Главная ⇒ 📌Биографии ⇒ Творчество А. И. Куприна в критике и литературоведении
Творчество А. И. Куприна в критике и литературоведении
К. Г. Паустовский: “Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности.
Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать все, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не вынашивая ее годами. Ему было важно заразить людей своим состоянием, своими мыслями, гневом или радостью, своей заветной мечтой,
Куприн любил и превосходно знал русский язык, но никогда не делал из него раз навсегда установленного литературного канона.
Временами его язык приближается к разговорному, к языку устного рассказчика, и в этом отношении он несколько родствен языку Толстого. Вместе с тем Куприн всегда восхищался языком Чехова – “благоуханным, тонким и солнечным”. Эта солнечность языка, его свет, его сила, его свежие краски были присущи и ку-принскому языку.
Куприн с удивительным чувством меры и умением пользовался родственными русскому языками (в частности,
Помимо этого, Куприн хорошо знал жаргоны русского языка… Куприн свободно владел способностью характеристики не только отдельных людей, но и больших прослоек русского общества при помощи их языковых особенностей, при помощи диалога.
По размаху своего таланта, по своему лшвому языку Куприн окончил не только “литературную консерваторию”, но и несколько литературных академий”.
О. Н. Михайлов: “Купринский стиль формируется отличным образом от чеховского или, скажем, бунинского (где так много значит метафора, неожиданное уподобление). Он накапливает множество бытовых черточек в той величественной картине повседневности, какая складывается в результате. Наблюдательность Куприна чаще всего чужда щедрой метафоризации. Там, где Бунин напишет: “Чайки, как яичная скорлупа”, “море пахло арбузом” пт. д. Куприн скажет просто: “Среди мусора, яичной скорлупы, арбузных корок и стад белых морских чаек”.
В его прозе мы почти не найдем далеких уподоблений, но эта частная безобразность (при безукоризненной точности языка) не мешает созданию итогового образа, в данном случае образа огромного морского порта в “Гамбринусе””.
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Творчество В. В. Маяковского в критике и литературоведении Б. М. Эйхенбаум: “В числе всевозможных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой XIX века, было одно очень болезненное, дожившее до революции: противоречие “гражданской” и “чистой” поэзии, противоречие поэта-граж-данина и поэта-жреца. Знаменитая формула Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” – достаточно характерна в этом смысле. Еще характернее слова Тургенева о стихах Некрасова […]...
- Творчество А. П, Платонова в критике и литературоведении Л. Л. Авербах: “Нам нужно величайшее напряжение всех сил… суровая целеустремленность!.. А к нам приходят с пропагандой гуманизма! Как будто есть на свете что-либо более истинно человеческое, чем классовая ненависть пролетариата… Платоновская “нигилистическая” критика государства вполне гармонирует и с его “гуманизмом”, с его проходящим через весь рассказ противопоставлением города деревне – крестьянство, дескать, все производит, […]...
- Творчество М. И. Цветаевой в критике и литературоведении M. Л. Гаспаров: “Чтобы найти и утвердить собственный образ, чтобы стать непохожей на других – для этого молодая Цветаева выбрала свой собственный путь и держалась его очень последовательно. Это было превращение стихов в дневник. …Превратила дневник в поэзию только Цветаева: для того чтобы осуществить такое скрещение жанров так последовательно, нужна была творческая воля и человеческая […]...
- Творчество А. Т. Твардовского в критике и литературоведении М. В. Исаковский: “К этому времени, то есть к концу двадцать восьмого года или к началу двадцать девятого, относится одно событие, которое мне хорошо запомнилось. На собрании смоленских литераторов Твардовский читал свои новые стихи, и мы, участники собрания, обсуждали их. Среди прочитанных было стихотворение “Уборщица”. По содержанию, да и по форме стихотворение самое незамысловатое. В […]...
- Творчество М. Ю. Горького в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Прежде, мечтая о счастье людей, Горький славил анархический бунт, но теперь, после того, как он развенчал Челкаша, он верит уже не в бунтаря, но в работника. Доработается человечество – до счастья. В человечестве он видит артель строителей счастливого планетарного будущего. Горький первый из русских писателей так религиозно уверовал в труд. Только поэт-цеховой, […]...
