“Твой поэтический восемнадцатый век”

Материалы к урокам по поэзии XVIII века
Логика движения

“Твой восемнадцатый век” – эти слова, счастливо найденные Н. Я. Эйдельманом и вынесенные им в заглавие одной из книг, могут стать точным определением пафоса уроков по поэзии XVIII века в 9-м классе. При этом особый акцент делается на слове “твой” – не прошедший мимо ученика, не ставший отстраненным “объектом изучения”, но через себя пропущенный, претворенный в субъект. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важно при обращении к литературе XVIII века в школе: ведь зачастую

она остается непонятной ученикам, а значит, и неинтересной.

Нужно постараться “замотивировать” включение этого пласта литературы в круг чтения современных подростков, причем сделать их читателями заинтересованными. Мы попытались добиться этого двумя способами:

во-первых, по-новому подойдя к принципам отбора материала для изучения и его группировки в курс, во-вторых, отдав предпочтение среди письменных работ работам творческого характера.

В качестве стержня, вокруг которого группируется весь материал, выбран… Пушкин. Поэтическую традицию XVIII века мы рассматриваем в ее отношении к Пушкину

не случайно: именно он является ключевой фигурой программы 9-го класса, куда входит основной корпус его стихотворений и ” Евгений Онегин“.

При изучении поэзии XVIII века нам удастся, таким образом, проследить этапы формирования поэтического языка, системы жанров, поставить вопрос о поэтических учителях Пушкина и всей последующей поэзии вообще. (Близкий подход представлен в интересном учебнике для 9-го класса, написанном М. Г. Качуриным, обратить внимание на который мы настоятельно рекомендуем всем учителям. Несмотря на то, что он предназначен для гуманитарных классов, мы используем его даже в специализированных математических классах, особенно в части, касающейся литературы XVIII века.)

Предлагаемый подход может у многих вызвать возражение. Мы и сами сознаем все его минусы. Восемнадцатый век, воспринимаемый как подготовка, черновая работа, – конечно, искажение картины.

Однако, на наш взгляд, вполне допустимое в методических целях. Самоценность времени, не знающего еще – как это и всегда бывает – своего будущего, не предполагающего, что впереди – век девятнадцатый, невиданный взлет литературы, на фоне которой созданное в предыдущем столетии станет восприниматься как пусть иногда и гениальный, но все-таки черновик, все равно проступит через все рамки и условности построения курса. Предлагаемый нами подход позволит лишь более четко, логично, осмысленно вводить материал, даст своего рода ниточку, на которую можно нанизывать новые и новые бусинки, не боясь их растерять.

Итак, XVIII век и Пушкин. Предшественники и поэтические учителя великого поэта. Это, так сказать, тема курса.

Одним же из основных методов постижения – и здесь опять нужно вспомнить слово “твой” – станет создание собственных стилизаций, которое позволит ученикам, пусть ненадолго и не всерьез, ощутить себя поэтами позапозапрошлого столетия и, может быть, понять, как непросто и мучительно было Начинать – российскую поэтическую традицию.

Как начать?

Первый урок очень удачно открыть загадкой. Прочитайте ученикам вслух, ничего не объясняя, два отрывка из неизвестных им поэтических текстов и попросите их определить, в одно ли время они созданы. Вот эти отрывки.

1.

…Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая Творца.
Взгляни: они бегут, озреться не дерзают,
Их кровь не престает в снегах реками течь;
Бегут – и в тьме ночной их глад и смертьь сретают,
А с тыла гонит русский меч…

2.

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Вы, дорогие коллеги, конечно же узнали в обоих отрывках Пушкина, но ученикам часто даже в голову не может прийти, что их написал один человек. Они в два счета докажут вам, что разница во времени написания этих отрывков колоссальная, что первый отрывок написан гораздо раньше, поскольку изобилует устаревшими словами (так торжественно и вычурно теперь не говорят), а во втором, напротив, практически все слова понятны современному читателю. Не разочаровывайте учеников сразу, поработайте какое-то время с их аргументами, как бы соглашаясь с ними (попросите их, например, перевести архаизмы первого отрывка на современный язык) – тем эффектнее будет результат, когда ребята узнают, что все это – Пушкин, только одно стихотворение очень раннее, а второе написано поэтом уже в пору зрелости. (Если вы уже читали цитированные отрывки ранее, то подыщите другие, но обязательно с тем же эффектом разъединенности во времени.)

Зачем нам эта загадка? Дело в том, что главным героем курса литературы 9-го класса будет именно Пушкин, а сопоставление двух отрывков дает возможность наглядно увидеть главное для нас: между стихотворениями – всего-то одна творческая жизнь, да и та недолгая, чуть больше двадцати лет, но результатом этой недолгой жизни становится усвоение и Переработка Старого языка, старой культуры и Создание языка нового, который будет обслуживать новую, современную нам культуру и сам станет ее составной частью (речь идет как о поэтическом языке, так и вообще о литературном). И в этом – одна из главных заслуг Пушкина. Он и сам осознавал ее; неслучайно в черновиках “Памятника” читаем:

И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел…

От “звуков старых” к “звукам новым” – таков будет и наш путь. От поэзии XVIII века, на которой взрастал гений Пушкина, к поэзии XIX века, проложившей дальнейшие пути всей русской литературы.

Здесь уместно зачитать вслух две небольшие главки из уже упоминавшейся книги Н. Эйдельмана “Твой восемнадцатый век”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Твой поэтический восемнадцатый век”