Творческий путь Абрамова Ф. А
Федор Александрович Абрамов (1920-1983) прошел путь от теоретика, очеркиста (на деревенскую тему) до романиста, создавшего уникальную эпическую тетралогию (и семейный роман) о современной деревне – романы “Братья и сестры” (1958), “Две зимы и три лета” (1968), “Пути-перепутья” (1973), “Дом” (1978). Это многоплановое, многофигурное полотно с обширным пространством времени – от лета 1942 г. до почти исхода так называемого “застойного” периода – далеко не равнозначно по своему уровню. Оно начинается с весьма уважительного отношения
Ho уже во 2-м и 3-м романах Ф. А. Абрамов разделяет модное тогда поверхностноуничижительное отношение к И. В. Сталину и к коллективизму…
Множество эпизодов в романах говорит о том, что его герои часто изумлены, испуганы теми нормами бытия, теми решениями, которые им навязывало время. Михаил Пряслин – опора своей семьи, чуткий к беде и зову о помощи юноша, спаситель
И вдруг именно с ним – беда, позор плена, его физическая слабость, неспособность работать. Мать жалеет Тимофея, а отец припоминает былое:
“- Коммунар, мать твою так… Как речи с трибуны метать – коммунар… А как воевать надо – шкуру свою спасает…”
Никто здесь ни прав, ни виноват… И Михаил Пряслин, измученный трудами, потерявший отца, требует от Тимофея труда наравне со всеми. He будешь работать – применим закон о трудовой повинности.
“- Круто берешь, парень, – сказал Тимофей. – Смотри, – не споткнись.
– Ничего, – сказал Михаил. – Я с сорок второго круто беру. – Помолчал и врезал для полной ясности, глядя Тимофею прямо в глаза: – Когда на отца похоронка пришла”.
Ho война народная – это действительно война священная. Она и ожесточает, и просветляет людей. Понял много и Тимофей, тоже круто загонявший людей в коммуну в 30-е гг., но вскоре многое понял в своей “крутизне” и Михаил.
Он узнал, что Тимофей умер от болезни. И ему стыдно за свои обличения:
“- А кто его обрек?
– Кто? Война”.
Молодой герой задумывается, что и плен – часть какой-то большой беды, что жизнь беспредельно сложна: “Ах, жизнь, жизнь… Неужели и дальше так будет?”
В романе “Дом” эта “жизнь” – послевоенные беды, порча людей, бегущих на легкие заработки, волюнтаризм районных и иных вождей – грубо “достала”, задела и Михаила, внеса в его душевный мир боль, раздражение, тоску. Михаил становится нестерпимо зол на любимую сестру Лизу и только в самом конце романа прощает невольный грех этой доброй, чуткой женщины. Его раздражают два брата – близнецы Петя и Гриша, мягкие, бессемейные люди, потерявшие здоровье в годы войны, живущие лишь добротой и сочувствием друг к другу.
Чем же вызваны боль и раздражение героя?
Известность Федора Абрамова – как создателя “малоформатной” прозы, т. е. повестей, рассказов, очерков, – в отдельные годы превышала его славу романиста. В 1978 г. писатель опубликовал повесть “Деревянные кони”, получившую затем яркую сценическую жизнь в Театре на Таганке: сознание читателей и зрителей надолго было “разворошено”, встревожено и обрадовано одновременно характером почти безмолвной старой крестьянки Милентьевны, свидетельницы какой-то затушеванной катастрофы 30-х гг., доброго духа земли. “После отъезда Милентьевны я не прожил в Пыжме и трех дней, потому что все мне вдруг опостылело, все представилось какой-то игрой, а не настоящей жизнью: и мои охотничьи шатания по лесу, и рыбалка, и даже мои волхования над крестьянской стариной”, – говорил в финале этой лирической, почти бессобытийной повести герой-повествователь. He меньшей популярностью пользовались и другие повести Ф. Абрамова о людях деревни (“Пелагея”, “Алька”) и рассказы о северной природе (“Как жила семужка” и др.).