- Творчество А. И. Солженицына в критике и литературоведении Г. Я. Бакланов: “Среди ежемесячного, ежедневного потока литературных произведений, в разной степени талантливых, отвечающих различным читательским вкусам, являются вдруг книги, знаменующие собой гораздо больше, чем даже появление нового яркого писателя. Эти книги призваны оказать влияние на то, что пишется сейчас, на то, что будет писаться после них. Они всегда появляются как бы вдруг. На самом […]...
- Творчество В. М. Шукшина в критике и литературоведении М. Г. Ваняшова: “Постоянное место действия шукшинских рассказов – открытое, незамкнутое пространство, располагающее к особой доверительности и искренности. Деревенский мир, где все распахнуто настежь, деревенская улица или изба, наполненная людьми, проселочная дорога, людный магазин, дежурка на автобазе, сельсовет, гостиница, чайная, бойлерная, больничная палата, курилка, суд – все это и сцена, и карнавальная площадь. Здесь герои […]...
- Творчество A. B. Вампилова в критике и литературоведении Е. М. Гушанская: “”Утиная охота” – это прежде всего пьеса-исповедь, в основу которой положен не драматический, а лирический конфликт, не драматические столкновения, а сюжет лирического самоосознания. То, что принято называть интригой, нервом, движущим действие и подводящим его к кульминации, в пьесе Вампилова не события, происходящие с героем, а соотношение между разворачивающимися в его мозгу воспоминаниями […]...
- Творчество Б. Л. Пастернака в критике и литературоведении С. С. Аверинцев: “Поэтический мир Пастернака предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют наше понимание знакомых предметов и явлений, во всей динамичности сменяющихся картин самобытности характера художника. Читателя, знакомого с русской поэзией XIX и начала XX века и открывшего книгу ранних стихотворений и поэм Пастернака, ждут смысловые трудности, не преодолев которые он не […]...
- Творчество Л. Н. Андреева в критике и литературоведении МЛ. Волошин; “Успех последних произведений Леонида Андреева представляет знаменательное явление, как свидетельство о состоянии души русского общества в эпоху революционной смуты. Он указывает на точный уровень нравственных и философских запросов большой публики. Истинные произведения искусства дают душе новую полноту, даже проповедуя пессимизм и отрицание. Главные же особенности произведений Леонида Андреева в том, что они оставляют […]...
- Творчество А. А. Ахматовой в критике и литературоведении К. И. Чуковский: “Едва только вышли ее первые книги “Вечер”, “Четки”, “Белая стая”, я сделал попытку дознаться, в чем первооснова ее лирики. И увидел, что даже тогда, в пору своего преуспеяния и громких литературных успехов, она в своей юной поэзии тяготела к темам бедности, сиротства и скитальчества. Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий. […]...
- Роман “Мы” в критике и литературоведении А. К. Воронений: “Лежит у меня… роман ваш “Мы”. Очень тяжелое впечатление. По совести. Неужели только на это вдохновил Вас Октябрь и что после было да наших последних дней? Какая же это “самая шуточная и самая серьезная вещь”? Самая мрачная и мизантропическая. Рано еще по нас такими сатирами стрелять. Как-то не туда, куда нужно вы […]...
- Биография, жизнь и творчество Куприна. Рассказы В этой книге собраны рассказы замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна, созданные в разные годы его большой творческой жизни. Рассказы адресованы одновременно детям и взрослым, они просты по содержанию и по форме, поэтому легко доходят до сознания и сердца маленького и большого читателя. Чтобы понять тайну их прелести, нужно понять человека, который написал, создал эти […]...
- История создания повести “Гранатовый браслет” А. И. Куприна А. И. Куприн – один из самых интересных прозаиков конца XIX – начала XX столетия. Появление в печати его произведений становилось крупным событием литературной жизни. Большой резонанс в обществе вызвали его повести “Молох” и “Поединок”. А повесть “Яма”, опубликованная в 1909 году, была удостоена премии имени А. С. Пушкина. При всем многообразии творческих интересов писателя […]...
- Биография Александра Куприна Дата рождения: 7 сентября 1870 года Дата смерти: 25 августа 1938 года Место рождения: Наровчат, Пензенская губерния Александр Иванович Куприн – известный русский писатель, Куприн А. И. родился 7 сентября 1870 года в Наровчате. Его отец был бедным дворянином, который умер от холеры, когда Александр был еще младенцем. Мать осталась без финансовой поддержки и вынуждена […]...
