Творчество А. А. Блока до Октября 1917 года

В произведениях, созданных поэтом в эти годы, Прекрасную Даму постепенно вытесняет Незнакомка. В поэзии Блока появляется напряженное внимание к жизни города.
В 1905 году поэт принял участие в демонстрации, бывал на митингах, изучал жизнь рабочих окраин.
Блок ищет свои пути в искусстве, отходит от С. Соловьева и
А. Белого, становится участником “сред” Вяч. Иванова, посещает “субботы” в театре Комиссаржевской, где читают и обсуждают новые произведения, репетируют его “Балаганчик”. Блок с большим вниманием относился к демократической литературе. Он подготовил статью “О реалистах”; сблизился с новокрестьянскими поэтами, особенно с Н. Клюевым; в статье “Вопросы, вопросы и вопросы” (1908) он критиковал символизм.

Блок все больше ощущал отрыв современной культуры от национальных корней. Его литературные пристрастия – И. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский.
Первую русскую революцию поэт воспринял как борьбу людей с социальной несправедливостью, насилием и пошлостью. Его идеал – Свобода. Помимо названных тем в стихах этого периода звучат и другие: город сытых и голодных, “веселых и пьяных”, где лирическому герою является Незнакомка, которая уже не символ гармонии, а скорее символ падения лирического героя.
Эти перемены в мировоззрении поэта нашли отражение в цикле “Город” (1904-1908), который составили стихотворения “Холодный день”, “В октябре”, “Окна во двор”, “На чердаке”, “Незнакомка”, “Сытые” и др. (Прочитайте несколько стихотворений из цикла “Город”. Каким предстает в стихах Блока Петербург?)
Одно из самых значительных стихотворений цикла – “Незнакомка” (1906). Композиционно оно делится на две части, первая из которых – окраина города, пошлость быта, которые передаются художественными деталями:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Отметим несовместимость, противоположность эпитетов – “весенний” и “тлетворный”; ироничность в описании:
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Вторая часть стихотворения – противопоставление этому миру грязи и пошлости образа Незнакомки и “очарованной дали”. Лирический герой в трактирном угарном мире, где “…друг единственный / В моем стакане отражен…”, встречает Незнакомку: “…Всегда без спутников, одна, / Дыша духами и туманами, / Она садится у окна”.
Блок в 1910 году так объяснял появление этого образа: “…передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественного синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…”
Тему “Незнакомки” Блок развивает в стихотворениях “Там дамы щеголяют модами…”, “Твое лицо бледней, чем было…”, “В ресторане”.
Стихотворение “В ресторане” (1910) написано через четыре года после “Незнакомки”. Однако в них много общего – время, место, герои. Многое повторяется в описании Незнакомки и Дамы в ресторане – шелка, духи. “Дыша духами и туманами, / Она садится у окна”, “Девичий стан, шелками схваченный…” (“Незнакомка”); “И вздохнули духи, задремали ресницы, / Зашептались тревожно шелка” (“В ресторане”).

Однако эта внешняя общность не затмевает и различия.
Во втором стихотворении отсутствует элемент загадочности, таинственности, – только “духи”… А вместо восхищения, ощущения близости – игра:
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: “И этот влюблен”.

Новый этап творческого пути поэта отмечен книгой стихов “Снежная маска” (1907), циклом “Фаина” (1906-1908), драмой “Песня судьбы” (1909). В лирике Блока 1906 года появляются стихи, посвященные актрисе Н. Н. Волоховой, с которой поэт познакомился в театре В. Ф. Комиссаржевской, где ставили его “Балаганчик”. Волохова была молода, необыкновенно красива и к тому же талантлива. В первой постановке “Балаганчика” она играла одну из масок.

Актриса стала героиней блоковского цикла “Снежная маска”, прообразом его Снежной Девы.
В “Снежной маске”, в цикле “Фаина” и драме “Песня судьбы” Блок воспевает земную женщину и любовные страсти, погружается в “снежный мрак очей”, во имя любви готов сгореть на “снежном костре”: “Мне слабость этих рук знакома, / И эта шепчущая речь, / И стройной талии истома, / И матовость покатых плеч” (“Ушла. Но гиацинты ждали…”). В новой героине Блок находит проявление “Души Мира”, он пытается разглядеть ее во мгле крутящегося снежного вихря.
Стихия воспринимается поэтом как дисгармония, покоя нет. Страх, неуверенность передаются через природные образы – “снежная мгла взвилась”. В стихах этого периода преобладают мотивы огня, выоги, хаоса, масок как символа утраты.

Снежный вихрь страсти захватил поэта, он писал произведение за произведением: за полмесяца были написаны 30 стихотворений “Снежной маски”. Ритм стихов, как снежная буря, – нервный, задыхающийся.
Поэтому черты героини приобретают романтическую условность: “неизбежные глаза”, “очи девы чародейной”, “улыбка струится”, “легкий шаг”, “снежная кровь”.
В цикле “Фаина” мотив “растраченной души” “перетекает” из одного стихотворения в другое. Открытость миру, готовность принять его таким, каков он есть, звучит в стихотворении “О, весна, без конца и без краю…”: “Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет!”; “Принимаю пустынные веси! / И колодцы земных городов!”.
Фаина – героиня драматической поэмы “Песня Судьбы”, которую Блок пишет в 1908 году. Ее герой бросает дом, жену, отправляется по свету и встречается с раскольницей Фаиной. Служа ей, он сначала познает новое ощущение мира, а затем, оставленный ею, тонет в снежной метели.

