Творческая деятельность И. Величковского. Сведения о писателе

Иоанн Величковский – малоизвестный украинский поэт конца ХVII – начала ХVIII ст. Биографические данные о нем очень ограниченные. Родился около 1630 года.

Очевидно, учился в Киевском коллегиуме. В начале 1680-х гг. он, нужно считать, принадлежал к работникам черниговской типографии Лазаря Барановича, а чуть позже, в середине 80-х гг., переселился в Полтаву, где получил должность пресвитера Успенской церкви. Здесь он и умер в 1726 г. (по другим данным – в 1701 г.).

Известный писатель ХVIII ст. архимандрит Нямицкого монастыря в Молдавии Паисий Величковский

приходился ему, кажется, внуком.

Литературное наследие Величковского, которое сохранилось до нашего времени, ограничивается главным образом тремя произведениями. Это, во-первых, писаный сапфичными строфами латыно-польский панегирик, подписанный архиепископу черниговскому Лазарю Барановичу и напечатанный в Чернигове, приблизительно в 1680-1683 гг. Это произведение сохранилось в единственном дефектном (без заглавного листа) экземпляре; на последней странице его указано: ” Lucub-ratiuncula…”.

Кроме указанного панегирика Величковскому принадлежат еще два славяно-украинские сборники, которые имеют

название ” Зегар с полузегарком” и “Млеко от овцы пастырю належное”. Оба они были “оферованы” (приподнятые) киевскому митрополиту Варламу Ясинскому, первый – в 1690 г., второй – в 1691 г.

Во всех названных произведениях Величковский стремится приблизиться к тому своеобразному литературному стилю, который оформился в Европе, в частности, в Польше, в ХVI-ХVII ст., в эпоху феодально-католической реакции и который распространялся на Украине в шляхетских кругах во второй половине ХVII ст. Стиль этот в современной науке носит название то “схоластического стиля”, то стиля “барокко”. Характерным признаком его является чрезвычайно гипертрофированное развитие словесно-декоративного орнамента: в художественном произведении на первое место выдвигается форма, содержанию предоставляется второстепенное значение.

Цель искусства во времена барокко – поразить, заинтересовать читателя неожиданными стилистическими эффектами.

После смерти И. Величковского рукопись “Зегара” и “Млека” хранилась у его потомков и в начале ХХ ст. принадлежали священнику Замковой церкви в г. Нежине Александру Величковскому. От него в 1908 году рукопись попала на выставку ХI Археологического съезда в Чернигове. Неизвестные до сих пор в науке стихи Величковского теперь, в связи с выставкой, заинтересовали многих исследователей старого писательства.

Свои произведения И. Величковский писал древнеукраинским и польским языками.

Рукописная книга “Зегар с полузегарком” (1690).

Тема: рассказ о рождении, деятельности, страдании, распятии и воскресении Господа; о текучести жизненного времени каждого человека, его значимость.

Идея: возвеличивание Всевышнего, который всячески стремился помочь людям в трудное для них время; призыв ценить каждую минуту времени, рационально использовать ее в течение всей жизни.

Основная мысль.

– Жизнь, которая состоит из часов и “минут” – это сокровище.

– Все станет ничем после смерти.

– Не прибудет богатство, не сойдет слава,- Смерть – так как, найдя, все это погубит.

– Придерживайся заповедей Божьих, и Всевышний будет всячески оберегать Тебя от всего безобразного и коварного.

Композиция. Книга содержит начало (обращение И. Величковского к читателю), четыре части “Зегар целый” (поэтические строки “24 часа”), “Полузегарок” (“времена дневные и ночные”), “Минуты” (общие, злые, добрые и две страшные), “Квадрантес” (часы, разделенные на четыре части).

Идейно-художественный анализ книги. Беседа с вопросами:

– С какой целью автор обращается к читателю? (“И о смерти помни, и На суд будь чутким. Велии Время бежит скоро, В бегу Своем прыткое”)

– Кому И. Величковский посвятил свои книги? Чем именно, на ваш взгляд, объясняет почтительное отношение автора стихов к В. Ясинскому?

– Почему произведения распределены на время общее, дневное, ночное?

– На чем акцентирует внимание И. Величковский в стихах с общим временем? Каким образом объединены строки произведения?

– Для чего писатель в книге старается воссоздать эпизоды рождения, смерти и воскресение Всевышнего?

– Как эти стихотворные произведения связаны с Библией, ее героями?

– Каким образом Иисус помогал людям? Приведите цитаты.

– Из-за чего И. Величковский называет Господа Спасителем?

– Что является покаянием? Для чего, по мнению писателя, требуется время для покаяния?

– Какие злые “минуты”, на ваш взгляд, являются самыми существенными? Проанализируйте их. Обоснуйте свой выбор.

– Почему И. Величковский акцентирует внимание на том, что страшнее “минуты” те, когда “небо и земля мимо идут”?

– Чем объяснить то, что смерть губит всяческие “минуты”?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Творческая деятельность И. Величковского. Сведения о писателе