- Любовь как высшая ценность мира в рассказе Куприна “Гранатовый браслет” Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса “быть или не быть?”, оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. “Любовь всегда трагедия, – писал Куприн, – всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Куприн был глубоко убежден в том, что […]...
- Сочинение на тему: “Художественный мир Александра Ивановича Куприна. Стихийный талант” “Все люди, наделенные талантом, – писатели, поэты, художники, композиторы, – отмечены в жизни особым знаком. Все они, по примеру Господа Бога творящие мир из ничего (ибо всякое творчество есть создание фантазии, т. е. именно творение из ничего), непременно отличаются от людей обычного типа. И жизнь их, если не внешне, то хотя бы внутренне, всегда сложная, […]...
- Тема любви в прозе Куприна Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. “Любовь всегда трагедия, – писал Куприн, – всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. В “Гранатовом браслете” рассказывается о скромном телеграфном чиновнике Желткове, который был столь […]...
- Сочинение Равнодушие и Отзывчивость в Чудесном докторе (произведение Куприна) На протяжении своей творческой деятельности Александр Куприн поднимал глобальную проблему: проблему равнодушия и отзывчивости в окружающем мире. Наяву подобное раскрывается в произведении писателя “Чудесный доктор”, где семья Мерцаловых живет в трудных условиях, семилетняя дочь тяжело больна, ей нужен врач, но помощь от людей не оказывается. Все, к кому обращалась семья, были равнодушны к тяготам и […]...
- Биография Куприна Когда отец Куприна умер, семья его осталась без всяких средств к существованию. Любовь Алексеевна, мать будущего писателя, переехала с тремя детьми из маленького городка Наровчата в Москву. Здесь после долгих унизительных просьб и хождений от одного влиятельного чиновника к другому ее приняли наконец во вдовий дом – дом для бедных вдов чиновников и военных. Двух […]...
- Анализ рассказа Куприна “Скворцы” Александр Куприн назвал свой рассказ так, потому в нем описана жизнь скворцов. В начале своего произведения автор начинает описания с природы в весенний период. Куприн называл Скворцов “общительными птицами, старыми знакомыми, милыми, веселыми вестниками весны, радостными, первыми перелетными гостями”. “Черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках”. Автор […]...
- “Тапер” – рождественский рассказ Куприна “Тапер” – рождественский рассказ А. И. Куприна В рассказе “Тапер” Александр Иванович Куприн знакомит нас с семьей Рудневых, которая “принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей”. Мы узнаем, что члены этой семьи очень разные. Ее глава – Аркадий Николаевич – “редко показывался домой”. Он любил развлечения и “большое общество”. Жена Аркадия […]...
- Социальная тема в творчестве А. И. Куприна Александр Иванович Куприн – очень яркий и самобытный писатель конца XIX – начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения – в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества. В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, […]...
- Мой любимый рассказ А. И. Куприна Александр Иванович Куприн – русский писатель начала XIX – конца XX века. Он относился к реалистическому направлению, поэтому его произведения красочны, достоверны, содержат много подробностей. Современники очень любили Куприна, потому что он описывал жизнь как есть, хорошо выписал подробности. Его рассказы очень нравятся и сейчас, потому что дают почувствовать дух той эпохи. Я считаю, что […]...
- “Суламифь” А. И. Куприна – яркая романтическая легенда Анализ образно-словесной организации и композиционно-сюжетной структуры произведения позволяет убедиться в том, что объектом имитации автора является восточная легенда (или предание, сказание) воспринятая достаточно стереотипно: как некий культурный феномен. Непосредственными источниками образцами стилизации стал, и ветхозаветные тексты, из которых Куприн “взял” идею, сюжет, образы, в значительной мере, стилистику. Домысливая и обогащу их, писатель ориентировался на древневосточную […]...
- Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна (3) А. И. Куприн – идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа […]...
- Творчество современных поэтов. Творчество поэта Николая Рубцова 1. Критика о творчестве Николая Рубцова. 2. Размышления поэта о месте человека в мире. 3. Значение творчества Николая Рубцова. Многие русские поэты охотно обращались к теме природы. Среди наиболее известных поэтов второй половины XX века можно назвать Николая Рубцова. Его сборники издавались достаточно регулярно, творчество Рубцова, безусловно, было и остается хорошо известным широкой аудитории. Некоторые […]...
- Своеобразие темы любви в творчестве Куприна А. И. Куприн – идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях “Гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа […]...
