Творческий путь Муравьева – поиск новых тем и форм в художественной литературе
Творчество Муравьева с его культом личности и чувства, с его “поэтикой сладостного” (Гуковский) в значительной степени оставалось в пределах развивающегося сентиментализма. Но явное предпочтение Шекспира французским драматургам (“Против него все французы – живописцы в миниатюре и едва ли живописцы”); понимание античного искусства как выражения не общечеловеческих (во все времена и для всех народов) качеств, а конкретно-исторического национального периода приближает его к взглядам, характерным для эпохи романтизма. И совсем
Не размышление творит Своим исчисленным и соразмерным шеством, Но чувствование всесильным сумашеством Чудес рождение скорит и утверждение теории гениальности поэта в стихотворении “Сила гения”: Не может тяжкий труд и хладно размышленье Мгновенным гения полетам подражать… Сей огнь божественный, сие одушевленье, Которое творит, Он, он его своим возлюбленным дарит.
По поводу стихотворения И. И. Дмитриева “Ермак”, где в оссиановском духе изображался пейзаж, выведены
Если творчество Муравьева и особенно его воздействие на формирование литературно-эстетических взглядов писателей и поэтов последних десятилетий XVIII века подобно айсбергу (на поверхности лежит их меньшая часть), то к М. II. Карамзину такое сравнение вряд ли применимо. Писатель за какое-нибудь пятилетие стал признанным авторитетом, объявлен исследователями главой русского сентиментализма в его “дворянском” варианте, сплотил “организационно” (вокруг своего журнала) наиболее заметные литературные силы России.
Останавливаться здесь на характеристике особенностей творчества Карамзина нет необходимости: они хорошо и достаточно полно прослежены в многочисленной литературе о нем в дореволюционное и, особенно, в советское время. Но обратить еще раз внимание на противоречивость и изменчивость эстетических взглядов и самого творчества писателя будет целесообразно. Карамзину в конечном итоге оказался узок “заячий тулупчик” сентиментализма (Г.
П. Макогоненко). Это справедливо. Но он мог оказаться ему узким еще до того, как он его надел.
- Модернизм и авангард: поиски новых форм литературного творчества Недаром существование литературы называют именно процессом (литературный процесс), ведь она находится в постоянном движении, в развитии. Поэтому, на каждом этапе развития человечества литературные явления условно можно поделить на упроченные – с одной стороны, обычные, и, с другой стороны, – новые, или модерные. В таком понимании каждая эпоха имела свой модернизм: была новейшая, модерная литература античности, […]...
- Жизнь Гоголя творческий путь в литературе Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в городке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У семьи Гоголей было большое владение, около тысячи десятин земли и около четырехсот душ крестьян. Все детство Гоголь провел в имении Яновщина, которое принадлежало родителям Николая Васильевича. Его мама очень старалась воспитать у сына любовь к […]...
- Помогите с сочинением по литературе 8 класмини-сочинение на тему история в художественной литературе(+ссылка) Роль литературы в жизни человека, действительно, огромна, ее трудно переоценить. Книги могут сделать человека образованным, но не сделают ни сильнее, ни мудрее. В этом мне трудно согласиться с автором. Только жизнь и активное участие в ее событиях может дать настоящий жизненный опыт. Поэтому нельзя ограничить свое существование книгой и чужой, выдуманной жизнью. Книга создает иллюзию […]...
- Сочинение Поиск и исследование внеземных форм жизни. Предмет и задачи Определение жизни на других планетах, кроме Земли, является важной задачей для ученых, занимающихся вопросами возникновения и эволюции жизни. Наличие или отсутствие ее на планете оказывает существенное влияние на ее атмосферу и другие физические условия. Исследования превращений в поверхностных слоях планет с учетом возможных результатов деятельности человека позволит уточнить наши представления о роли биологических процессов в […]...
- Творческий путь Василия Андреевича Жуковского Василий Андреевич Жуковский родился в семье тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина у турчанки Сальхи, захваченной в плен при штурме русскими войсками Бендер. Мальчик был усыновлен Андреем Григорьевичем Жуковским, жившим в доме Бунина. Для получения дворянства, согласно тогдашним обычаям, необходимо было зачислить Жуковского на военную службу. Он воспитывался в семье Буниных, там получил начальное образование, которое […]...
- Главная мысль в поэтических произведениях М. П. Муравьева (1757-1807) Эстетика Муравьева строится на основе нового субъективного мировоззрения. Прекрасное для него – не дедукция чисто логической, разумной, объективной истины, как для Сумарокова и вообще русских классиков, а эманация высокого строя души индивидуального человека. Объективные критерии красоты, как и истины, уступают место субъективно-эмоциональным. Отчаявшись в возможности освободить людей, Муравьев стремится только к “освобождению” человеческих добродетелей. Он […]...
