Творческий и жизненный путь Маяковского Владимира Владимировича

В. В. Маяковский родился 7 (19) июля 1893 г. в селе Багдади (Грузия). Переехав после смерти отца в Москву (1906), он закончил 5 классов гимназии, начал учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, но увлекся революционной деятельностью. Первые стихи, а также подпись Маяковского под манифестом футуристов появились в альманахе “Пощечина общественному вкусу” (1912). В 1913 г. вышел в свет первый сборник стихов с программным названием “Я” и была поставлена на петербургской сцене трагедия “Владимир Маяковский”.

В 1915 г. издана первая поэма Маяковского “Облако в штанах”. Последовавшие затем поэмы “Война и мир” (1915-1916) и “Человек” (1916-1917) с их антивоенным пафосом и гимном новому человеку, а также второй сборник стихов ” Простое как мычание” (1916) сделали Маяковского одним из крупнейших поэтов 1910-х гг.
Переход Маяковского на сторону революции был вполне закономерен: поэту уже недостаточно было радикального новаторства в искусстве, он жаждал в корне изменить жизненный уклад в стране. В стихах 1918 г., а также в аллегорической драме “Мистерия-буфф”, сделанной в традициях народного театра, поэт воспевал наступление новых времен. В 1919 г. Маяковский начал сотрудничать в центральном агентстве печати РОСТА, сочиняя для злободневных плакатов емкие строки-лозунги и сатирические частушки. В период строительства нового мира поэт видит себя не только “агитатором, горланом, главарем”, но и обличителем врагов революции, бичуя их в сатирах (“Прозаседавшиеся”, “О дряни”, “Бюрократиада”).

Интимнейшие стороны жизни человека Маяковский воспринимает как общественно значимые (“Люблю”, 1922; поэма “Про это”, 1923), а явления общественной жизни переживает как личные (поэмы “150000000”, 1920; “Владимир Ильич Ленин”, 1924; “Хорошо”, 1927).
Постепенное утверждение новой эстетической системы пролетарского искусства в стране привело к усилению критического отношения к творчеству Маяковского. Особо резким нападкам подверглись сатирические пьесы “Клоп” (1928-1929) и “Баня” (1929-1930), бичующие новых советских обывателей и бюрократов. Поэту было отказано в праве на загранпоездки, его юбилейная выставка “20 лет работы” подверглась бойкоту.

Поэма “Во весь голос” (1930) и любовная лирика (“Письмо Татьяне Яковлевой” , “Уже второй, должно быть ты легла…” и др.) – последние удачи поэта, измученного непониманием и неприятием со стороны товарищей, нескладывающейся личной жизнью, ощущением усиливающегося творческого кризиса. Весь этот комплекс причин привел к самоубийству поэта 14 апреля 1930 г.
Первое появление в литературе имени поэта Маяковского связано с футуризмом – авангардистским течением в литературе начала XX в. Русский футуризм – это очень пестрое, неоднородное явление. В 1912 г. был опубликован манифест самой крупной футуристической группировки кубофутуристов “Пощечина общественному вкусу”, подписанный именами Д. Д. Бурлюка, А. Е. Крученых, В. В. Маяковского, В. В. Хлебникова. С кубофутуристами были тесно связаны художники группы “Бубновый валет” (М.

Ларионов, Н. Гончарова, Г. Якулов).
Фундаментальной идеей русского футуризма была утопическая мечта о рождении нового мира, живущего по законам искусства: искусство сливалось с жизнью и становилось неотделимым от нее. Искусство в понимании футуристов превращалось в средство борьбы за будущее, а художник – в бойца (яркая иллюстрация такого понимания функций искусства – “Во весь голос” Маяковского). Установка футуризма на социальную “полезность” искусства таила в себе и другую опасность – опасность превращения поэзии в публицистику.
В творчестве Маяковского принято выделять два этапа: дореволюционный, связанный с футуризмом, и советский. “Связь с футуризмом несомненно наложила отпечаток на формирование художника, но не смогла заглушить социальный и гуманистический пафос, в наибольшей полноте проявившийся в советскую эпоху” – вот распространенная точка зрения, типичная для советской критики и литературоведения. Другая тенденция в исследованиях о творчестве Маяковского – ограничивать подлинные творческие достижения поэта периодом до 1917 г., а в его стихотворной продукции советских лет видеть компромисс с новой властью и своей поэтической совестью (“наступал на горло собственной песне”). Существует и третья точка зрения на эволюцию В. Маяковского, которая представляется наиболее обоснованной.

Маяковский оказался заложником той идеи, которой служил, – идеи светлого будущего в масштабах земного шара и всего человечества. Всего себя он отдал этой, утопической в свете исторического опыта, идее. Всю свою поэтическую жизнь Маяковский вел борьбу с жизнью, которая его не устраивала и не могла устроить.

В итоге, как писала М. И. Цветаева, “поэт Маяковский убил человека Маяковского”.
В 1990 г. была опубликована книга Юрия Карабчиевского “Воскресение Маяковского”. Автор монографии выявляет основные черты стиля Маяковского и прослеживает его творческую эволюцию. Один из основных выводов исследователя: поэт Маяковский целостен и монолитен, а произведения советских лет – закономерное продолжение дореволюционного, футуристического этапа. По мнению Карабчиевского, именно Маяковский “дал дар речи советской власти”, и в этом смысле он действительно основоположник советской поэзии, которая впервые в истории русской литературы была полностью поставлена на службу государству (“Правдив и свободен мой вещий язык / И с волей советскою дружен”).

Конечно, “поделки” эпигонов поэта оказались гораздо слабее даже его знаменитых агиток, вроде “нигде кроме, как в Моссельпроме!” Механически тиражировалась знаменитая “лесенка”, каламбурные рифмы, но не было у эпигонов Маяковского ни обостренного чувства слова, ни чувства ритма, ни сверхъестественной энергии поэта.
Поэтический талант и масштаб личности Маяковского не берутся отрицать даже его хулители. Высоко ценили Маяковского крупнейшие поэты XX века Б. Л. Пастернак и М. И. Цветаева. Открытия Маяковского в области поэтической техники совпали с важнейшими общелитературными тенденциями первой трети XX века.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Творческий и жизненный путь Маяковского Владимира Владимировича