- Эмиграция Куприна А. И Куприн покинул Россию вместе с Белой армией. Тоска по родине не покидала его. В письме И. Е. Репину писатель признавался: “…так скучаю по России… что и сказать не могу. Хотелось бы всем сердцем опять жить на своем огороде… Никогда еще, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по родине”. Куприну казалось, что ему будет […]...
- РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА Произведения А. И. КупринА поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель де- лает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристокра- тию и других своих современников. Знания о них он брал из жизни, поскольку вращался в разных социальных средах, общался с самы- ми разными людьми. Куприн изъездил всю Россию, меняя од- ну профессию […]...
- Анализ произведения Чудесный доктор Куприна В 1987 году А. Куприн выпустил интересную, поучительную, реальную историю. Ее название сразу дает нам понять, о каком главном герое пойдет речь. Это не обычный доктор. Время, описанное в произведении, конец декабря – время предпраздничного переполоха. Все готовятся к Новому году. Покупают диковинные продукты. И в этот мир изобилия и ярких огней, попадают бедные, голодные, […]...
- Начало творческого пути Куприна А. И В 1894 году уйдя в отставку, Куприн переехал в Киев. К этому времени уже вышли в свет несколько его произведений. В Киеве писатель начинает сотрудничать в местных газетах: он пишет рассказы, очерки, заметки. В результате этой работы были изданы сборники очерков “Киевские типы” (1896) и рассказов “Миниатюры” (1897). В “Автобиографии” (1913) Куприн писал, что в […]...
- Дискурс психоанализа в современном литературоведении В последнее время в украинском литературоведении усилилось внимание к новым, нетрадиционным исследовательским приемам художественного текста. В частности, психоанализ, которым в Украине после долгого замалчивания активно стали пользоваться в начале 90-х лет ХХ ст., в самом деле, дает огромные возможности для таких исследований. Психоанализ как явление сначала возникает во врачебной практике в конце ХІХ столетия. Первым, […]...
- Сочинение на тему: “Сравнение мальчика и мужчины. По мотивам произведения Куприна “Тапер” Александр Иванович Куприн – известный русский прозаик конца 19-го – начала 20-го века. Творчество писателя было разнообразным, интересным и многогранным, но даже при этом можно выделить некоторые особенности и основные идеи. На начальном этапе своего творчества писатель был очень вдохновлен творчеством Достоевского, а потому писал в подобной манере. Но уже вскоре у него сформировались собственные […]...
- Идейно-художественное своеобразие повести А. Куприна “Поединок” Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев самодержавного государства – неприкосновенность военной касты. Проблематика “Поединка” выходит за рамки традиционной военной повести. Куприн затрагивает и вопрос о причинах общественного неравенства людей, о возможных путях освобождения человека от духовного гнета, […]...
- Любовь до самоунижения в рассказах Куприна Любовь до самоунижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, – тема эта, тронутая неуверенной рукой в рассказе “Странный случай” (1895), расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете” (1911). Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть может, один из тысячи”, Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного […]...
- Произведения о любви Куприна Вся жизнь и творчество А. И. Куприна были посвящены цели увидеть весь мир и написать об этом, для чего он много путешествовал по России и сменил множество профессий. И, соответственно, литературное творчество писателя отличается разнообразием тем и поднимаемых вопросов. После поездки по Донецкому бассейну он написал свою известную повесть “Молох”; она стала показательной в русской […]...
- Творческий путь Куприна А. И Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 […]...
- “Молох”, анализ повести Куприна Творчество Александра Ивановича Куприна (1870 – 1938) продолжало традиции критического реализма конца XIX века. Однако, обращаясь к анализу его произведений, становится понятно, насколько тесно связана биография этого человека с его писательской деятельностью. Общеизвестен факт: оставив в 1894 году военную службу (о которой он напишет впоследствии потрясающе правдивую повесть о русской армии “Поединок”), Куприн в течение […]...
- Анализ рассказа Куприна Юнкера В этом романе Куприн описывает традиции Александровского 3 юнкерского училища. Молодой парень поступил в пехотное училище, и решает стать офицером. Куприн пишет, что перед уходом он заходит к своей девушке, которую так сильно любит. Юленька первая любовь Алеши Александрова решает разойтись с ним. В романе Александр Иванович описывает первые шаги Алеши в творческом плане. Он […]...