- Литературное наследие талантливого поэта М. Н. Муравьева Литературное наследие талантливого поэта невелико и до сих пор полностью не собрано. Дневниковые записи и частные письма, в которых содержатся его идеи о новых путях развития литературы, опубликованы не были. Однако надо иметь в виду широкий круг литературных знакомств поэта. В числе его наставников и покровителей были В. И. Майков и М. М. Херасков. В […]...
- Творческий путь Шолохова М. А Михаил Александрович Шолохов – крупнейший советский прозаик, лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Его большой художественный талант, постепенно увядший под воздействием советских идеологических догм, проявился прежде всего в романе-эпопее “Тихий Дон” – одном из вершинных явлений литературы XX в. Шолохов родился на Дону, был внебрачным сыном украинки, жены донского казака А. Д. […]...
- Творческий путь Крылова Ивана Андреевича И. А. Крылов был современником В. А. Жуковского, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и многих других выдающихся людей своего времени. Он прожил долгую жизнь, был признан и любим современниками, уже при жизни вышло 12 изданий его басен. С 1820 […]...
- Творческий путь Достоевского Ф. М ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Роман “Преступление и наказание” даже чисто хронологически занимает центральное место в творчестве Достоевского, являясь одной из его вершин, однако далеко не единственной. Исключительный успех и славу принесло ему еще самое первое из написанных произведений – роман “Бедные люди”, появившийся в печати в 1845 г., когда автор только что закончил Главное инженерное училище и […]...
- Творческий путь Бунина И. А У птицы есть гнездо, у зверя есть нора… Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора. Сказать: “прости” – родному дому. У зверя есть нора, у птицы есть гнездо… Как бьется сердце горестно и громко, Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом С своей уж ветхою котомкой. Так Иван Алексеевич Бунин обозначил […]...
- Творческий путь М. Е. Салтыкова-Щедрина Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в семье богатых помещиков (по отцу принадлежал к дворянскому роду, а по матери – к купеческому). С детских лет он стал свидетелем страшных картин крепостнического произвола, что оказало определяющее влияние на формирование его взглядов. Первые пробы пера относятся к началу 40-х гг., когда Салтыков учился в Царскосельском лицее. В марте 1841 […]...
- Творческий путь Пастернака Б. Л Б. Пастернак родился в семье художника Л. Пастернака. В 1910-е гг. он изучал философию в Московском и Марбургском университетах. Увлечения философией, а также музыкой, несомненно, повлияли на содержание и поэтику лирики Пастернака. В докладе “Символизм и бессмертие” Пастернака, прочитанном в 1913 г. на собрании кружка по изучению символизма, была высказана мысль о ценности субъективного восприятия […]...
- Творческий и жизненный путь Бунина Ивана Алексеевича Первые произведения И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга – юношеский сборник лирики – в 1891 г. Бунину предстоял более чем шестидесятилетний путь в литературе, который окажется поделенным на две хронологически примерно равные части – дооктябрьскую и эмигрантскую. Но хотя жизненная судьба писателя после катастрофических событий 1917 г. драматически осложнится, […]...
- Жизненный и творческий путь Александра Пушкина А. С. Пушкина – спутник многих поколений людей вот уже два столетия. О нем говорят: “Мой Пушкин”. В этом признак особых отношений, открытости чувства и преданности поэту. О. Блок говорил: “Наша память сохраняет из малолетства веселое имя Пушкина. Это имя, этот звук наполняет собой много дней нашей жизни. Пасмурные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, […]...
- Творческий и жизненный путь Блока Александра Александровича Поэтическая судьба А. А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX в. – символизмом. Хотя хронологически Блок принадлежал ко второму поколению символистов – младосимволизму (вместе с Блоком младосимволистами были Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), С. М. Соловьев, Вяч. И. Иванов), – именно его творчество, по мнению многих его современников, явилось […]...
- Жизненный и творческий путь немецкого писателя Бертольда Брехта “Культура будет спасена тогда, когда будут спасены люди!” – провозгласил немецкий драматург Бертольд Брехт, задумываясь над тем, куда могут завести человеческую цивилизацию научные открытия, использованные жестоким умом. О личности писателя, его новаторском подходе к театру поговорим на уроке. II. Объявление темы и цели урока III. Актуализация опорных знаний Беседа – С чем связаны активные поиски […]...
- Творческий путь Есенина С. А Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. В 1912 г. он приехал в Москву, в 1916 г. вышел в свет его первый поэтический сборник “Радуница”. Вторая книга стихов, “Голубень”, увидела свет в 1918 г. Молодой Есенин верил в миссию поэта-пророка, готового клеймить толпу. Мотивы его лирики начала 1910-х гг. – жертвенная миссия […]...
