ТРИ ПАЛЬМЫ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
ТРИ ПАЛЬМЫ
Восточное сказание
(В сокращении)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И стали три пальмы на Бога роптать:
“На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор…
Не прав твой, о небо, святой приговор!”
И
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду сорвали их малые
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
И ныне все дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит,
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
Комментарий. В 1-й строфе этого стихотворения автор рисует зеленый оазис, находящийся в пустыне вокруг родника и украшенный тремя пальмами. Часто усталые путники находят тут воду и тень.
Но пальмам этого казалось мало, и стали они роптать, что росли и цвели без пользы.
Но вот издалека пришел караван. Приветствуя его, пальмы гордо кивали головами. Но, отдохнув и насладившись тенью, люди безжалостно срубили их, уничтожив и красоту, и пользу, которую приносили эти деревья.
Контрастно изображает автор картины природы в первой и последней строфе. Там, где раньше была вода и пышная зелень, где была жизнь, теперь “дико и пусто кругом”.
- Люди ответственны за сохранение красоты и жизни на земле (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) (План) “В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли”. (В бесплодной пустыне выросли три пальмы, между ними журчал родник, листья пальмы хранили его от знойных лучей солнца и от сыпучего песка. Но прошли годы, и стали постепенно сохнуть от солнца “роскошные листья и звучный ручей”. Пальмы стали роптать на Бога, им не хотелось “без […]...
- Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы”) В стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи” и “Три пальмы” особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все. Это свобода мыслить, свобода действовать, свобода мечтать и […]...
- Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “Три пальмы” Михаил Юрьевич Лермонтов – мой любимый поэт. В его стихах мне слышатся то призыв к действию, неукротимая жажда жизни, то одиночество и скрытая печаль. Волнует поэта и философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своем стихотворении “Три пальмы”. В далеких степях аравийской земли среди раскаленного песка и знойного ветра росли три […]...
- “Что такое свобода” (по стихотворениям М. Ю. Лермонтова “Парус”, “Тучи”, “Три пальмы”) (2) Михаил Юрьевич Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Он не умел и не хотел скрывать свои мысли, маскировать чувства. В его стихотворениях звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Художественный мир Лермонтова насыщен пафосом свободы. Жизнь самого поэта омрачала память о декабрьском дне […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова Три пальмы Стихотворение Михаил Лермонтов написал в 1938 году. Как и во многих стихотворениях Лермонтова, в этом имеется поучительный смысл. Можно назвать это стихотворение притчей, потому как композиция и нравоучение явно настраивают читателя именно на такой расклад. Стихотворение “Три пальмы” замечательно тем, что содержит в себе одновременно несколько проблем. Однако начинать стоит по порядку. С самых первых […]...
- “Три пальмы” анализ стихотворения Лермонтова Стихотворение зрелого периода “Три пальмы” было написано М. Лермонтовым в 1838 году. Впервые оно было опубликовано в “Отечественных записках” в 1839 году. В стихотворении, являющемся по жанру Балладой, поэт использовал ряд пушкинских образов из “Подражания Корану”, такой же стихотворный размер и строфику. Однако в смысловом отношении лермонтовская баллада полемична по отношению к пушкинскому стихотворению. Автор […]...
- Анализ стихотворения “Три пальмы” Лермонтова “Три пальмы” (1839). В этом стихотворении Лермонтов при ходит к философскому обобщению о смысле жизни и о сущности человека. Для осуществления своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Стихотворение сюжетно: в пусты не растут “три гордые пальмы”, которые недовольны своим существованием и бросают вызов Богу: богоборческий мотив: Не прав твой, о небо, святой приговор… […]...
- ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ПРИРОДЫ (по стихотворению М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”) 1 вариант М. Ю. Лермонтов – выдающийся поэт-лирик, посвятивший множество своих произведений воспеванию гармонии и красоты природы. Одним из них является стихотворение “Три пальмы”. В голой, бесплодной, жаркой пустыне пальмы олицетворяют собой надежду. Щедро и великодушно дарят они усталым путникам прохладу и живительную влагу […]...
