“Три правды” в пьесе Горького “На дне”
В интервью о пьесе “На дне” в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?” Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества.
В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, безжалостно выброшенных капиталистическим
В сюжете пьесы есть событие, которое сказывается на жизни ночлежки в целом, нарушая привычный ход ее. Это приход Луки. С образом Луки связано развитие философского плана пьесы, постановка вопроса о возможностях и назначении человека. Что же изменилось с появлением Луки?
Среди раздраженных голосов, истерических воплей, брани зазвучало ласковое, доброе слово, и потянулись к нему уставшие, во всем изверившиеся
Он много странствовал, многое повидал на своем веку не раз попадал в переплет. Лука многое понимает, точно оценивает людей. Он спешит на помощь к тем, кто больше всего страдает.
Лука искренне жалеет людей и хочет обласкать их, сделать им хоть что-нибудь хорошее, дать хоть каплю меда, однако доброта его не беспредельна: как только возникает опасность для него самого, “лукавый старец” предпочитает скрыться.
Отношение Горького к Луке сквозит в обрисовке его характера, в выявлении его субъективных стремлений, в изображении объективных результатов его утешительства. Надо ли утешать человека, внушая ему иллюзии, прибегая ко лжи, или надо открывать ему правду как бы тяжела она ни была? На этот вопрос Лука и Горький дают различные ответы. Кому помогли приятные сказки Луки?
Потерян веру в существование лечебницы, в возможность возрождения, повесился Актер. Настя поняла, что не было и никогда не будет никакого Гастоши. Окончательно сломленная, озлобившаяся, она близка к самоубийству.
Оказывается в тюрьме Васька Пепел, не осуществиться его мечте попасть в “золотую сторону”. Лука видел человека маленьким, бессильным, нуждающимся в сострадании. Его утешительство приучает человека к смирению, покорности, пассивности, уводят в сторону от действительного отношения к жизни.
Я, как и Горький, за правду. Писатель видит правду которую он провозгласил устами Сатина. Эта правда заключается в признании силы, величия человека, его права на лучшую жизнь. “Человек…
Это – огромно! В этом – все начала и концы… Все в человеке, все для человека!” Сатин видел человека свободным, достойным уважения. Человек, о котором говорит Сатин, не нуждается во лжи, ибо “ложь -. религия рабов и хозяев!”
Со спорами о правде и утешительной лжи связана проблема мнимого и подлинного гуманизма. Гуманизм Горького не исключает сочувствия, сострадания к человеку. Но Лука, жалея людей, не верит в возможность изменить их жизнь и сеет иллюзии, уводящие от горькой правды, а в сущности – примиряющие с ней.
Горький верит в человека, его разум и волю, в способность активно воздействовать на ход жизни.
Я считаю, что любая ложь во благо унижает человека. Раз человеку лгут, значит, считают его слабым, умственно и физически, неспособным совершить поступок, изменить свою жизнь к лучшему, т. е. неполноценным человеком, ущербным. И какой бы красивой и вдохновенной ни была бы эта ложь, она не принесет облегчения.
Даже бедную, измученную Анну Луке не удается обмануть красивыми сказками о загробной жизни и примирить со смертью. Анна не хочет с радостью помирать: “… Пожить бы… немножко!
Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно!” Человека нужно уважать, а не жалеть.