- Творческий путь Замятина Е. И Евгений Иванович Замятин – выдающийся русский писатель XX в., автор романов (“Мы”, “Бич Божий”), повестей (“Уездное”, “На куличках”, “Алатырь”, “Север”, “Наводнение”), рассказов (“Пещера”, “Мамай”, “Икс”, “Ела” и др.), пьес (“Огни святого Доминика”, “Блоха”, “Атилла” и др.), ряда критических статей и литературных портретов. Замятин обращается не только к национальным, но и к европейским темам и мотивам. […]...
- Творческий путь А. А. Фета ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Первый сборник стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета – “Лирический Пантеон”, за подписью А. Ф., – вышел в Москве в 1840 г. Фет тогда был студентом словесного отделения философского факультета Московского университета. Само название книги – условно-литературное, традиционное (у древних греков и римлян пантеон – храм, посвященный всем богам). В сборнике преобладали баллады и антологические […]...
- Творческий путь Алоиза Ирасека Свои наиболее значительные произведения Ирасек писал в довоенное десятилетие, а один из наилучших своих романов – “Тьма” – выдал на пороге Первой мировой войны. Ирасек происходил из давнего крестьянского рода. Его отец был ткачом, потом – пекарем. Родной край, его природа и обычаи оказали огромное влияние на будущего писателя. Закончив гимназию (сначала Ирасек учился в […]...
- Творческий путь Ремизова А. М Алексей Михайлович Ремизов (1877-1957) в 1917-1918 гг. создал два “плача”, особенно наглядно представивших сам жанр причитаний, слезных молений, дух повышенной экспрессивности, орнаментальности, с повторами обращений ко всей Русской земле, к народу. Он открыто обратился к древнерусской поэтической традиции при создании “Слова о погибели земли Русской” (31 декабря 1917 г.) и “Заповедного слова русскому народу” (1918). […]...
- Творческий путь Фадеева А. А Александр Александрович Фадеев (1901-1956) почти сразу же после появления “Разгрома” (он печатался в 1925-1926 гг., отдельной книгой вышел в 1927 г.) был признан достойнейшим продолжателем толстовской эпической традиции. Этот роман, обращенный к традициям отечественной классики, к общенациональной проблематике, роман не хроникальный, а сюжетный, с резко очерченными характерами, следует рассматривать в ряду истинно важнейших эпических (или […]...
- Язык художественной литературы (О литературе) Язык художественной литературы – одно из важнейших средств художественного общения, система, которая воплощается в литературных текстах и функционирует в социуме как средство общения: 1) художника и действительности, 2) художника и созданного им художественного мира, 3) внеэстетической действительности и художественного мира, наконец, 4) читателя и художника, произведения, эстетической реальности. Язык художественной литературы демонстрирует максимум возможностей, которые […]...
- Творческий путь Некрасова Н. А ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Николай Алексеевич Некрасов пришел в литературу вскоре после гибели Пушкина и еще при жизни Лермонтова (первая журнальная публикация – 1838 г., первый сборник стихов “Мечты и звуки” – 1840 г.). Раннюю лирику поэта, впоследствии ставшего великим, принято считать ученической, подражательной, перепевающей мотивы русских романтиков. Но уже в середине 40-х гг. им созданы поэтические […]...
- Творческий путь Астафьева В. П Писатель родился в 1924 г. в крестьянской семье в деревне Овсянка (под Красноярском) и уже в раннем детстве испытал участь семей “спецпереселенцев” (т. е. раскулаченных), попав в Игарку, за Полярный круг. В повести “Кража” (1961) он воссоздал детдомовский эпизод своей биографии. В 1941-1944 гг. будущий писатель был на фронте (участвовал в форсировании Днепра в 1943 […]...
- Творческий путь Бондарева Ю. В Юрий Васильевич Бондарев (род. 1924) был артиллерийским офицером во время войны, участвовал в Сталинградской битве, сражении за Киев. Его первые повести “Батальоны просят огня” (1957) и “Последние залпы” (1959) были сразу же высоко оценены критикой, отечественной и зарубежной, за особую пристальность взгляда, тонкость анализа переживаний небольшой группы молодых людей в шинелях на крошечном плацдарме войны. […]...
- Творческий путь Фурманова Д. А Дмитрий Андреевич Фурманов (1891-1926), создавая роман о Чапаеве, человеке-легенде, герое, в чем-то напоминавшем партизана революции, стихийного заступника масс, искренне тревожился: “Дать ли Чапая действительно с мелочами, с грехами, со всей человеческой требухой или, как обычно, дать фигуру фантастическую, то есть хотя и яркую, но во многом кастрированную?” Он ощущал давление легенды, мифа: если революция грандиозна, […]...
- Творческий путь Драйзера (1871-1945) Крупнейший американский художник-реалист ХХ века оставил глубокий след в американской и мировой литературе, именно он в первые 2 десятилетия ХХ века отстоял позиции критического реализма, несмотря на травлю прессы и бойкот издательств. Драйзер создает роман за романом, изображая “серые будни” американской действительности, разоблачая миф об Америке как о стране “безграничных возможностей” (“Сестра Керри” – путь […]...
