Творчество К. Федина



В отличие от ближайшего окружения образ командующего фронтом Ивана Горлова сложнее и противоречивее. Горлов не осознает, что безнадежно отстал в военной науке, застыл в своем развитии где-то на уровне времен гражданской войны. Более того, вина и беда этого человека в том, что все положительное в его характере (честность, прямота) подавлено самомнением, уверенностью в своей непогрешимости.

Имеется в виду XX съезд КПСС (1956), который призвал к восстановлению ленинских норм жизни, и Второй съезд писателей СССР (1954).

Впервые в творчестве К. Федина

основное место занял образ не интеллигента, мятущегося и неприкаянного, а героя-революционера, созидателя будущего. Извеков, Рагозин, Василий Дибич сражаются за новую Россию, за такой социальный строй, за такую цивилизацию, которые навсегда вычеркнули бы из жизни человечества бесчеловечное слово “война”.

Судьбам революции и пробуждению сознания русского крестьянства посвящено многотомное автобиографическое полотно Ф. Гладкова – “Повесть о детстве”, “Вольница”, “Лихая година”, “Мятежная юность”.

При всем ярчайшем своеобразии стиля писателя в его творчестве прослеживаются

традиции русской классической литературы. Пришвин тяготеет к философской поэзии Тютчева, чье имя столь часто встречается в дневниковых записях и теоретических рассуждениях автора “Женьшеня”, “Кладовой солнца” и “Незабудок”. Видимо, не случайно тютчевская строка “все во мне и я во всем” стала своеобразным творческим девизом М. Пришвина.

Вместе с тем нити от лирико-философской прозы Пришвина протягивались и к другому, впрочем, близкому к тютчевскому направлению. “Звено седьмое” в “Кащеевой цепи” называется “Юный Фауст”. Здесь не просто рассказано, как молодой герой овладевает премудростями гносеологии, но и как он углубляет свое материалистическое миропонимание.

Главный герой романа откровенно автобиографичен. Автобиографизм – это, прежде всего личностное повествование. Оно обусловливает особую временную стереоскопичность и в то же время обнажает непосредственность нравственных оценок. Предметом поэзии нередко становится обыденное, внешне малоприметное (цепь житейских эпизодов и событий в судьбе Михаила Алпатова – главного персонажа “Кащеевой цепи”), но приобретающее по законам художественного творчества значение всеобщее.

Все сосредоточивается на перипетиях духовного и душевного состояния героя, – отсюда ослабленность сюжета, отсутствие сквозной фабульной интриги.

Стремление к синтезу красоты и правды, философии и морали, а отсюда непрекращающееся внимание к наследию Льва Толстого чрезвычайно характерны для Пришвина. На этой национальной традиции вырастала и складывалась неповторимая поэзия певца русской природы. “Дело поэта,- говорил Пришвин, – это, минуя соблазн красивого зла, сделать красоту солнцем добра”.

Развивая мысли о нерасторжимости нравственного идеала и эстетического, писатель так оценил отличительную особенность нашей литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество К. Федина