Творческие пути Осипа Мандельштама: поэта “серебряного века”

Через все многообразное творчество поэта и его тяжелую жизнь проходит поиск ответа на вопрос, который вынесен в эпиграф сочинения. Осип Мандельштам показал огромное мастерство и дар написания во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, и автор очерков, эссе, переводчик, литературный критики.

Но самое главное Мандельштам – это поэт. Лирическое понимание всего окружающего преобладало над всем остальным в его творчестве. Таким образом, больше всего нам известна его лирика. В 1910 году имя Мандельштама становится известным, после

того как публикуются его стихи в журнале “Аполлон”.

При этом Мандельштам становится одним из самых популярных поэтов. Наряду с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой он стал создателем нового направления – акмеизма. В творчестве поэта можно определить три периода.

Первый приходится на 1908-1916 годы. Так еще в ранних творениях поэта видна зрелость ума и четкое описание юношеской психологии. Тяжелая адаптация к жизни, одиночество, ощущаемое в годы взросления, скачки настроения, очень присущие этому возрасту прекрасно описаны в следующем стихотворении:

Из омута злого и вязкого Я вырос тростинкой

шурша, И страстно, и томно, и ласково Запретною жизнью дыша, И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют, Приветственным шелестом встреченный Коротких осенних минут. Я счастлив жестокой обидою, И в жизни, похожей на сон, Я каждому тайно завидую И в каждого тайно влюблен.

Мы видим, что О. Мандельштам связывает бытие с омутом, злым и вязким. Во многих его ранних работах чувствуется смутная тоска, “невыразимая печаль”. Тем ни менее, главная мысль в них – найти целостность, понять окружающий мир, “из глубокой печали восстать”.

Со временем поэт все больше понимает окружающий его мир. Так, мы сами видим его по-новому. Он богат чувствами и красками:

На бледно-голубой эмали, Какая мыслима в апреле, Березы ветви подымали И незаметно вечерели.

Образ “незаметно вечереющих” берез удивляет на тем, как автор глубоко чувствует природу, осознает себя ее частью. Уже в раннем творчестве О. Мандельштама становится заметной главная тема его поэзии – тема всечеловеческой, не знающей границ культуры. Но в то же время в стихотворениях О. Мандельштама нет прямого изображения значимых общественных событий прошлого. Каждый этап в развитии человечества поэт расценивает как новую степень развития культуры.

Это хорошо прослеживается в его цикле “Петербургские строфы”. Городской вид О. Мандельштама наполнен историческим содержанием. Также поэт пишет стихотворения о музыке и музыкантах, о творчестве.

Посредством этих тем поэт высказывает идею единства мировой культуры. Русскую же культуру О. Мандельштам видит универсальной:

И пятиглавые московские соборы, С их итальянскою и русскою душой, Напоминают мне явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой.

Второй этап творческой линии поэта приходится на 1917-1928 годы. Исторические события того времени не могли не найти отклика в душе О. Мандельштама. В стихотворении “Век” нам передается ощущаемый автором трагизм истории:

Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки?

По словам поэта, революция это, что может принести желаемое, но для этого “снова в жертву, как ягненка, темя жизни принесли”. В его стихотворениях появляются образы голодающих, “умирающего Петрополя”, ночи, “темноты”, человека, который “изучил науку расставаний”. Свое сомнение в успехе политических действий того времени поэт показывает в стихотворении “Проспавши, братья, сумерки свободы!..”. Вот его вывод:

Ну что ж, попробуем, – огромный неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи, Как плугом океан деля…

Третий этап творчества О. Мандельштама начинается циклом стихотворений об Армении, который был написан осенью 1930 года. Эти стихотворения проникнуты чувством любви и единства различных народов, поэт утверждает, что общечеловеческое важнее национального. Будучи настоящим писателем, О. Мандельштам не мог не обращать внимания на то что было вокруг него.

Именно поэтому, после трехлетнего перерыва (1926-1929) он возобновляет свой разговор с веком. В его творчестве вновь главное место занимает трагизм судьбы народа и страны. В творчестве этого периода мы видим и тревогу поэта, и его боль, и отчаяние от “грядущих казней”.

Иногда поэту становится “страшно, как во сне”.Такие стихотворения, как “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и жесткое стихотворение против “кремлевского горца” (Сталина) практически стали приговором для поэта. Он не мог молчать, как это делало большинство. В итоге мы видим удивительный глубокий социально-психологический портрет Сталина:

Его толстые пальцы, как черви, жирны, И слова, как пудовые гири, верны, Тараканьи смеются глазища И сияют его голенища. А вокруг него сброд тонкошеих вождей, Он играет услугами полулюдей. Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, дарит за указом указ – Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз…

С одной стороны в этих строках описание конкретного человека, с другой – это обобщающий образ диктатора. Также он говорит о том, что характерна и обстановка в обществе, задавленном беззаконностью властей. На это стихотворение власть отреагировала арестом О. Мандельштама, а более того его ссылкой. Ссылку поэта отменили, и разрешили ему жить, где он пожелает, кроме двадцати самых больших городов страны.

Он выбирает Воронеж. Но там поэт чувствует свою отдаленность от общества. Мы видим его отчаяние: “Читателя! Советчика!

Врага! На лестнице колючей разговора б!” Будучи вдали от внешнего мира, Мандельштам теряет чувство реальности. В его поэзии появляется чувство вины перед народом, перед Сталиным. Поэт говорит, что он входит в жизнь, “как в колхоз идет единоличник”.

Создается ощущение, что он отрицает все, что было ему раньше ценным. В душе поэта происходит надлом. В этом и было самое великое наказание для Мандельштама “полулюдьми”, которые лишили его голоса.

Очень сложно поверить, что тот, кто в жизни не стал бы “присевших на школьной скамейке учить щебетать палачей”, создал цикл оправдательных стихотворений о “вожде народов”. К этим работам можно относиться только как к крику попавшего в ловушку человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творческие пути Осипа Мандельштама: поэта “серебряного века”