- Творческий путь Серафимовича А. С “Железный поток” был создан не новичком в литературе, а признанным мастером русской прозы. А. Серафимович начал свой творческий путь – с благословения Г. И. Успенского, В. Г. Короленко – еще в конце XIX в. Его рассказ “Пески” (1908) весьма высоко оценил Л. Н. Толстой. В годы революции и Гражданской войны старейший писатель пережил очень многое: […]...
- Творческий путь Ахматовой А. А Творчество Анны Андреевны Ахматовой – не просто высший образец “женской” поэзии (“Я научила женщин говорить…” – писала она в 1958 г.). Оно являет собой исключительный, ставший возможным только в XX в. синтез женственности и мужественности, тонкого чувства и глубокой мысли, эмоциональной выразительности и редкой для лирики изобразительности (наглядности, представимости образов). Будучи с 1910 по 1918 […]...
- Творческий путь Куприна А. И Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 г. в городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника. Вскоре после смерти мужа, Ивана Ивановича Куприна, мать будущего писателя, Любовь Алексеевна (урожденная княжна Кулунчакова), переезжает с сыном и двумя дочерьми в Москву. С 1876 по 1880 г. Куприн воспитывался в Разумовском пансионе (сиротское училище), а в 1880 […]...
- Творческий путь Тютчева Ф. И Жизнь Федора Ивановича Тютчева складывалась на первый взгляд вполне благополучно и бесконфликтно. Детство он провел в усадьбе Овстуг Орловской губернии, в Москве и подмосковном имении Троицком. Получил домашнее образование, причем его учителем и первым литературным наставником был С. Е. Раич, известный поэт и переводчик, знаток и поклонник античности и итальянской культуры. В 1819-1821 гг. учился […]...
- Творческий путь Чехова А. П Еще учась в Таганрогской гимназии, Антон Павлович Чехов написал большую драму “Безотцовщина”, водевиль “О чем курица пела”, много коротких шуточных произведений. Первыми из напечатанных его сочинений были пародии “Письмо к ученому соседу” и “Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?” (1880). Став студентом медицинского факультета Московского университета, Чехов выступал под различными псевдонимами […]...
- Творческий путь А. Блока За рубежом Блока принято считать вторым после Пушкина величайшим русским поэтом. Его стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека” превращено в памятник на одной из улиц Лейдена (Нидерланды). Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира. Блок сам хотел, чтобы все его творчество рассматривали как трилологию и сам разделил все составляющие на стремления героя и его путь […]...
- Жизненный и творческий путь С. Олейника (материал для сочинения) Степан Иванович Олейник (1908-1982). Степан Олейник почти четыре десятилетия своей жизни отдал работе в литературе, свыше пяти десятилетий – в журналистике, непосредственно работе в редакциях газет, выступлениям на страницах литературно-художественной печати. Поэт-Лирик (а свои первые стихи он напечатал в одесских газетах уже в середине 20-х годов) и публицист, автор очерков и репортажей, он сразу после […]...
- Творческий путь Педро Кальдерона Контрреформация в Испании XVII века одним из основных своих направлений выбрала борьбу с театром как наиболее коллективным и наименее контролируемым средством духовных исканий. В 50-70-е годы именно Кальдерон своим авторитетом в церковных и государственных кругах сдерживал разгром театра. И когда друзья писателя, сразу же после его смерти, напечатали полное собрание его “комедий”, возмущение церковников вышло […]...
- Творческий и жизненный путь Булгакова Михаила Афанасьевича М. А. Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В 1916 г. он окончил медицинский факультет Киевского университета. Работал врачом в Никольской сельской больнице под Смоленском (этот этап его биографии послужит материалом для книги “Записки юного врача”). В 1919 г. Булгаков был мобилизован в Добровольческую армию А. […]...
- Биография Чарльз Диккенс творческий путь Родился Диккенс в 1812 году, в то время, когда шла война с Наполеоном и англичане опасались высадки французских войск. Увидел Диккенс свет на побережье, в Портси, жители которого смотрели на европейский берег с особенной тревогой: уж если французы придут, то прямо к ним… Но Наполеон повернул на Россию. Будущий писатель был внуком лакея, сыном чиновника. […]...
- Жизненный и творческий путь писателя Михаила Булгакова. Булгаков и Киев Цель : помочь ученикам определить основные вехи жизненного и творческого пути писателя, источники его творчества, истоки моральной стойкости, твердых принципов и убеждений; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного; воспитывать гуманистические идеалы. Оборудование : портрет писателя, материалы к биографии, киевские виды. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока I. Анализ контрольной работы II. Мотивация […]...