Творчество Архилоха – основателя ямбического жанра

Цель: Заинтересовать личностью Архилоха; ознакомить с творчеством поэта; учить определять стихотворный размер; совершенствовать привычки анализа художественного текста; развивать внимание, умение высказывать собственную мысль; воспитывать критическое отношение к поступкам людей, уважение к художественному слову. Оборудование: Карточки для задачи “Займи позицию”; тексты стихов Тиртея и Архилоха.

Умей познать изменения в человеческой жизни.

Архилох

ХОД УРОКА

И. Актуализация Опорных Знаний

1. Проверка домашней задачи

Выразительное чтение стиха Тіртея “Хорошо умирать поэтому…”

– Ответ на вопрос: “Или восприняли бы наши современники совет Тиртея?”

2. Повторение изученного

– Назовите имена известных вам древнегреческих поэтов.

– какие жанры древнегреческой лирики вам знакомые?

– Назовите особенности этих жанров.

– Дайте определение ямба, хорея, элегии.

II. Изучение нового материала

1. Выступление ученика с сообщением о биографии Архилоха

– как и о большинстве античных авторов, об Архилоха известно немного.

Известно, что жил он на острове Парос, был

незаконнорожденным сыном аристократа Телесекла и рабы. Через свое происхождение Архилох не имел другого выбора в жизни, как стать воином-наемником. Он имел неспокойную жизнь воина, принимая участие в военных операциях относительно завоевания новых колоний.

В жизни и в поэзии Архилох был беспощадным к своим неприятелям, личным или политических, он был даже гордым со своего умения платить взлом за причиненные ему образы.

В этом мастер я большой

Взлом отплачивать ужасным тем, кто зло мне причинил.

Особенно известными были в те времена жестокие выступления поэта против ликамба, который сначала согласился выдать за Архилоха свою дочь Необулу, а потом отказал ему Оскорбленный поэт ответил на этот поступок целым рядом стихов, которые высмеивали ликамба и его дочек. легенда рассказывает о самоубийстве жертв этой насмешки.

Таким образом, в лирике Архилоха появляется конфликт между обществом и личностью. Это и не удивительно: судьба поэта не была простоя, так как вся жизнь он провел на чужбине, в походах и битвах, познал ужас войны, опасности морских странствий, бедность, измену друзей.

Архилох – основатель литературного ямба, который сохранял въедливость и грубую откровенность фольклорной разоблачительной песни.

Рапсоды выполняли его произведения рядом с поэмами Гомера и Гесиода, а родной остров основал в его честь культ, и из тех пор его имя занимает достойное место сред “героев”. Вся античность признавала Архилоха классиком ямбического жанра, имя которого было рядом с именем Гомера.

2. Чтение поэзий Архилоха 1) Стих “Сердце, сердце!”

Чтение стиха “Сердце, сердце!”

Сердце, сердце! Беды злости отовсюду тебя омрачают – Ты же отважно защищайся, с врагами посоревнуйся. Пусть на тебя везде караулит вражда – всегда будь Непоколебимое.

Победишь – не хвались, открыто этим, Поражение – дома в одиночестве сдерживай плач. Радость есть – рад не весьма, есть несчастья – не грусти Свыше меры. Умей познать изменения в человеческой жизни.

(Перевод Г. Кочура)

Определение темы и идеи стиха

Тема – обращение к сердцу и душе человека.

Идея – человек должна быть стойкой в беде и в радости, должна познать изменения в жизни и достойно их выдержать.

Определение стихотворного размера

Сердце, сердце! Беды злости отовсюду ль тебя омрачают.

Вывод. Стих написан двухсложной стопой с ударением на 1-му слоге. Этот стихотворный размер – хорей.

2) Поэзия “Грусть, Перикле, кругом запал…”

Чтение поэзии

Грусть, Перикле, кругом запал, не испытает сегодня Утехи никто из граждан, город – в скорби трудной; Сколько прекрасных людей колыхающееся бурей море Укрыло! От боли и слез наши сердца вместе с тем. Будто набухли. И все же от невыносимой тоски, мой друг, Средство дали нам боги – стойкость несокрушимую души. бедствие поочередно спадает на каждый: вот и над нами.

Ныне поостереглось оно, нас к живому зовет, Завтра будут страдать другие; итак довольно! Вспомните, в конце концов, Кто вы, и слезливым женщинам жалость и тугую оставьте!

(Перевод А. Содомори)

Определение темы и идеи стиха

Тема – обращение автора к вторая Перикла с утешением.

Идея – в жизни многое зависит от случая и воли богов, но человек должна быть стойкой и мужественной, чтобы переносить горе и радость, которые чередуются в жизни.

Определение художественных средств поэзии

Эпитеты – разновески (скорбь), прекрасные (люди), невыносимая (тоска), несокрушимая (стойкость), слезливые (женщины)

Сравнение – от боли и слез, наши сердца будто набухли. Олицетворение – зло над нами поостереглось; грусть кругом запала.

3) Отрывок “Носит теперь горделиво…”

Чтение отрывку

Носит теперь горделиво саиец1 мой щит безупречный: Волей-Неволей пришлось бросить его мне в кустах. Сам я кончины зато избежал, и пускай пропадает Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

– Сравните отношение Архилоха к своим пожитки из гомеровским (припомните пожитки Ахилла, описание щита, который выкован Гефестом).

– Сравните стих Тиртея “Вперед, в сыны отцов” и прочитанный отрывок из поэзии Архилоха.

Вперед, в сыны отцов, граждан Мужьями прославленной Спарты!

Саиец – представитель фракийского племени.

Щит левой рукой выставляйте, Копьем потрясайте отважно и жизни своей не щадите: Ведь то не в обычаях Спарты.

– Чему Архилох ценит своя жизнь больше, чем военную доблесть? какая разность между воином, который идет защищать свою родину, и воином-наемником, который завоевывает новые колонии? (Архилох честно сознается, что жизнь для него – это самое дорогое, что у него есть, и потому оставляет свои пожитки, в то же время оправдываясь: “Не хуже ничуть я новый могу добыть”. Возможно, разочарование в обществе, которому он служит, и роль наемника – завоевателя колоний были причиной того, что мысль общества для него стала неважной (покинуть свои пожитки или оружие считалось позором).)

“Займи позицию”

Кто правый: Архилох или Тиртей?

Класс распределяется на три группы в зависимости от симпатий к позиции Тиртея, Архилоха или позиция неопределенности. Происходит обмен мнениями относительно выбора учеников.

III. Итоги урока

Метод Пресс

“Или полезным было для меня знакомство с творчеством Архилоха?”

Я считаю… (позиция).

Потому, что… (объяснение).

Пример… (доказательства, аргументы).

И потому… (вывод).

IV. Домашнее задание

Дать ответ на вопрос: “Или можно считать поэзию Архилоха философской?”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество Архилоха – основателя ямбического жанра