- Лермонтов, “На севере диком…”. Сопоставьте судьбы пальмы и сосны. В чем их общность и различие? К какому виду лирики вы отнесете это стихотворение – пейзажной или философской? Обоснуйте свои выводы. Целесообразно отнести это стихотворение к философской лирике, потому что ее основная тема – одиночество, типичная лермонтовская проблема, поднятая поэтом во многих его лирических произведениях. Какую роль выполняет в этом стихотворении пейзаж? Вспомните, что мы говорили о метафорах, анализируя стихотворение “Пленный […]...
- Зміст віршів Лермонтова “Хмари” і “Три пальми” У віршах М. Ю. Лермонтова “Хмари” і “Три пальми” особливо гостро відчувається самітність від володіння волею. А що таке воля? Можливо, ця незгода з тим, що тебе оточує; можливо, холодний і тверезий погляд на суспільство й незгоду жити, як всі, думати, як всі, робити вчинки, як усе. Це воля мислити, воля діяти, воля мріяти й […]...
- Сочинение-сказка на тему: Лингвистика Сочинение-сказка на тему: Лингвистика В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жила-была принцесса Ц. У нее было огромное царство, в котором был большой зеленый сад. В этом саду росли цитрусовые деревья, под одним из которых сидел циклоп и играл на цимбалах. Вокруг цвели цветы: среди них было много цикламенов и цикория. Цыганочка поливала их из большой […]...
- Проблема варварского, потребительского отношения человека к миру природы по тексту Пескова (“Лишь совсем недавно…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания произведение В. М. Пескова, писателя, журналиста и путешественника, в котором описана проблема варварского, потребительского отношения к природе. В тексте автор рассуждает о влиянии человека и о последствии его действий. Человечество бездумно уничтожает леса, живых существ, загрязняет водоемы и тем самым разрушает все то, что создавала природа миллионы лет. Позиция автора ясна: […]...
- Анализ стихотворения Анчар (Пушкин Александр Сергеевич Стихи) 1)А. С. Пушкин / стихотворение. 2)1828 г. 3)Тема: о трагических последствиях отсутствия свободы. Главная мысль : автор сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть. Настроение: мрачное, трагическое. 4) а) эпитеты: “в пустыне чахлой и скупой” , “песок горючий” ; Б) олицетворения: “природа породила” , “вихорь набежит” ; В) […]...
- “ПРОТОК” А. С. ПУШКИН ПРОТОК Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад […]...
- Анализ стихотворения “Тени сизые смесились…” Тютчева “Тени сизые смесились…” (1836). Стихотворение относится к философской лирике Тютчева: оно о душе в сумерках и о душе сумерек. Центральным образом произведения является образ сумрака на исходе реального дня: Тени сизые смесились, Цвет поблекнул, звук уснул – Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Краски дня растворяются, само бытие человека становится зыбким. Ощутимо […]...
- Сочинение Мое любимое животное Мое любимое животное – собака Пальма. Появилась она у нас так. Однажды вечером мы с друзьями играли в прятки на нашей улице и сами не заметили, как к нам прибилась незнакомая собачка. Когда пришло время расходиться, нам стало жалко бросить нового друга на улице. Я люблю животных и давно хотела собаку, поэтому взяла собачку себе. […]...
- Что дает основание называть М. Ю. Лермонтова поэтом-романтиком? (ЕГЭ по русскому) Романтической личности свойственно утверждаться в своей исключительности, выступать против всех и видеть действительность с позиции собственного идеала, подразумевающего исключительные требования. Герою-романтику присуще находить начало, равное себе, в общении с миром стихии и природных явлений. Скучная реальность тесна для душевных порывов романтика, поэтому его душа стремиться вырваться за ее пределы. Из-за этого человек оказывается в характерном […]...
- Ответственность человека за жизнь на Земле Сегодняшним днем, сложным и противоречивым, порождено множество проблем. Они носят как экономический, так и нравственный характер. Однако все понимают, что ключевое место отводится решению экологической проблемы, ведь от того, каким образом человечество справиться с ней, зависит будущее наших потомков. Катастрофа столетия представлена в виде экологического состояния окружающей среды. На территории нашего государства многим районам давно […]...
- Сочинение на тему: “Отдых в лагере” В селе, возле которого расположился наш лагерь, было довольно немного домов. Их, как принято в Крыму, окружали сады с разнообразными деревьями, которые были не менее роскошные, чем у нас дома. Всюду росли персики, виноград и абрикосы. А вот яблок было довольно мало. Зато вокруг цвели роскошные разноцветные розы, которые так замечательно пахнут вечером. С другой […]...
