюсова…”
В сонный город Дремов уверенно, как хозяин, входит “мужчина могучий” – Илья Артамонов. Он шагает по улицам “твердо, как по своей земле”. С самого начала писатель вводит в повесть тему труда. Илья Артамонов начинает свое “дело” радостно, работает с задором, заражает своим энтузиазмом окружающих.

Дело быстро развивается, и бывший крепостной становится первым фабрикантом в уезде. Это он с гордостью говорит: “Большое украшение хозяйства земли должно изойти от нас, Артамоновых!” Для Ильи нет ничего важнее его дела. Сцена его гибели написана Горьким ярко и выразительно: “И с великой кипящей тоскою он шептал: “Эх, ошибся я, Господи…

Ошибся…”” Два последующих поколения Артамоновых, кроме Ильи-младшего, который ушел в революцию, стали настоящими пленниками “дела”, фабрики.
Повесть заканчивается крушением Артамоновых и их “дела”. Вместе с тем Горький показывает прогрессивность и необходимость Ильи-старшего и историческую закономерность появления Ильи-младшего.
В 1925 году писатель начинает работать над романом-эпопеей “Жизнь Клима Самгина” и пишет его до 1936 года, но закончить не успевает. “Конец романа – конец героя – конец автора”, – скажет Горький за несколько дней до смерти. Он считал этот роман своей главной книгой. Писатель воссоздал в нем духовную, интеллектуальную жизнь России в самый бурный и сложный период ее истории.

Роман поражает масштабностью изображенных явлений и событий. Раскрывая свой замысел, М. Горький писал, что “поставил перед собою задачу изобразить с возможной полнотою сорок лет жизни России, от 80-х годов до
1918-го. Роман должен иметь характер хроники, которая отметит все наиболее крупные события этих лет, особенно же годы царствования Николая II. Действие романа – в Москве, Петербурге и провинции, в романе действуют представители всех классов.

Автор предполагает дать ряд характеров русских революционеров, сектантов, людей деклассированных и т. д.”.
Жизнь в эмиграции постепенно становится для Горького невозможной: травля писателя русской эмиграцией за сочувствие к Советскому государству, нарастание фашистских настроений в Германии, приход к власти Муссолини в Италии. А в это же время в СССР опубликован очерк Горького о Ленине (1924), затем вышли в свет два издания собрания сочинений писателя, а в 1927 году празднуется юбилей – 35-летие его литературной деятельности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество М. Ю. Горького после революции