Три мира в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (Второй вариант)
“…троичность есть наиболее общая характеристика бытия”.
П. А. Флоренский
“Мастер и Маргарита” – Роман сатирический, роман фантастический, роман философский. Роман (бессмертное произведение) о любви и творчестве… О смерти и бессмертии… О силе и бессилии…
Что есть вина и возмездие? Что есть власть? Что есть бесстрашие, страх, трусость? Что такое течение времени?
И что есть человек во времени? Что это – истина или путь к истине?
“Трехмерная” структура романа выражает философию Булгакова. Писатель
Три мира “Мастера и Маргариты” соответствуют трем группам персонажей, причем представители разных миров образуют своеобразные триады. Они объединены своей ролью и сходным взаимодействием с другими героями, а также Элементами портретного сходства. Восемь триад представлены в романе: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи – Воланд, “князь тьмы” – профессор Стравинский, директор психиатрической клиники; Афраний, первый помощник Пилата – Фагот-Коровьев, первый
Обратимся к одной из значимых триад романа: Понтий Пилат – Воланд – Стравинский. “В белом плаще с кровавым подбоем” появляется в ершалаимском мире Понтий Пилат.
В московском мире действие происходит благодаря Воланду, у которого, как и у прокуратора Иудеи, есть своя свита. Стравинский управляет своей клиникой, определяет судьбу тех, которые попали к нему в результате общения с сатаной и его слугами. Кажется, что ход событий в клинике направляется действиями Стравинского, “маленького” подобия Воланда.
Воланд – “маленькое” подобие Пилата, ибо “князь тьмы” почти начисто лишен каких-либо переживаний, которыми так богато наделен терзаемый муками совести за свою минутную трусость прокуратор Иудеи (храбрость на поле боя и гражданская трусость – как часто наблюдал такое Булгаков у своих современников). Пилат пытается спасти Иешуа, но, вынужденный в конце концов отправить его на смерть, невольно становится бессмертным. И в современной Москве вечный Воланд спасает Мастера и дает ему награду. Но творец должен умереть, а вместе с ним и Маргарита.
Воздаяние они получают в потустороннем мире. Бессмертие дает Мастеру написанный им гениальный роман, а Маргарите – ее истинная искренняя любовь. Стравинский также “спасает” Мастера, ставшего жертвой нечистой силы; только “спасение” это пародийно, ибо профессор может предложить Мастеру абсолютный бездеятельный покой психолечебницы.
Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой. Пилат не в силах изменить ход событий и спасти Иешуа. Воланд, в свою очередь, лишь предсказывает будущее.
Так, Берлиоз гибнет под колесами трамвая не потому, что сатана “подарил” ему трамвай и Аннушку, а потому что поскользнулся на масле. Власть Стравинского вообще призрачна: он не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате и о смерти Иешуа, о Мастере и его возлюбленной, не в состоянии предотвратить земную смерть Мастера и переход его в потусторонний мир.
Между этими героями есть и портретное сходство: Воланд “по виду лет сорока с лишним” и “выбрит гладко”. Стравинский – “тщательно, по-актерски обритый человек лет сорока пяти”. У сатаны “правый глаз черный, левый почему-то зеленый”, причем “правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души…”, у профессора глаза “приятные, но пронзительные”. Внешнее сходство Стравинского с Пилатом отмечает Иван Бездомный.
Пилат и Воланд тоже похожи. Во время допроса Иешуа лицо Пилата из желтого становится бурым, а “кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар”.
Вечная раз и навсегда данная строгая иерархия царит и в потустороннем мире, отражая иерархию древнего ершалаимского мира и современного московского.
Современный Булгакову мир тоже иерархический: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ. И только Мастером, Иешуа и Маргаритой правит любовь. Мастеру и Иешуа нет места в таком мире, где царит иерархия.
И все же автор убежден, что выше всех социальных, политических, бытовых проблем чувство: любовь, радость.