- Эти взрослые – такие странные люди. Сочинение по сказке “Маленький принц” Читая “Маленького принца”, сердце окутывает печаль. Никто и никогда не смог понять рисунки автора к сказке. На них изображены не просто Маленький принц, Пилот, Лиса, пустыня. Эти рисунки воссоздают настроение Сент-Экзюпери, его душу. Одиноким чувствует себя в мире взрослый, мужественный человек, одинокий и Маленький принц, который случайно залетел на чужую планету. Его домом был астероид […]...
- “Во всем мне хочется дойти” Б. Л. ПАСТЕРНАК * * * Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Все время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, […]...
- Сочинение на тему Памятный день 5 класс по русскому языку У меня в жизни есть один очень памятный день. Мне очень запомнилось, как я с бабушкой и своими друзьями отдыхали на берегу речки. На улице был прекрасный солнечный день. Дорога к речке проходила через лес. В лесу красиво пели птицы. Солнышко согревало всю землю. На лужайках росли красивые цветы. Они очень сильно пахли. По дороге […]...
- Пророк Пушкина и Лермонтова Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения “Пророк”, Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение “Пророк” – свое продолжение истории путника, наделенного пророческим даром. У Пушкина простой смертный, претерпевая нечеловеческие страдания, преображается в пророка. Он услышал глас божий, он вдохновлен и готов к выполнению своей миссии. Уже у Лермонтова он попадает в реальный […]...
- Я мечтою ловил уходящие тени Символисты К. Д. Бальмонт *** Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли. Чем я […]...
- Сочинение-описание трудовых процессов. Как получают сахар На летние каникулы я приехала к бабушке в деревню. Как-то вечером я сидела за столом и ела яблоко. Ко мне подошел мой дедушка, и я спросила: “А почему яблоко сладкое?”. Он ответил: “Очень просто: в нем есть сахар. Сахар есть во всех фруктах и овощах, даже в горьком хрене. Свекла слаще яблока – в ней […]...
- Значение некоторых слов и словосочетаний в стихотворении “Анчар” А. С. Пушкина В пустыне чахлой – в пустыне с чахлой, бедной растительностью. Жаждущих степей – степей, в которых редко бывает дождь; пустынь. Зелень мертвую ветвей – неподвижные зеленые листья, ядовитые, несущие смерть. Растопясь от зною – от жары сок становится жидким, текучим, затем застывает, как смола. Тлетворный – творящий тление, смерть. Властным взглядом – взглядом человека, обладающего […]...
- Лермонтов о природе Лермонтову как поэту-романтику чрезвычайно близка мысль о противоречии природы и общества. Естественная неиспорченность человека связывается с природой, ложь, фальшь, непонимание – с обществом. Поэт, в чьем творчестве очень сильна тема гордого одиночества среди толпы, ищет тишины и покоя в природе. Эта тема является ведущей в таких стихотворениях Лермонтова, как “Три пальмы”, “Как часто, пестрою толпою […]...
- Как мы однажды разводили костер Как мы однажды разводили костер Однажды мы всем классом ходили в поход. Когда мы выходили, была хорошая погода. Но, как назло, едва мы стали располагаться на поляне, чтобы пообедать, погода стала меняться. Я почувствовал неладное: облака стали превращаться в тучи, запахло дождем. И точно! Не успели мы натянуть палатки, как хлынул ливень. После того как […]...
- Шепот, робкое дыханье А. А. ФЕТ * * * Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Комментарий. Две тематические линии – природа и любовь – составляют ткань лирики Фета. […]...
- Сочинение: Природа в Мцыри (Лермонтов) Картины природы играют в поэме исключительно важную роль. Во-первых, это экзотическая природа Кавказа, прекрасная, богатая звуками и красками. Такое изображение природы свойственно романтической литературе. Во-вторых, герой сливается с природой, является ей частью, ощущает себя единым целым с окружающим миром. Только тогда, когда герой ощущает это слияние, он счастлив. Мир природы абсолютно гармоничен, в отличие от […]...
