Творчество Архилоха – основателя ямбического жанра
Цель: Заинтересовать личностью Архилоха; ознакомить с творчеством поэта; учить определять стихотворный размер; совершенствовать привычки анализа художественного текста; развивать внимание, умение высказывать собственную мысль; воспитывать критическое отношение к поступкам людей, уважение к художественному слову. Оборудование: Карточки для задачи “Займи позицию”; тексты стихов Тиртея и Архилоха.
Умей познать изменения в человеческой жизни.
Архилох
ХОД УРОКА
И. Актуализация Опорных Знаний
1. Проверка домашней задачи
–
– Ответ на вопрос: “Или восприняли бы наши современники совет Тиртея?”
2. Повторение изученного
– Назовите имена известных вам древнегреческих поэтов.
– какие жанры древнегреческой лирики вам знакомые?
– Назовите особенности этих жанров.
– Дайте определение ямба, хорея, элегии.
II. Изучение нового материала
1. Выступление ученика с сообщением о биографии Архилоха
– как и о большинстве античных авторов, об Архилоха известно немного.
Известно, что жил он на острове Парос, был
В жизни и в поэзии Архилох был беспощадным к своим неприятелям, личным или политических, он был даже гордым со своего умения платить взлом за причиненные ему образы.
В этом мастер я большой
Взлом отплачивать ужасным тем, кто зло мне причинил.
Особенно известными были в те времена жестокие выступления поэта против ликамба, который сначала согласился выдать за Архилоха свою дочь Необулу, а потом отказал ему Оскорбленный поэт ответил на этот поступок целым рядом стихов, которые высмеивали ликамба и его дочек. легенда рассказывает о самоубийстве жертв этой насмешки.
Таким образом, в лирике Архилоха появляется конфликт между обществом и личностью. Это и не удивительно: судьба поэта не была простоя, так как вся жизнь он провел на чужбине, в походах и битвах, познал ужас войны, опасности морских странствий, бедность, измену друзей.
Архилох – основатель литературного ямба, который сохранял въедливость и грубую откровенность фольклорной разоблачительной песни.
Рапсоды выполняли его произведения рядом с поэмами Гомера и Гесиода, а родной остров основал в его честь культ, и из тех пор его имя занимает достойное место сред “героев”. Вся античность признавала Архилоха классиком ямбического жанра, имя которого было рядом с именем Гомера.
2. Чтение поэзий Архилоха 1) Стих “Сердце, сердце!”
Чтение стиха “Сердце, сердце!”
Сердце, сердце! Беды злости отовсюду тебя омрачают – Ты же отважно защищайся, с врагами посоревнуйся. Пусть на тебя везде караулит вражда – всегда будь Непоколебимое.
Победишь – не хвались, открыто этим, Поражение – дома в одиночестве сдерживай плач. Радость есть – рад не весьма, есть несчастья – не грусти Свыше меры. Умей познать изменения в человеческой жизни.
(Перевод Г. Кочура)
Определение темы и идеи стиха
Тема – обращение к сердцу и душе человека.
Идея – человек должна быть стойкой в беде и в радости, должна познать изменения в жизни и достойно их выдержать.
Определение стихотворного размера
Сердце, сердце! Беды злости отовсюду ль тебя омрачают.
Вывод. Стих написан двухсложной стопой с ударением на 1-му слоге. Этот стихотворный размер – хорей.
2) Поэзия “Грусть, Перикле, кругом запал…”
Чтение поэзии
Грусть, Перикле, кругом запал, не испытает сегодня Утехи никто из граждан, город – в скорби трудной; Сколько прекрасных людей колыхающееся бурей море Укрыло! От боли и слез наши сердца вместе с тем. Будто набухли. И все же от невыносимой тоски, мой друг, Средство дали нам боги – стойкость несокрушимую души. бедствие поочередно спадает на каждый: вот и над нами.
Ныне поостереглось оно, нас к живому зовет, Завтра будут страдать другие; итак довольно! Вспомните, в конце концов, Кто вы, и слезливым женщинам жалость и тугую оставьте!
(Перевод А. Содомори)
Определение темы и идеи стиха
Тема – обращение автора к вторая Перикла с утешением.
Идея – в жизни многое зависит от случая и воли богов, но человек должна быть стойкой и мужественной, чтобы переносить горе и радость, которые чередуются в жизни.
Определение художественных средств поэзии
Эпитеты – разновески (скорбь), прекрасные (люди), невыносимая (тоска), несокрушимая (стойкость), слезливые (женщины)
Сравнение – от боли и слез, наши сердца будто набухли. Олицетворение – зло над нами поостереглось; грусть кругом запала.
3) Отрывок “Носит теперь горделиво…”
Чтение отрывку
Носит теперь горделиво саиец1 мой щит безупречный: Волей-Неволей пришлось бросить его мне в кустах. Сам я кончины зато избежал, и пускай пропадает Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.
– Сравните отношение Архилоха к своим пожитки из гомеровским (припомните пожитки Ахилла, описание щита, который выкован Гефестом).
– Сравните стих Тиртея “Вперед, в сыны отцов” и прочитанный отрывок из поэзии Архилоха.
Вперед, в сыны отцов, граждан Мужьями прославленной Спарты!
Саиец – представитель фракийского племени.
Щит левой рукой выставляйте, Копьем потрясайте отважно и жизни своей не щадите: Ведь то не в обычаях Спарты.
– Чему Архилох ценит своя жизнь больше, чем военную доблесть? какая разность между воином, который идет защищать свою родину, и воином-наемником, который завоевывает новые колонии? (Архилох честно сознается, что жизнь для него – это самое дорогое, что у него есть, и потому оставляет свои пожитки, в то же время оправдываясь: “Не хуже ничуть я новый могу добыть”. Возможно, разочарование в обществе, которому он служит, и роль наемника – завоевателя колоний были причиной того, что мысль общества для него стала неважной (покинуть свои пожитки или оружие считалось позором).)
“Займи позицию”
Кто правый: Архилох или Тиртей?
Класс распределяется на три группы в зависимости от симпатий к позиции Тиртея, Архилоха или позиция неопределенности. Происходит обмен мнениями относительно выбора учеников.
III. Итоги урока
Метод Пресс
“Или полезным было для меня знакомство с творчеством Архилоха?”
Я считаю… (позиция).
Потому, что… (объяснение).
Пример… (доказательства, аргументы).
И потому… (вывод).
IV. Домашнее задание
Дать ответ на вопрос: “Или можно считать поэзию Архилоха философской?”