Метания поэта пока не могут разрешиться. Он не находит ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь.
В 1908 году вышел в свет новый сборник стихов Блока “Земля в снегу”, в котором отразились реалии современной жизни. Вместо прежней гармонии – хаос, бодрые ритмы, образ балагана (“Балаганчик”, “Балаган”).
Книга открывается циклом “Страшный мир”. Тема “страшного мира” проходит через все творчество поэта – это и противоречия буржуазного мира, и реакция, наступившая в стране после революции 1905 года, и мещанское болото, предельное опустошение души, отсутствие воли к жизни, разрушение нравственных ценностей. Герой попадает в этот мир, страдает от своей греховности и безверия (“Черная кровь”, “Демон”, “Двойник”, “Жизнь моего приятеля”), “Песнь ада” повторяет тему Данте, правда, герой Блока не просто наблюдает за мучениями грешников в аду, он сам мученик, в аду встречает самого себя: “Все к пропасти стремятся безнадежной, / И я вослед…”
Уже будучи зрелым поэтом, Блок рассматривал свое творчество как целостный “роман в стихах”. При подготовке “Собрания стихотворений” он разделил свою поэзию на три тома и каждый из них выстроил как эстетическое и идейное единство. Трехтомник Блок называл “трилогией вочеловечения”.
Первый цикл первого тома назывался “Ante Lucem” (“До света”, 1898-1900). В нем особенно сильны романтические мотивы, просматриваются традиции русской классики, особенно традиции А. Фета – музыкальность, нюансы переживаний, полутона в описании природы, метафоричность содержания, внимание к звукам, выразительность цветовой гаммы. “До света” – это пребывание в одиночестве в предрассветном мраке: “Пусть светит месяц – ночь темна…”, “Из царства сумрака и снега…”, “Синяя города мгла…”. Одиночество романтического героя подчеркивает его оторванность от жизни, от “шумных народов”, усталость “от дневных блужданий”, с другой стороны, в нем проявляется тяга к жизни: “Я стремлюсь к роскошной воле, / Мчусь к прекрасной стороне…”
Все чаще и острее в его стихах звучит тема движения жизни по кругу, ее безысходности. Две строфы стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (1912) напоминают отражение ночного города в воде канала: второе четверостишие по отношению к первому словно перевернуто в кольцевой композиции. Эпитеты усиливают идею бессмысленности жизни и смерти.

Один из друзей Блока выслушал стихотворение и пошутил, что он его не забудет, потому что и возле его дома на углу есть аптека. Блок сказал серьезно: “Около каждого дома есть аптека”. Аптека – символ перехода из жизни в смерть.
Тему “страшного мира” продолжает цикл “Возмездие” (1908-1913). Возмездие, наказание за содеянное, происходит, если человек творит зло. По Блоку, возмездие – это суд собственной совести.

В чем вина лирического героя? В первую очередь – измена, ложь, предательство высоких идеалов, погружение в мир хмеля и страстей, которые приводят к разрушению семейного очага. В личной жизни Блока также произошел ряд трагедий: смерть ребенка, разлад в семье, утрата мечты и веры.

Наступает расплата – душевная усталость, пустота. Этот мотив звучит во всех стихотворениях цикла.
Завершается цикл стихотворением “Как свершилось, как случилось?..”, в котором поэт пытается понять лирического героя, анализирует его жизнь, осуждает за содеянное: “Недостойный раб, сокровищ, / Мне врученных, не храня, / Был я царь и страж случайный. / Сонмы лютые чудовищ / Налетели на меня”.
В цикле “Ямбы” (1907-1914) тема возмездия трансформируется. Возмездие грозит не отдельному человеку, а всему миру. Вместе с тем лирический герой надеется обрести силы для общественного служения. В стихах этого цикла звучит вера и оптимизм: “О, я хочу безумно жить: / Все сущее – увековечить, / Безличное – вочеловечить, / Несбывтпееся – воплотить!”
В 1914 году Блок знакомится с певицей J1.A. Андре-евой-Дельмас, которую увидел в роли Кармен в одноименной опере Бизе. “Я потерял голову. Все во мне сбито с толку…” – писал Блок об этой встрече. Поэтический отзвук нерпой встречи воплотился в строчках:
Сердитый взор бесцветных глаз.
Их гордый вызов, их презренье.
Всех линий – таянье и пенье.
Так я Вас встретил в первый раз.
“Сердитый взор бесцветных глаз…”, 1914
Блок посвятил Дельмас цикл “Кармен”, многие стихи цикла “Арфы и скрипки” и поэму “Соловьиный сад”. В описании Кармен запечатлены черты певицы: “нежные плечи”, “пугающая чуткость” “нервных рук и плеч”… Дыхание испепеляющей страсти, “цыганская стихия”, любовь, музыка, печаль и радость переплелись в стихах. Кармен и героиня оперы, в которой кипит “И злость, и ревность, что не к Вам / Идет влюбленный Эскамильо…”, и современная женщина, которая поэту близка и дорога (“И песня Ваших нежных плеч / Уже до ужаса знакома…”). “Сколько счастья было у меня с этой женщиной”, – запишет он позже.

Это была последняя любовь поэта, а цикл “Кармен” – последний цикл о любви.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Творчество А. А. Блока до Октября 1917 года