- Сочинение на тему: “Детство” Бунина < p>Мне очень понравилось стихотворение И. Бунина “Детство”. В нем автор описывает свои ощущения от теплого летнего дня в сосновом бору. Он вспоминает себя десятилетним мальчиком. Детство Бунина прошло в сельской местности. Летняя природа вокруг него наполнена солнечным светом, яркими красками, приятными запахами. Пахнет сосной, теплый песок, шершавая кора сосны… < p>Хоть стихотворение и называется […]...
- Морально-философского аспекты творчества Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье капитана в отставке. Рано остался без родителей. Воспитывался бабушкой Е. Арсеньевой, которая дала ему разностороннее образование. Детство Лермонтова прошло в ее имении – с. Тарханы (Пензенская область), где будущий поэт наблюдал картины крестьянского быта и сельской природы, прислушивался к народной песне, рассказам о […]...
- Сочинение по картине И. Н. Крамского “Христос в пустыне” Очень многие художники в своем творчестве, обращались к библейской тематике, Крамский тому подтверждение. Картину “Христос в пустыне” художник написал в 1872 году. По мнению многих, именно эта картина занимает важное место в его творчестве. Мне кажется что, писав эту картину Крамский, отвечал себе на вопрос, существует ли смысл у жизни, и может ли простой человек […]...
- Наши любимцы Однажды, когда ученики гуляли в школьном дворе, они услышали слабый писк. Это были маленькие щенки. Детям стало жаль бездомных собачек, и они решили, что будут заботиться о них, помогут животным выжить, ведь мамы у собак не было. Каждый день перед уроками ребята приносили щенкам еду. Они устроили для них теплое жилье. Щенки росли, и дети […]...
- И. Н. Крамской “Христос в пустыне” (сочинение по картине) План 1. Библейская тематика в произведениях искусства. 2. И. Крамской и его картина “Христос в пустыне”. 3. Пейзаж картины. 4. Изображение Иисуса Христа. 5. Мучительная внутренняя борьба в душе Иисуса. 6. Мое восприятие картины. Он выбор сделал здесь, в пустыне, Хоть и Учитель он отныне, В глазах провидящих тоска… Эрнест Саприцкий Нет ни одного вида […]...
- Краткое содержание: Утес (Лермонтов) Утес Золотая тучка ночевала на груди утеса-великана. Но рано утром она покинула своего покровителя и умчалась прочь. И дорогой для нее были небесная лазурь, в которой она весело летела и играла. Однако влажный след от тучи остался на груди утеса-великана. Он запечатлелся в морщине старого утеса. Утес-великан остался одиноко стоять на своем месте. Он не […]...
- “Пророк” М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина Пушкинский “Пророк” написан в 1826 году, после казни декабристов. О декабристах много спорят и многое говорят. Чаще отрицательное. Но даже если они избрали неверный путь, то все равно боролись, причем не за свои права (они и так были у потомственных дворян), а за права полностью бесправных людей. Спасибо, что заплатили они за ошибки истории своими […]...
- Анализ Стихотворения “Анчар” Стихотворение “Анчар”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Анчар” было создано А.С. Пушкиным в 1827 году. Напечатано в альманахе “Северные цветы” в 1832 году. В рукописи содержался эпиграф из трагедии Кольриджа “Раскаяние”. Интересно заглавие стихотворения. Анчар – это ядовитое тропическое дерево, соком которого туземцы отравляли свои стрелы. Произведение мы можем отнести к вольнолюбивой лирике. Стихотворение “Анчар” было […]...
- Сочинение-рассуждение по “Песчаной учительнице” А. Платонова < p>Рассказ Андрея Платонова “Песчаная учительница” повествует историю двадцатилетнего педагога Марии Нарышкиной, оказавшейся в сложных условиях полностью занесенного песком среднеазиатского поселка. < p>В село Хошутово Мария попадает по распределению после учебы. Условия пустынного климата ей знакомы, потому что Мария выросла в астраханских песках. Но в Хошутово девушка впервые сталкивается с настоящими печалями. Здесь пустыня сломила […]...
- АФОРИЗМЫ ДЛЯ ВСЕХ Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. Автор: Эмиль Золя Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами. Автор: Франческо Петрарка Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. Автор: К. Симонов Не бойся, что не […]...