Творчество 1910-х годов Шмелева И. С



В 1912 году было организовано “Книгоиздательство писателей в Москве”, членами-вкладчиками которого стали С. А. Найденов, братья Бунины, Б. К. Зайцев, В. В. Вересаев, Н. Д. Телешов и др. Шмелев связывает с этим издательством свою литературную деятельность. Здесь выходит собрание его сочинений в восьми томах. В течение 1912-1914 годов в “Книгоиздательстве” публикуются рассказы и повести Шмелева “Стена”, “Пугливая тишина”, “Росстани”, “Виноград”.

Он утверждается в русской литературе как писатель-неореалист.
Творчество

литераторов, входивших в “Книгоиздательство писателей в Москве”, критика объединяла понятием неореализм. Постепенно социальную тематику, событийность в произведениях Шмелева сменили впечатления персонажей, выходящие на первый план, лиризм, сюжетная незавершенность, свойственные неореализму.
В начальный период творчества Шмелева его герои были скованы городом, причем их город – не парадные центральные улицы, а лабазы, в которых нечем дышать, меблированные квартиры, темные нищие углы. Для персонажей новых его произведений красота природы как будто открыта. Но люди, погрязшие в мелкой и суетной
жизни, ее не замечают.

Так, рассказ “Пугливая тишина” (1912) строится на контрасте между природой, завороженной своей красотой, разомлевшей от летнего зноя, и измельчавшими беспокойными обитателями усадьбы: заматеревшим в скупости барином Николаем Степановичем и его сыном корнетом Павлом, приехавшим с единственной целью – раздобыть денег на возмещение “долга чести”.
Героям произведений Шмелева этого времени только на склоне дней становятся доступны красота природы, понимание добра (“Росстани”, 1913). Купец Данила Лаврухин, вернувшись умирать в родную деревню Ключевую, по сути, возвращается к себе истинному, открывает в себе самом того человека, какого он давно забыл. Больной и беспомощный, радостно вспоминает он давнее, детское, деревенское – названия грибов, растений, птиц…

Только теперь получает Данила Степаныч возможность творить добро, помогать бедным и сирым. В повествовании значимы становятся бытовые детали, которые служат для выражения эмоционального начала.
На рубеже XIX-XX веков в русскую литературу пришла тема вымирающих “дворянских гнезд”. Не оставила она равнодушной и Шмелева, хотя вымирание дворянства и не вызывало у писателя никакого сочувствия. Его темой стало изображение патриархального купечества, уступающего место новому типу – буржуа. Шмелев с большой точностью запечатлел появление “самоновейшего” оборотистого коммерсанта, который проник уже и в дворянскую усадьбу.

В ряде произведений – “Распад”, “Стена”, “Росстани”, “Забавное приключение” – он показывает все фазы превращения вчерашнего крестьянина в капиталиста нового типа.
В тот же период у Шмелева появился еще один герой – патриархальный крестьянин. В его творчестве начала формироваться концепция национального характера, которая стала одной из главных в послереволюционном творчестве писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творчество 1910-х годов Шмелева И. С